В последнее время столько людей и так часто повторяют нам, что нужно честно платить налоги в полном объеме, что я не могу не задать простой и естественный вопрос – «зачем?» Давайте называть вещи своими именами – налоги в Украине не платят и не собирают. Их выбивают, выжимают, даже сотрудники ГНА и руководители разного уровня предпочитают военный термин – мобилизация.
«В этом году мы мобилизовали в бюджет больше налогов, чем в прошлом», - типичный гордый рапорт налогового чиновника или руководителя области. Мы на войне? Даже в условиях падения производства, сокращения продаж и прочих кризисных явлений они умудряются «мобилизовать» больше, чем рассчитывали. Какой ценой – многие знают. И не только в Донецке.
Казалось бы – простая ситуация. Налоги – это зарплата, которую мы платим государству за работу. Я не уверен, что готов платить зарплату всем государственным служащим. Некоторых я бы уволил, а некоторых даже оштрафовал. Впрочем, подробно фантазии о справедливом бюджете я уже видел, не будем повторять. Вернемся к вопросу – зачем я должен платить налоги. Не почему, а именно – зачем. Михаил Бродский и другие идеологи Налогового кодекса по поводу и без повода кивают на образование и медицину. Мол, учителя и врачи бедные, а вы хотите лечиться и учить детей? Значит, платите.
Звучит честно, если ограничиться этими ритуальными заклинаниями. А вот если просто посмотреть на цифры в нашем кризисном бюджете 2011 года, мы увидим странную картину. На учителей и врачей депутаты по решению правительства решили потратить не слишком большие суммы. Гораздо более внушительные суммы идут совсем на другие цели. Так что, не нужно лукавить. Налоги в Украине можно было свободно сократить, а образование и медицину здорово поддержать, если делить честно, а не «справедливо», по мнению деливших.
Заплати налоги. От этой фразы уже опухли уши. Мне не очень понятно, почему я должен отрывать кусок своей зарплаты, от своей семьи, на то, чтобы 800 тысяч выделили чиновникам на такси. Причем чиновникам, проживающим в Пуще-Водице. Да там у каждого второго часы стоят столько, сколько я зарабатываю за десять лет. Я от своих детей должен оторвать, чтобы им на такси не тратиться? Посмотрим, куда еще направили наши выдранные с кровью и мясом налоги в последние два дня (!!!) державные мужи?
Пятьдесят миллионов – на полеты президента и других представителей элиты. Вертолет дорогой, понимаю. Я также понимаю, они привыкли к роскоши, а раз уж у руля оказались – не хотят из своего кармана платить. О, не одними чиновниками живы. Тут комитет по Шевченковской премии определил, кому эту самую Шевченковскую премию давать. Кстати, председатель этого комитета нардеп Мовчан (экс-бютовец, теперь «тушка») привык ежегодно получать из бюджета на свою общественную организацию без конкурса три миллиона. Мне от нее ни холодно, ни жарко – зачем из меня выцарапывают на нее деньги?
Так вот – премию присудили роману «Черный ворон» Василия Шкляра, который обвиняют в ксенофобии и порнографии. Основные претензии к роману — уничижительные характеристики русских и евреев, употребление в отношении их слов «москаль», «кацап» и «жид», а также натуралистические сексуальные сцены. Я полистал книгу. От ярлыков и политических оценок воздержусь, но с точки зрения художественной ценности, мне кажется – убожество. Если кто не согласен – нет проблем, не такой уж я эксперт. Хреновый эксперт, честно говоря. Но это еще не дает никому права заставлять меня кормить автора. Нравится? Ради Бога! Покупайте книгу в магазинах, поддержите писателя заработанной гривной на добровольной основе.
Почему из меня принудительно вычтут деньги, чтобы заплатить 260 тысяч писателю, который вызвал у меня только отвращение? Повторюсь – дело вкуса, кто-то ценит – он пусть и платит. Я не хочу. Почему я должен оплачивать Шкляра? Потому что никто не хочет покупать его книги, а жить как-то надо? 260 тысяч – это моя зарплата журналиста приблизительно за семь-восемь лет. Это богатые помогают бедным или я что-то путаю?
В Киеве студенты протестуют под парламентом. Хотят бесплатного образования и хороших степендий, требуют депутатов понять и поддержать. Я плачу налоги и тем самым содержу и студентов, и депутатов. Зачем они мне в этот момент? Чтобы посмотреть сюжет в новостях? Я получил образование заочно, зарабатывая на жизнь и оплачивая. Наверное, когда вырастут мои дети, смогу заплатить и за них (если профессионалы не развалят экономику страны окончательно). Считайте меня сволочью и скупердяем, но платить стипендию чужим детям не хочу - на своих не всегда хватает. А депутаты их пожелания учтут - скоро парламентские выборы, кому нужны студенческие протесты? Они же не из своих потратят, из наших.
Напоследок о налогах и сомнениях в их целесообразности. Когда власти перестало хватать, народ вышел на акции протеста. Что имеем сейчас? Один из участников налогового Майдана Игорь Гаркавенко в знак протеста объявил в СИЗО бессрочную голодовку. Он сидит в тюрьме. Его обвиняют в повреждении гранитной плитки на Майдане Незалежности в Киеве при установке палаток. И я своими налогами оплачиваю милицию, которая его задержала, прокуратуру, которая ведет дело. Я даже оплачиваю его конвоиров, содержание тюрьмы и даже тех напуганных протестом высоких чиновников, которые дали команду мстить протестовавшим. Интересно, могу я себя считать соучастником преступления, которое называется «политическое преследование?» Теоретически – вполне.
Так что у нас в результате получается? Государство ведет себя с нами не как наемный менеджер, а как оккупант. И в этих условиях отказ платить налоги – доблесть. А тихо скрывать – партизанская война. Такой вот перекос простой системы в условиях перекоса взаимоотношений.
Автор ни в коем случае не претендует на непогрешимость суждений. И с интересом готов принять участие в дискуссии на эту тему. Только, на уровне понятных аргументов - а не в ключе "сам дурак".