Международный валютный фонд принес Украине плохую новость. В 2011 году, по оценке финансовой организации, дефицит текущего счета платежного баланса страны составит 3,6% ВВП, что хуже ранее озвученных 1,3% ВВП.

«Вопрос скорее не в том, почему МВФ ухудшил прогноз, а почему так опоздал с оценкой. Ведь тенденция разрыва в торговом балансе Украины наметилась еще во втором полугодии 2010 года», — говорит директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. В 2011-м разница в динамике наращивания экспорта и импорта лишь увеличилась. За первые два месяца 2011-го экспорт вырос на 46,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до $9,4 млрд), в то время как импорт — на целых 64% (до $11,4 млрд). Проблема в энергоносителях, объемы закупок которых расширились на 90,7%. По мнению эксперта Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, пересмотр показателей дефицита текущего счета произошел как раз из-за растущей стоимости энергоносителей на фоне дорожающей нефти.
«Экономика, оправившись от глубокого падения, моментально подстегнула импорт. Средства, заработанные на экспорте, превращаются в новые контракты для предприятий и растущие доходы граждан. И те и другие тратят их преимущественно на импортную продукцию. Такова структура украинской экономики. В результате ресурсы, поступающие из-за рубежа, подпитывают именно импорт. При этом, как только мы начинаем больше производить, то потребляем больше энергоносителей», — объясняет Дмитрий Боярчук.
Несмотря на тревожный показатель, о снижении устойчивости украинского платежного баланса речь пока не идет. В НБУ уверяют, что профицит по финансовому счету компенсирует дефицит текущего счета, благодаря чему сальдо платежного баланса в 2011-м будет положительным. Как отмечает Александр Жолудь, даже если Украина не получит очередной транш МВФ в текущем году, приток частных инвестиций поддержит финансовый счет в плюсе. Международный рынок капитала для Украины действительно открыт. Компании успешно размещают евробонды. Так, в феврале 2011-го Метинвест провел размещение семилетних еврооблигаций на сумму $750 млн с купонной ставкой 8,75%. Количество заявок инвесторов более чем втрое превысило предложение. Вслед за Мет-инвестом удачно привлек средства и Ferrexpo, разместив пятилетние еврооблигации на $500 млн. Купонная ставка по бумагам составила 7,875% — это самая низкая ставка для нефинансовых структур с активами в Украине за последние пять лет. Заявок оказалось в шесть раз больше предложения.
В краткосрочной перспективе вмешательство МВФ действительно не требуется, а значит, не нужно выполнять одно из главных требований Фонда: принимать новое пенсионное законодательство, которое так непопулярно в обществе. Рост промпроизводства в январе–феврале 2011-го составил 10,5%, профицит платежного баланса Украины в феврале увеличился в 5,3 раза, достигнув $1,36 млрд, резервы НБУ в апреле превысили $37 млрд. «Эти факторы снижают мгновенную потребность в финансовой помощи МВФ. Другое дело — каким будет отношение инвесторов к Украине и цена привлечения денег без МВФ. Ведь дефицит бюджета, необходимость рефинансировать кредиты, проекты к Евро2012 требуют средств. Внутри страны их нет, так же как нет серьезных источников роста экономики», — говорит начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Гарантировать поступления иностранных инвестиций, по мнению Дмитрия Боярчука, можно лишь на ближайшие несколько месяцев. Их потоки напрямую связаны с присутствием в Украине МВФ.
Правительство оказалось в довольно сложной ситуации. С одной стороны, оно испытывает давление граждан, которое выражается в падении политических рейтингов правящей партии, а с другой — МВФ и инвесторов. Выбор предстоит не из легких. Миссия Фонда должна прибыть в Украину в начале мая, а уже в июне Кабмин рассчитывает получить $1,5 млрд от МВФ.
Пока события разворачиваются так же, как при правительстве Юлии Тимошенко. Тогда Украина авансом получила несколько траншей. Но когда в МВФ поняли, что правительство не намерено проводить оговоренные реформы, сотрудничество было приостановлено. «Думаю, на этот раз МВФ настроен жестко. Сначала — стулья, потом — деньги. Если вопрос пенсионной реформы не решится, Фонд вряд ли будет работать с Украиной. Но в таком случае есть вероятность, что без МВФ гривня вновь начнет скатываться вниз», — предполагает Дмитрий Боярчук.