Как заявил лидер фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов, не принятие властного законопроекта о рынке земли выгодно лоббистам интересов иностранцев: " Создается впечатление, что после того, как убрали норму о невозможности приобретения земли для иностранных граждан, этот закон сразу прекратил всех устраивать".

Однако, нынешний законопроект " О рынке земли" авторства Григория Калетника и других депутатов - новый, внесенный на замену предыдущего проваленного правительственного законопроекта. А кроме того, этот законопроект, в сущности, никак не запрещает собственность иностранцев на землю в Украине.

Ведь, во-первых, земля несельскохозяйственного назначения может быть собственностью кого угодно, хоть иностранцев, хоть лиц без гражданства (изменения в статье 82 Землиного кодекса, заложенные в законопроект "О рынке земли" Калетника).

Во-вторых, профиль использования земли может быть изменен через 10 лет (статья 22 законопроекта). Это означает, что купив задешево, без конкуренции со стороны иностранцев землю сельхозназначения сейчас, уже через 10 лет ее можно будет легально продать иностранцам за совсем другие деньги.

В конце концов, самое главное, иностранцы, иностранные юридические лица и лица без гражданства по законопроекту Калетника, будут иметь полное право долгосрочной аренды земли.

"Землиные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным предприятиям, предприятиям, в уставном (совместном) капитале которых есть любая часть иностранного капитала (совместные предприятия, предприятия с иностранными инвестициями), иностранным юридическим лицам, иностранным государствам, международным правительственным и неправительственным организациям".

Продажа права аренды, прямо заложена в законопроекте, и фактически означает продажу земли под другим названием: "Объектами рынка земли является: … право аренды землиного участка на установленный срок аренды или право пользования чужим землиным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим землиным участком для застройки (суперфиций)" – гласит статья 3 проекта.

На практике право долгосрочной аренды почти ничем не отличается от права собственности. Члены правительства заявляли о намерении сделать возможной процедуру расторжения договора аренды владельцем земли, но в результате "забыли" это записать в законопроект.

Также в законопроекте записали, что продажа землиного участка не прекращает действия договора аренды (статья 21 законопроекта).

Поэтому разговоры об ограничении иностранцам возможности владения землей являются лишь разговорами для электората. На самом деле законопроект приведет к захвату бюрократией и приближенным к ней бизнесам земли задешево, без конкуренции со стороны иностранцев, чтобы потом (через 10 лет или раньше) спихнуть ее тем же иностранцам по новой цене.

Однако, главнейший парадокс законопроекта "О рынке земли" заключается в том, что на самом деле полноценного рынка земли этот законопроект не вводит.

Ведь, во-первых, законопроект делает возможным неконкурентную продажу земли - как земли несельскохозяйственного, так и сельскохозяйственного назначения, причем без всяких прозрачных критериев, когда именно осуществлять такую продажу. Это будут решать полдесятка уполномоченных органов государственной власти.

При желании, органы власти будут иметь возможность продавать землю через разные процедуры – полностью без конкурса, на аукционах, без аукционов в форме конкурса.

Причем, например, продажа по конкурсной процедуре без аукциона касается не только инфраструктурных инвестиционных проектов (что было бы более или менее оправдано), но и земли сельскохозяйственного назначения.

Расширение числа органов, которые имеют право раздавать землю раскритиковало Главное экспертное управление Верховной Рады: "Расширение состава органов, которые осуществляют распоряжение землями государственной собственности, за счет центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, выглядит недостаточно обоснованным".

Это если с точки зрения логики и эффективности – то необоснованное, а если с точки зрения создания коррупционных синекур – то вполне может быть.

Почему не создать единую простую и прозрачную процедуру аукционной продажи всех земли в стране – вопрос риторический. Потому, что чем сложнее процедура, тем жирнее рыба в мутной воде.

По сути это означает образование грандиозной коррупционной кормушки, фактическое планирование потерь государственных средств на десятки и сотни миллиардов.

Во-вторых, в законопроекте для простого человека крайне затруднена рыночная продажа своего земельного участка на земельных торгах и получение за нее справедливой конкурентной цены.

Процедура земельных торгов предельно забюрократизирована и заранее организована так, чтобы быть предельно дорогой.

В странах Запада гражданин может организовать аукцион в любой момент для продажи практически любого своего имущества – от земли и заводов вплоть до последней мухобойки. Вместо того, во властном проекте процесс открытые торги забюрократизированы до последнего предела. Владелец земли вынужден продавать ее через исполнителя торгов, то есть юридическое лицо, которое имеет лицензию на проведение земельных торгов и заключило с организатором договор о проведении продажи объекта на земельных торгах. При этом "организатор устанавливает вознаграждение исполнителю в размере 5 процентов суммарной стартовой цены лотов, которые выставлены на аукцион, но не более чем 3500 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан. Вознаграждение состоит из расходов на организацию и проведение аукциона и прибыли исполнителя" (статья 43).

