В Верховную Раду внесен законопроект, сам процесс прохождения которого может стать, с одной стороны, лакмусовой бумажкой решимости президента и коалициантов в борьбе с коррупцией на оккупированных территориях, с другой — замером влиятельности тех, кто на войне зарабатывает.
Это в одной плоскости. В другой же — законопроект (по крайней мере, в том виде, в котором он есть на момент написания материала) практически не оставляет люфта для оттягивания принятия принципиального решения по выбору политики в отношении оккупированных территорий и их жителей. На вопрос, который мы не раз задавали политикам — «мы воюем или торгуем?», имея в виду оккупационные власти в Крыму и на Донбассе, проект дает четкий ответ: полная блокада товаров, жесткий режим передвижения людей.
Законопроект 2004апредусматривает внесение изменений в закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированных территориях Украины», принятый вскоре после аннексии АР Крым и Севастополя. Теперь же предлагается распространить его действие и на неподконтрольные Украине районы и населенные пункты Донецкой и Луганской областей. То есть то, на чем на протяжении многих месяцев настаивали активисты, эксперты и отдельные политики, тем самым требуя законодательно определить статус части Донбасса как оккупированных территорий. Со всеми вытекающими ограничениями, уровень жесткости которых разнился, и который, без сомнения, станет дискуссионным моментом при прохождении этого законопроекта.
Проект в своем названии предполагает «усиление контроля за перемещением лиц и грузов (товаров) через временно оккупированную территорию Украины». На деле речь идет о полном прекращении поставок грузов (товаров) на оккупированные территории и оттуда, за исключением гуманитарной помощи исключительно под контролем специально делегированных представителей ОБСЕ или с участием Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца.
Передвижение людей также предлагается жестко ограничить и ввести систему спецпропусков: въезд на оккупированные территории и выезд с них граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства «допускаются только по специальному разрешению через контрольные пункты въезда-выезда в порядке, определенном Кабинетом министров Украины». И к этим «блокадным» мерам есть много вопросов у правозащитников, мнение которых мы приведем ниже.
Но нормой, которая вызовет главное противодействие принятию проекта, будет другая — об отмене закона о свободной экономической зоне «Крым», благодаря которому все украинские олигархи и бизнесы разной крупности и прозрачности могли продолжать свою прибыльную деятельность на оккупированном полуострове, не уплачивая налоги в украинские бюджеты, но пополняя казну аннексированного Крыма и Севастополя и спасая от товарного кризиса.
Об объемах поставок в Крым грузов, освобожденных законом о СЭЗ от налогов и таможенных пошлин, ZN.UA сообщало не единожды. Напомню, что только за первые пять месяцев действия закона в Крым было поставлено товаров (в основном продуктов питания) более чем на 500 миллионов долларов. И это — по официальным данным Государственной фискальной службы. Объемы же неучтенки, контрабанды, в том числе — и теневого транзита из Украины куда угодно через черную дыру оккупированного Крыма, по подсчетам экспертов, не меньше легальных поставок, а номенклатура товаров гораздо богаче указанной в отчетах ГФС. Поборы на украинской стороне «границы» ведутся практически в открытую — соцсети полны «прайсов», возмущений и советов. С декабря 2014 года Украина прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с Крымом, но никак не ограничила поставки туда товаров. Бьющую и по глазам, и в сердце несправедливость такой преференции для торговли с оккупированными территориями на фоне ограничения прав прежде всего лояльных Украине крымчан (тех, которые живут на материке, но посещают Крым, и наоборот) можно было увидеть во множестве телесюжетов: длинная, порой на 10-15 километров вереница фур и цепочка пешеходов, преодолевающих пешком створ между двумя КПП. И вот теперь дисбаланс предлагается убрать. Весьма радикально, а потому спорно.
