В Украине стартует земельная реформа. Под конец сессии парламент принял в целом закон «О государственном земельном кадастре». Согласно документу, кадастр - это единая государственная система сведений о земле, расположенной в пределах Украины, ее целевом назначении, ограничениях в ее использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями.
Не дожидаясь проведения инвентаризации украинских черноземов, правительство тут же предлагает принять и закон «О рынке земель». Соответствующий законопроект с подачи Кабмина будет зарегистрирован в Верховной Раде и станет одним из первых в повестке дня следующей сессии парламента. Читавшие документ отмечают, что он лучше предыдущих аналогов, но и к нему остается немало замечаний. Да и спешка с отменой моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения вызывает массу вопросов. Об этом и шла речь на круглом столе «Свободный рынок земли сельскохозяйственного назначения: за или против», организованном ЮФ «Ильяшев и Партнеры», ассоциацией «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), компанией «Бейкер Тили Украина» и ИД «Галицкие Контракты» при поддержке ассоциации «Земельный союз Украины».
По словам начальника департамента нормативно-правового обеспечения развития земельных отношений Госагентства земельных ресурсов Украины Евгения Бердникова, доработка законопроекта в парламенте будет дорабатываться по четырем основным блокам. Первый блок определяет процедуру проведения земельных торгов. С 2008 года в стране практически заблокирован процесс проведения земельных торгов, и в то же время, невозможно предоставлять свободные земельные участки в аренду без проведения таких торгов. Второй блок определяет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Он, по словам Бердникова, является самым резонансным. Третий блок касается вопроса консолидации сельскохозяйственных земель и представлен в законопроекте в несколько урезанном виде. Правительство пошло на такой шаг, побаиваясь протестов населения. Ведь консолидация означает принудительное изъятие земель. В Госагентстве земельных ресурсов решили, что если в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению станет понятно, что общество готово принять модель принудительной консолидации, то данный раздел будет расширен. В ином же случае предполагается принять отдельный закон, посвященный данному вопросу. Четвертый блок призван предотвратить махинации с землей и коррупцию в этой сфере. Такая борьба видится авторам в разрешении приобретать землю лишь физлицам гражданам Украины, установлении максимального числа земли, которая может быть продана одному лицу, ограничении скупки земли через связанных лиц и прочее.
Президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль считает, что мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, который продолжается уже 10 лет, противоречит Конституции Украины. Ведь в ней закреплено право граждан свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. А за время действия моратория прошла тотальная тенизация оборота сельхозземель. В обход моратория использовались разные схемы купли-продажи земель. По мнению эксперта, такая ситуация приводит к снижению инвестиционной привлекательности украинского аграрного сектора, к тому, что инвесторы не хотят работать в селе.
Партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков говорит, что в законопроекте следовало бы прописать более суровые нормы, регулирующие процесс консолидации земель. Кроме того, не достаточно действенными на практике могут оказаться механизмы ограничений на приобретение земли, которые предлагаются законом. С одной стороны такие ограничения являются не совсем логичными. С другой – строгость соответствующих норм нивелируется тем, что, по сути, через связанных лиц будет возможно приобретать значительные объемы земельных наделов.
По словам директора информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине» Максима Федорченко, в законопроекте неоправданно большая роль предоставляется государству. По его словам, в таких условиях продажа земли будет регулироваться в контролированном ручном режиме, что приведет к коррупции. В частности коррупционные схемы породит предоставление государству преимущественного права на покупку земли. «Предположим, в регионе нет спроса на землю, - рассказал Максим Федорченко. – Крестьянин будет платить чиновнику за то, чтобы государство выкупило землю. Если спрос есть, заинтересованные лица будут платить чиновнику, чтобы он отказался от преимущественного права».
Впрочем, немало экспертов вообще сомневаются в необходимости снятия моратория на продажу сельхозземель. По крайней мере, в ближайшие годы, и до того времени, пока в регулировании земельных отношений будет наведен порядок. Генеральный директор УКАБ Владимир Лапа привел данные исследования Мирового банка, согласно которым 51,5% населения Украины против формирования рынка земли, а еще 17,7% за его формирование, но лишь тогда, когда для этого будут созданы необходимые правовые и экономические условия. Согласно же опросу самого Клуба, на вопрос «Когда в Украине необходимо сформировать рынок земли сельскохозяйственного назначения?» половина из 500 опрошенных сельхозпредприятий ответили – никогда. При этом, по словам Лапы, речь не о непринятии формирования рынка земли как такового, а о том, что для этого государством не создано надлежащих условий. В частности, сегодня введена экспортная пошлина на отдельные зерновые культуры, НБУ ограничил возможность предоставления банками кредитов до 50% заставленного имущества и прочее.
Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Миркевич посчитал, что из-за пошлин, НДС и других факторов украинский производитель теряет на тонне зерна EUR100, в то время, как европейский фермер получает EUR100 на тонну зерна дотаций. Это приводит к тому, что сегодня украинские сельхозпроизводители просто не имеют средств на приобретение земли, даже если мораторий будет снят. В такой экономической и правовой ситуации, побаиваются фермеры, вся земля будет скуплена отдельными, приближенными к власти лицами. «Землю приватизируют десять семей Украины, которые имеют огромные капиталы, - сказал Николай Миркевич. – И не землю приватизируют, а территории. И станут собственниками территорий».