"Не хило" – заработать 5% стоимости земли на равном месте, за одни лишь бумажки и согласования?

Человеку для того, чтобы организовать аукцион, необходимо напечатать сообщение о нем сразу в печатных СМИ общегосударственной, региональной и местной сферы, а также на сайте органа по вопросам земельных ресурсов. Представляете себе крестьянина, который месяцами ждет синхронного выхода "Голоса Украины", областной газеты и местных "Вестей Голопупинска"? На Западе для этих целей хватает одного сайта.

Проект переполнен такими "ценными" коррупциогенными функциями, как сертификация, рецензирование, обучение, отбор, создание экспертных советов и т.п. Понятно, все это ляжет на конечную стоимость земли.

Лицетаторы (аукционные торговцы) поставленные в максимально возможную зависимость от бюрократов: "Порядок проведения аннулирования квалификационного свидетельства лицетатора по проведению земельных торгов устанавливается центральным органом исполнительной власти к полномочиям которого принадлежит осуществление нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.

Лица, которые не сдали квалификационный экзамен, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через один год. Лицетаторы по проведению земельных торгов обязанные не реже одного раза в три года повышать квалификацию по программе повышения квалификации".

Декларативно объявлено, что консолидация земли проводится на добровольной основе. Однако в самом тексте законопроекта указано, что субъекты консолидации обязаны выполнять проекты по консолидации. Такая вот добровольно-принудительная консолидация. По сути человек может избирать лишь способ, которым его "консолидируют", то есть заберут его землю.

Власть заявляет, что проект вводит ограничения права собственности на землю 100 гектарами. Хотя, на самом деле, следовало бы четко выписать, что несовершеннолетние дети тоже имеют право на свои 100 гектаров, которое сделало бы детей "экономически выгодными" и содействовало улучшению демографической ситуации на селе. На самом деле серьезной демонополизации не планируется.

Согласно статье 14 законопроекта "Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, которая может находиться в аренде одного человека с учетом связанных лиц и лиц, связанных с ним отношениями контроля, не может превышать 6000 гектаров сельскохозяйственных угодий на территории одного района и не более 5 процентов площади сельскохозяйственных угодий на территории области". По 5 % от каждой области – вот и еще одна область во владении олигархов.

Еще одно нововведение законопроекта – учреждение Государственного земельного банка, основной задачей которого является кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земли и другого имущества. Государственному земельному банку принадлежит исключительное право залогодержателя земли сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства. При этом, надо понимать, что любое " исключительное право" это уже никакой не рынок и не увеличение конкуренции, а создание сверхприбыльного бизнеса, в конкретных украинских условиях – рассадника коррупции. При этом "Кабинет Министров Украины устанавливает в уставе Государственного земельного банка порядок формирования, функционирование и распоряжение фондом резерва сельскохозяйственных угодий Государственного земельного банка Украины" (статья 66). То есть, все понятно.

Это как в известном анекдоте: после конверсии на советском заводе сосбирали чайник, а все равно выходил автомат Калашникова. Так же у нынешней власти: что бы она не делала в своих "реформах", выходит способ разворовывания государственного имущества. Вместо этого, в законопроекте не созданы никакие преграды для прекращения спекуляции землей. Сделать это можно было бы элементарно просто, если следовать даже выводам Главного экспертного управления Верховной Рады, которое предлагает "в полном объеме учесть действующие предписания части второй статьи 130 Земельного кодекса, по которым преобладающее право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка". Можно было бы еще более жестко определить, что владеть землей имеют право лишь те (!), кто постоянно живут не дальше, чем за 20 км от своего самого большого земельного участка. Но оно надо бюрократам и спекулянтам – переезжать в село? Для недопущения спекуляции землей следовало бы ввести запрет ее перепродажи чаще, чем раз в 3 года. Но кому из депутатов это нужно, если закон как раз и пишут для того, чтобы разобрать землю "по дешевке" и организовать ее спекулятивную перепродажу?

А спекуляция, между тем, вымывает средства у реальных производителей, тем самым стратегически снижая конкурентоспособность украинского сельскохозяйственного производства.

Что украинскому сельскому хозяйству в самом деле нужно, так это свободный и максимально конкурентный ( а следовательно раздробленный на множество небольших, но конкурентных хозяйств) рынок земли исключительно для тех, кто на ней работает, без допуска на него иностранцев, максимальное поощрение конкуренции и демонополизации в сельскохозяйственном и зернотрейдерском бизнесе и в развитии экспортной инфраструктуры. А также законодательный запрет изменения таможенных ставок и других условий функционирования сельскохозяйственного бизнеса чаще, чем раз на год, с тем, чтобы производитель умов перспективную ситуацию на рынке.

Но это означало бы действовать в интересах страны.

Между тем, политика нынешней власти до сих пор состоит в противоположном – создании искусственных монополий, которые кардинально подрывают конкурентоспособность украинской экономики, о которой власть так любит поговорить.