1 марта было подписано постановление Кабмина №67 об усовершенствовании деятельности органов доходов и сборов. Речь в этом постановлении идет о рекомендации Кабмину при реформировании системы центральных органов исполнительной власти осуществить комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию Министерства доходов и сборов Украины и образование соответствующих центральных органов исполнительной власти в сфере налоговой и таможенной политики – Государственной налоговой службы Украины (ГСН) и Государственной таможенной службы Украины (ГТС).
Аргументируя свою позицию, авторы постановления ссылаются на необходимость оптимизации деятельности указанных органов. Они указали, что создание Министерства доходов и сборов с возложением на его органы задач по администрированию налогов, сборов и таможенных платежей, единого социального взноса, а также значительного комплекса функций для выполнения этих задач показало свое несовершенство, неуправляемость и возможность использования коррупционных составляющих. Также, отмечают нардепы, создание этого центрального органа исполнительной власти вызвало недовольство налогоплательщиков. Проводить «налоговую реформацию» Кабмину предписывается совместно с общественностью.
Замечания и предложения
Общественность в лице адвокатов на одной из пресс-конференций, посвященной налоговым «маневрам», заявила, что одним из, безусловно, положительных аспектов существования Миндоходов было то, что цепочка «пересечение товаром границ Украины – реализация товара» была под контролем единого министерства. Тем не менее, адвокаты оказались не только готовы к предстоящим переменам, но и вооружены целым пакетом предложений, который, по их словам, в ближайшее время будет представлен субъектам законодательной инициативы.
Прежде всего, адвокаты рекомендуют внедрить процедуру медиации, указывая, что она является одной из форм альтернативного решения споров. Ссылаясь на опыт стран ЕС, Российской Федерации и Грузии, они предлагают создать при органах ГНС на областном и государственном уровне отдельные подразделения – службы медиации.
Кроме того, обсуждается возможность введения персональной ответственности должностных лиц ГНС. Согласно ст. 21 НКУ вред, причиненный неправомерными действиями должностных лиц, подлежит возмещению за счет средств Госбюджета. Но как правило, в бюджете средства на компенсацию не предусматриваются, что делает их взыскание фактически невозможным.
Часть экспертов настаивают также на внедрении норм трансфертного ценообразования и необходимости изъятия из Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения норм законодательства относительно трансфертного ценообразования ответа на вопрос №7, который позволяет произвольно трактовать пп. 120.3 НКУ. Для обеспечения равенства всех налогоплательщиков специалисты предлагают отменить и специальные правила, установленные для экспортно/импортных операций с контрагентами по низконалоговым юрисдикциям для отдельных товарных позиций на период до 1 декабря 2018 г.
Обсуждается и предложение обязать налоговые органы доказывать обоснованность отображенной в акте проверки позиции в зависимости от обстоятельств каждого конкретного дела; внедрить механизмы одинаковой ответственности как предпринимателей, искусственно минимизирующих свои доходы, так и чиновников, фальсифицирующих документы.
Что будет учтено?
Готовность адвокатов к предстоящим переменам разделяют и представители «большой четверки» аудиторских компаний, и бизнес-ассоциации, которые, собственно, и направили свои предложения по поводу глав ГСН и ГТС в парламент. Их предложения были учтены. А вот учтет ли предложения адвокатов комиссия, созданная правительством для ликвидации Миндоходов и возглавляемая первым заместителем министра Игорем Белоусом, пока неизвестно. На данный момент эксперты обрисовывают достаточно общую картину грядущих преобразований. По всей видимости, реорганизация будет предусматривать передачу налогового подразделения Минфину, выделение таможни в отдельное ведомство и возвращение Пенсионному фонду права администрировать единый соцвзнос. Пакет «преобразовательных» документов комиссия должна разработать в течение 2 недель. При этом разработчики должны учитывать, что обеспечение деятельности новых ведомств в 2014 г. будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных Миндоходов. По крайней мере, именно так предписывает постановление №67.
Скорее «против», чем «за»
В свете этих событий особенно интересным является тот факт, что мониторинг СМИ не позволил выявить логичных доводов в пользу ликвидации Миндоходов (не считая единого соцвзноса, акцент на котором делают те, кто приветствует реформирование). Ни парламентарии, являющиеся членами профильных комитетов ВР, ни финансовые эксперты не разделяют оптимизма инициаторов реформы, поддерживающих их юристов и отдельных представителей бизнес-структур. В частности, с жесткой критикой преобразований выступили представители общественного совета Миндоходов, заявившие, что существует опасность появления с реорганизацией Миндоходов множества различных профильных ведомств. Подобная децентрализация фискально-таможенного управления замедлит работу системы в целом путем навязывания многочисленных проверок и ослабления единых стандартов процедур контроля. Реорганизаторы должны быть готовы к тому, что им придется разобщать операционно объединенные налоговые и таможенные информационные базы данных, единую организационную структуру на центральном и региональном уровнях, а также перестраивать механизм функционального взаимодействия и распределения обязанностей.
Памятка налогоплательщика
В самом Миндоходов уверяют, что пока процесс взимания налогов будет проходить по старой системе и регулироваться действующими нормативно-правовыми актами. Ввиду этого напомним о последних «налоговых» инновациях. 25 февраля вступило в силу Положение «О регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», утвержденное приказом Миндоходов №26 от 16.01.2014. Оно содержит 14 приложений и направлено на урегулирование вопросов регистрации плательщиков НДС согласно изменениям Налогового кодекса, касающимся отмены свидетельства о регистрации плательщиков НДС и их права получить извлечения из реестра.
Действует и «Электронный кабинет налогоплательщика», порядок предъявления отчетности через который разъяснен в письме Миндоходов. Кроме того, приказом Миндоходов №898 утверждены форматы документов для проведения электронной проверки.
Кто будет ликвидировать Миндоходов?
Первым заместителем министра – председателем ликвидационной комиссии Миндоходов назначен Игорь Белоус. Виталий Науменко – зампредседателя ликвидационной комиссии, который будет заниматься таможенной службой. Зампредседателя ликвидационной комиссии назначен и Владимир Хоменко – ему поручено подготовить необходимые документы для организации службы финансового расследования на базе тех подразделений, которые были разбросаны по другим органам центральной исполнительной власти и осуществляли расследования в экономической сфере.
Топ-6 предлагаемых изменений
Внедрение службы медиации
Установление персональной ответственности должностных лиц ГНС
Внедрение норм трансфертного ценообразования
Установление переходного периода для адаптации нового законодательства
Вменение в обязанность налоговым органам доказывать обоснованность отображенной в акте проверки позиции
Отделение следствия от структуры контролирующего органа
Прогнозируемые минусы (по мнению общественного совета при Миндоходов, экономистов, нардепов):
Дестабилизация работы налогового и таможенного ведомств
Негативное влияние на работу бизнеса
Ухудшение процесса администрирования налоговых и таможенных платежей.
Вероятность возникновения ошибок при перечислении налоговых платежей в связи с изменением всех бюджетных счетов
Децентрализация фискально-таможенного управления, что повлечет возврат к проведению многочисленных проверок
Ослабление единых стандартов процедур контроля
Разобщение операционно объединенных налоговых и таможенных информационных баз данных
Раздробление единой организационной структуры на центральном и региональном уровнях.