«Я больше не могу видеть фотографий в Фейсбуке с непросроченным «Черниговским» на полках крымских супермаркетов», — говорит инициатор законопроекта Игорь Лапин. В соавторах — еще 13 народных депутатов из трех фракций коалиции — «Народного фронта», Блока Петра Порошенко и Радикальной партии О.Ляшко. С явным перевесом нардепов от НФ. Но главная особенность авторского коллектива в другом — все входят в межфракционное объединение «Самооборона Майдана», включая его председателя Андрея Парубия. (К слову, на сайте ВР среди авторов вместо Юрия Тимошенко ошибочно значится Юлия Тимошенко). Поэтому, несмотря на присутствие среди авторов членов президентской фракции, вопрос проходимости проекта вызывает вполне закономерный вопрос: имеет ли он поддержку президента, фракции блока его имени и коалиции в целом? Ни Игорь Лапин, ни Сергей Высоцкий, которым этот вопрос адресовался, прямого ответа не дают, но ссылаются на публичные заявления как самого Петра Порошенко, так и лидера фракции БПП Юрия Луценко о необходимости ресурсной блокады оккупированных территорий.
«Цель, которую преследует данный проект и которая должна быть объединяющей — это пресечение схем коррупции во время войны и создание прозрачных и надежных режимов пропуска людей на «границах» с оккупированными территориями Крыма и Донбасса. Или мы с ними воюем, или торгуем. Поэтому так называемая СЭЗ «Крым» должна быть ликвидирована, поставки товаров полностью прекращены. Мы сейчас усовершенствуем проект и в плане введения энергетической блокады, поскольку, я не раз об этом заявлял, контракт на поставки в Крым электроэнергии является коррупционным, и поставлять ее армии оккупанта недопустимо», — говорит Игорь Лапин.
По его словам, в начале следующей недели редакция законопроекта будет обновлена (регламент это позволяет), и его авторы готовы встречаться с правозащитниками и экспертами, которые помогут усовершенствованию проекта.
Вносим свою лепту. Несмотря на то, что текст законопроекта стал доступен только в четверг вечером, ряд экспертов предоставили свои рекомендации и замечания.
Ольга Скрыпник, сопредседатель Крымской миссии по правам человека считает, что явный плюс в проекте есть только в части отмены закона о СЭЗ, который, кроме коррупции, породил также и дискриминацию граждан Украины по территориальному признаку — крымчане стали нерезидентами.
«Первая проблема — въезд в Крым будет только по спецпропускам. Мы видим, какие проблемы с пропусками в Луганскую и Донецкую области, такой же режим предлагается ввести и для Крыма, что еще больше разорвет связи с полуостровом и приведет к коррупции», — считает правозащитница, которая также не видит механизма реализации нормы о поставке в Крым гуманитарных грузов под эгидой международных организаций.
«Каким образом туда попадет миссия ОБСЕ? Через одобрение РФ, а, значит, признание Крыма частью РФ? Тогда тем более Россия грузы туда не пустит, так как для нее нет оккупированной территории, а, значит, и гуманитарная помощь не нужна. Значит, вообще никакие товары туда завозиться не будут. Это норма о полной блокаде. А полной блокадой Украина нарушит нормы международного гуманитарного права», — говорит Ольга Скрыпник.
Адвокат Сергей Заец, эксперт ОО «Региональный центр прав человека» вообще считает, что юридическое уравнивание Крыма и Донбасса выглядит неоправданным. «Я не берусь комментировать пропускной режим в зоне АТО, однако в Крыму, к счастью, нет вооруженного противостояния, поэтому введение пропускного режима может привести к нарушению статьи 2 Протокола №4 к Европейской конвенции, поскольку выглядит непропорциональным ограничением».
Аргументы следующие: введение пропускного режима предполагает широкую дискрецию государственных органов и означает, что неизбежны отказы в праве на въезд на полуостров или выезд оттуда. Закон об оккупированных территориях запрещает покидать Крым через иные пункты пропуска, кроме тех, что действуют в Херсонской области, и «отказники» окажутся заложниками. «Военные действия могут частично оправдать такие ограничения в зоне АТО. Вместе с тем, сложно представить себе причины, которые могут оправдать бессрочное «заключение» граждан Украины на Крымском (полу)острове. Более того, ограничение свободы передвижения может привести и к другим, не менее существенным нарушениям, например, права собственности, невозможности своевременно подать заявление о принятии наследства, нарушению семейных связей, права на уважение личной жизни, нарушению права на доступ к суду (даже обжаловать отказ в предоставлении пропуска будет сложно). Список можно продолжать», — заключает эксперт, опасаясь, что в результате Украина окончательно утратит контроль над ситуацией в Крыму, а ее граждане окажутся лишенными даже той слабой защиты, которая еще пока остается возможной.
