Ну, не удается правительству, хоть убей, декламировать одновременно красиво, разумно и справедливо. Кабмин отчитывается, что обеспечил аграриев более дешевыми минеральными удобрениями и горючим. Но расходные материалы в разгар весенне-полевых работ предлагаются не государственным полпредом, а одиозной коммерческой структурой с неукраинскими корнями. Зато от имени государства...

И минеральная подкормка, и солярка становятся приманкой в договоре о покупке будущего урожая далеко не по конкурентным ценам. Это некий сублимированный форвардный контракт, рассчитанный на лохов. Таким образом власть упрямо пытается реализовать сценарий «единого окна» — присутствия на рынке зерна монополиста — государственного оператора и убедить слепых, что их уже перевели через дорогу. Хотя еще не принят соответствующий закон...

Вместе с тем реалии должны были бы хорошенько встряхнуть Министерство аграрной политики и продовольствия. Недобор оборотных средств из-за заблокированного экспортными квотами зерна, отсутствие кредитных линий вынуждают аграриев подкармливать озимые, сеять яровые из того, что наскребут. И ругать при этом непродуманную государственную политику в агросекторе. Вопреки «единогласной» поддержке государственного курса в АПК, которую декларирует руководство как Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, так и Аграрного союза.

Это уже дело правительства — прислушаться или пропустить мимо ушей ругательства-проклятия низов в свой адрес. Но одно должно насторожить власть: прогнозы жатвы-2011 могут не оправдаться. С завоеванных в прошлом году зерновых вершин Украина рискует скатиться на рубежи 2005—2006 годов, столь далекие от мечты о 80 млн. тонн зерна.

Нынешнее чиновничество научилось скрывать отсутствие бюджетных средств на ту или иную программу спонтанно придуманными... новыми программами, с громкой приставкой «национальная зерновая», «национальная животноводческая», которых и в глаза никто не видел.

Вместо того чтобы компенсировать сельхозпроизводителям 50% страховых платежей, власть носится с «новшеством» — концепцией развития системы страхования сельскохозяйственной продукции. В ее основе — создание Государственной аграрной страховой компании, которая и будет возмещать... эти 50% стоимости полиса. Но при компании создадут еще и Фонд гарантирования покрытия катастрофических убытков, который будет наполняться за счет отчисления 3% от премий страхователя. Если же и в фонде не хватит средств, то ему позволят запустить руку в госбюджет. Не спасет и кредит, тогда задолженность перед государством будет погашаться за счет... чего бы вы думали? Повышения тарифов на агрострахование.

Госрезерв тоже решил приукрасить свою деятельность и прямые функциональные обязанности втиснул в киот социально громких программ «Мука», «Крупы», «Сахар»... Только Аграрного фонда не слышно: то ли самоустранился, то ли окончательно испустил дух. Вместо него по сельским просторам кочует печально известный «Хлеб Инвестстрой», которого власть короновала на роль монополиста на рынке зерна. Именно эта компания реализует для сельхозпроизводителей президентское «покращення життя вже сьогодні».

В Венеции за переход улицы на красный сигнал светофора у вас на месяц отбирают плавки или купальник. А у нас бизнес-структуру, подсевшую на коррупционные схемы, даже не пожурили. Не спешит с ответом относительно нее и премьер-министр, публично обещавший разобраться, откуда у «Хлеб Инвестстроя» ноги растут. Или, может, руководитель Кабмина сдрейфил из-за как будто бы связей этого ООО с Wall Street?

Напомню Николаю Яновичу его выступление в ранге первого вице-премьер-министра на заседании правительства 23 июля 2003 года. «Я буквально на минуту отвлекусь и скажу для всех: последний тендер, который провел Госрезерв по закупкам зерна, выявил предложения от 750 до 1100 грн. за тонну. И кто же нам предлагает закупить зерно?

Международная юридическая промышленная организация — 200 тыс. тонн, выплачено платежей в бюджет этой организацией — 1 тыс. грн. за прошлый год. Размер ее статутного фонда — 14 тыс., а занимается она в основном консультационными услугами и адвокатскими.

Следующий «активный игрок» на рынке зерна — топливно-энергетическая компания «Укренергозбереження». Размер тендерных предложений — 110 тыс. тонн зерна. Выплачено платежей в бюджет этой «мощной организацией» за прошлый год — 200 грн. Размер статутного фонда — 11 тыс. грн. Количество постоянно работающих — 1 лицо. Впечатляет?!

Еще один «гигант» — товарищество «Лекаспорт Киев». Размер тендерных предложений — 75 тыс. тонн зерна. Размер статутного фонда — 11 тыс. грн. Оплачено платежей в бюджет — 700 грн., количество постоянно работающих — 1 человек.

Неужели государству не стыдно иметь дело с такими организациями? Или мы что, распишемся в собственном бессилии покупать по таким ценам зерно у посредников?»

Правда, интересное дежавю, Николай Янович? Это я по поводу нынешнего делегирования функций государственного оператора одной из структур наподобие тех, что так раздражали вас в далеком 2003 году. Скажите, что-то с тех пор изменилось? Только и того, что вместо распыленных «товариществ» сегодня на рынке заправляет одно, которому вы и вручили национальную зерновую булаву.

За ее немедленное освящение, то есть принятие Верховной Радой законопроекта №8163, который законодательно закрепит доминирующую роль государственного монополиста, выступает Николай Миркевич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев (АФЗУ). Правда, его слова о том, что это станет залогом «укрепления благосостояния крестьян, защиты плодородия земель и обеспечения продовольственной безопасности Украины», были донесены не представителями АФЗУ, а... пресс-службой Государственной продовольственно-зерновой корпорации. Ввиду того, что руководителя последней Александра Лавренчука записали в совет АФЗУ, подобный «обмен любезностями» вполне мотивирован.

Меня же интересовало, выражал ли президент АФЗУ по поводу законопроекта №8163 консолидированное мнение большинства из 43 тыс. фермерских хозяйств. После «горячей линии» со всеми регионами убедился: никто не уполномочивал Миркевича на безапелляционное «одобрямс» от их имени.

Я не задавал фермерам провокационные вопросы — только два толерантных: какова готовность к весенне-полевым работам и положительно ли повлияет на них присутствие на зерновом рынке госкомпании с более широкими полномочиями?

Почти все сошлись во мнении, что из-за запрета экспорта зерна фермеры финансово проиграли. А из-за дороговизны минеральных удобрений и горючего приходится экономить, что негативно скажется на качестве будущего урожая.

Да, фермеры требовали, чтобы на рынке зерна появился государственный трейдер. Но исключительно на кооперативных началах, чтобы в это формирование вошли фермеры и государство. А что придумали? Частную структуру плюс государство. И все лоббируют эту структуру, чтобы только с ее помощью аграрии продавали выращенное. И это трактуется как защита крестьян от вымогателей-трейдеров!

Но фермеров интересовали и другие проблемы, которые президенту АФЗУ некогда разъяснить из-за занятости VIP-агитационной деятельностью. В частности, моих собеседников встревожила информация о намерениях Государственной продовольственно-зерновой корпорации расширить земельный банк до 1 млн. гектаров. За счет чьих наделов? Конечно же, не разбросанных крестьянских паев, а целостных массивов. Не исключаю, что и фермерских. Глядишь, пройдет немного времени — и в Украине появится некий «заземленный» титульный фермер, и мало кто удивится, если название его будет созвучно с «Хлеб Инвестстроем».

Ведь сейчас фаворит — он! И то, с каким рвением ООО консолидирует материально-технические ресурсы (минеральные удобрения, средства защиты растений, горючее, семена), свидетельствует о его стремлении властвовать единолично. Предлагаемые же компанией контракты могут стать последними в деятельности многих фермеров и сельхозпредприятий. Президент АФЗУ мог бы уберечь своих членов от возможного краха, если бы вчитался в договорные положения, таящие коварные ловушки.

«Хлеб Инвестстрой» покупает по форварду продовольственную пшеницу по 1683 грн. за тонну. При себестоимости 1400 грн. мне вроде бы выгодно заключить с ним контракт. Но если к прямым затратам добавить еще и косвенные, и административные, то моя себестоимость существенно «утяжелится». Однако желание получить сразу полцены за будущий урожай пересилило, и я начал оформлять документы на партию объемом 1 тыс. тонн.

Застраховать урожай можно только в одной из четырех компаний, расценки в которых колеблются от 3,3 до 4%. Дополнительно платишь 0,1% — государственная пошлина, плюс 300 грн. — нотариальный сбор, плюс 17% с суммы госпошлины.

Смилостивилась погода, выколосилась пшеница, и законтрактованные 1 тыс. тонн зерна нужно транспортировать на хранение исключительно на сертифицированный элеватор. Тут вы начинаете работать в минус. А ну-ка, перевезите за собственные средства грузовиками тысячу тонн зерна, предположим, за 50 километров. Считайте грубо: гривня за километр...

Заполнили зерном складское помещение — и с этого момента, опять же, из собственного кармана будете оплачивать услуги по хранению. Кое-где берут 15 грн. в месяц (за тонну), а кое-где — и все 30. Плюс разовое оформление всей зерновой партии: 5—15 грн. за тонну. Сколько будет находиться там моя пшеница, одному «Хлеб Инвестстрою» известно. Два месяца, полгода... И все это время склад будет требовать с меня плату за хранение.

Когда прибыли постепенно начнут атрофироваться, даже сильно отчаявшись, не вздумайте сбыть зерно, уже проданное столичному ООО, какому-то залетному зернотрейдеру. Даже если тот предложит двойную цену. Она не покроет сумму штрафа за срыв контракта. До недавнего времени санкции составляли 9% от общей суммы контракта, сейчас их размер подскочил до 20%. Ко всему прочему, придется вернуть до копейки средства, предоставленные вам в виде аванса и окончательных расчетов.

Говорят, ближе к осени группа депутатов и чиновников, знакомившихся с опытом Бразилии по финансированию фермеров еще до жатвы, предложит подобное законодательство и для наших аграриев. Я же отвечаю: адаптируй не адаптируй, а в Украине оно не приживется! И не потому, что в Бразилии владельцы фазенд пользуются кредитами под почти 7% годовых, а у нас — под 20.

В стране, где премьер — ответственный за гречку, а президент занимается ценами на муку и хлеб, прогрессивное вряд ли пустит корни.

Поэтому зерновое поле напоминает мне ринг, на котором спарринг-партнер в лице коммерческого чужеземца-монополиста дубасит беззащитного украинского агрария. Хотя вместо последнего пятый угол должно было бы искать правительство.