Юрий Смелянский, эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» категорически не соглашается с линейностью применения требований к соблюдению всех прав по отношению к жителям оккупированных Крыма и Донбасса. Они были поражены в этих правах с момента оккупации, а полное восстановление и соблюдение возможно только после освобождения оккупированных территорий.
«Введение пропускного режима и блокада поставок товаров — это не закручивание крышки на банке, а посадка на нее крана — механизма регулирования входа и выхода. В том числе, ресурсов в обмен на соблюдение прав человека на оккупированной территории. И прежде чем говорить о возможных ограничениях прав, мы должны честно ответить на вопрос: что первичнее — территориальная целостность государства, его безопасность и возможность отражения вооруженной агрессии или права отдельных групп жителей, оказавшихся в оккупации? Учитывая при этом, что реальные рычаги влияния на оккупанта с точки зрения защиты прав человека отсутствуют», — считает Юрий Смелянский.
Примечательно, что у экспертов нет разногласий в части необходимости отмены закона о СЭЗ «Крым». Есть только разные варианты сохранения полезных норм, которые в нем все же содержатся. В частности, тех, что касаются вывода бизнеса и эвакуации граждан с оккупированной территории, освобождения платежей по ипотеке, уплате налогов и т.п. Просто отменять действующий закон и устанавливать время Кабмину на подготовку нового (а заодно и для лоббистов схем) эксперты не советуют — лучше сразу нормы, регулирующие экономические отношения с Крымом и неподконтрольным Донбассом, внести в закон об оккупированных территориях, или же пакетом принимать соответствующий специальный закон.
Тем временем неожиданно в пятницу в тему вступил премьер Арсений Яценюк. Безотносительно к проекту, зарегистрированному в ВР с подачи, в основном, его однопартийцев, премьер (отвечая на вопрос Егора Соболева о коррупции на блокпостах на Донбассе) сообщил, что вскоре Кабмин подаст законопроект, который поможет навести порядок с пропускной системой.
«Мы провели два совещания по этому вопросу. В парламент мы внесем законопроект, который предусматривает наведение порядка на так называемой линии столкновения. Это будут с одной стороны жесткие, с другой — прозрачные методы контроля на линии столкновения», — сказал Яценюк, оговорив, что ранее принимались два решения: одно — по пропускному режиму на линии столкновения, второе — по АР Крым. «Когда будут решения, я проинформирую парламент, какая позиция правительства», — заключил Арсений Петрович. Означает ли это, что вскоре мы увидим еще один проект по «замку на границе»?
В завершение две жизненные истории. На протяжении нескольких десятилетий въезд в советский, а потом и украинский Севастополь, закрытый город — военно-морскую базу, был по спецпропускам. Терпели? И войны не было…
На днях генерал-губернатор Луганщины Геннадий Москаль отрубил «ЛНР» поставки воды — после очередного повреждения обстрелами ЛЭП, лишившего электроэнергии с десяток населенных пунктов. «Против нас начали коммунальную войну, и у меня не остается другого выхода, как полностью перекрыть подачу воды на оккупированную территорию. Водоснабжение будет восстановлено только после того, как в Станице Луганской появится свет с гарантиями его стабильной подачи», — поставил сепаратистов перед выбором Москаль.
Незаконно? А справедливо?
Конечно, мы хотим, чтобы было и то, и другое — чтобы законы были справедливы. Но в условиях войны формула проста: или они нас, или мы их. Наш случай усложнен «придаными силами». Я не об отпускниках Путина — тут все понятно. Я о группах мирного населения специального назначения, стоящих у нас позади, а у них — выставленных впереди. В спину нам постоянно стреляет коррупция, а живым щитом враг выставляет граждан Украины — мы же должны соблюдать их права. К чести украинского Крыма, тех крымчан, которые не сломились под угрозой репрессий, требования введения экономической блокады как инструмента удорожания для России крымской авантюры, как механизма защиты прав граждан Украины звучали на протяжении всего года оккупации и с каждым днем только усиливаются. «Ты там передай президенту. Все наши генераторы уже купили, скважины пробили, огород посадили. Отрубайте все!» — я это слышу в каждом разговоре с моим Крымом. Передаю…