Около трех с половиной гривен с каждого купленного в Украине литра бензина взимается государством в виде налога, говорят - на обслуживание- ремонт отечественных дорог. Укравтодор рапортует: 95% ям на дорогах страны уже ликвидированы. А в водительской среде поднимается волна ненависти к тем, кто так старательно «ухаживает» за трассами…
Это в этом году «нарисовался» анекдот, что лед на украинских дорогах тает вместе с асфальтом. Да, зима была непростой, как всегда. Но, все же - в пределах климатической нормы. В то же время, в Укравтодоре, чтобы найти оправдание своей бесхозяйственности, даже подсчитали, сколько раз за зиму было зафиксировано «циклов замораживания-размораживания». Утверждают, 32, а это, дескать, в два раза больше, чем в обычные зимы. И, как всегда просят денег на срочный ремонт, иначе… пугают еще большим коллапсом. Куда уж больше?
Послушаешь замглавы Укравтодора Евгения Прусенко, так ситуация - хуже не бывает. А несколькими днями ранее руководство того же Укравтодора радостно отрапортовало Николаю Азарову о том, что ситуация на дорогах - тех, которые имеют статус «основных общего пользования государственного значения», взята под контроль. По состоянию на 24 февраля, 85% ям уже «законопатили». Осталось дело - за малым. Или это заявления для разных аудиторий?.. Похоже, что так. Вот, например, руководство Киевавтодора (господин Глинский) в интервью, размещенном на собственном сайте (сайте Киевавтодора), утверждает, что качественный ремонт дорожники смогут начать не ранее 1 марта, когда потеплеет. Иначе - грош цена будет этому ремонту…
Грош не грош, а тоже копейка. И ее по всей стране, с подачи Кабмина, старательно закатывали в асфальт в течение всего февраля. Чтобы показать: премьер-министр сказал, и вся страна - взяла под козырек. Да только кому от этого толк. В начале февраля «подолбали» асфальт и на въезде в Киев со стороны Чернигова. Жуть… Пошел снежок, ямки присыпал. Что дальше - и сами знаете: мат-перемат от водителей и, естественно, «теплые» пожелания руководству страны ездить по тем же дорогам, что и мы.
«Цензор.НЕТ» пообщался с водителями, которые занимаются грузовыми перевозками по стране. Вопрос один: ну, как вам наши дороги? Ямы убрали, как заявляет представитель Укравтодора? Сказать, что дальнобойщики готовы закатать в асфальт всех, кто делает наши дороги, это ничего не сказать. И начинают перечислять: на Чернигов из Киева - дороги нет, она убитая полностью; окружной вокруг Борисполя - нет, это не дорога, а полоса с препятствиями, пробки там даже в час ночи! Из Переяслава-Хмельницкого на Черкассы - аналогичная ситуация, далее - от Черкасс до Знаменки - еще более-менее, а дальше - до Кривого Рога - одни колдобины. На Тульчин (Винницкая область) две недели назад дорога была разбитая, но ее, правда, латали. Водители возмущаются: ну кто же в такую погоду латки ставит? Долго ли они простоят? До первого дождя? А потом опять будет яма на яме… Донецкая область, Луганская - лучше не спрашивайте. Ехать можно только по тем трассам, которые еще в прошлом году готовили к Евро-2012: до Харькова, Ривного, Львова. До Чопа тоже дорогу в принципе сделали, но, шаг вправо или влево - и ехать уже невозможно.
Самой шикарной водители назвали дорогу Киев-Житомир. Но, выехал за Житомир - и хоть останавливайся.
- Судите сами, до Житомира из Киева - 130 километров, это расстояние я преодолел за час, - говорит Иван. - А из Житомира до Бердичева - всего 76 километров. И ехал я 3,5 часа! Это мыслимо?..
Нет, безусловно, немыслимо. Строить и ремонтировать дороги в Украине - это, хоть и не самое благодарное, но, очевидно, самое прибыльное занятие в стране. Сколько денег не дай - все закатают в асфальт и скажут, что еще мало. А через незначительный промежуток времени опять отыщется повод латать дороги, которые почему-то опять пришли в негодность. И, главное, вся информация покрыта мраком, вернее - толстым слоем асфальта, который не позволяет докопаться до истины. Не позволяет кому? К примеру, журналисты уже давным-давно все «раскопали». Коллеги из ICTV провели параллели между украинскими дорогами и финскими. По цене получается, что почти баш на баш: у них километр дороги стоит 48 млн гривен, у нас - от 40 до 50 млн грн. Только у них - стоят, а у нас - «улыбаются» ямами. Их дороги остаются целыми даже после полярной ночи, а наши среднестатистическую европейскую зиму пережить не могут, Их дороги построены сразу после войны, наши даже чуть позже…
«Комсомолка» изучала вопрос - сколько «сосут» из карманов водителей дороги. Поскольку добиться от чиновников вразумительных цифр не получается, приходится заниматься подсчетами самостоятельно - при помощи экспертов и калькулятора. Итак, в себестоимости топлива доля налогов составляет 33 процента для бензинов и 22 процента для дизтоплива. Плюс акцизный сбор - 198 евро с тонны бензина и 50 евро - с солярки. К этому добавьте и НДС. Подсчитав общие объемы реализуемого в Украине топлива, получается, что за год только «топливные» налоги дают в бюджет 33,4 млрд гривен. С продажи новых машин в Украине бюджет собирает около 7 млрд гривен, плюс - 2-3 млрд собирает таможня на ввозимых в страну автомобилях. Итого, не считая, налогов с реализации запчастей, б/у автомобилей и прочих «автомелочей», из карманов водителей собирается кругленькая сумма - более 43 млрд гривен. Да за такие деньги, приходят к выводу журналисты, даже наш прожорливый Укравтодор смог бы за 10-12 лет все дороги в стране подогнать до уровня европейского качества. Но, Украина из года в год латает дороги, грузнет в кредитах, а ездим мы по-прежнему по ямам. Да за одни только дороги наша власть заслуживает серьезной порки. Не говоря уже о том, что пора бы за разбазаривание народных денег уже и посадить кое-кого. КРУ ищет, прокуратура проверяет, а найти, где происходит утечка - не могут, все же покрыто асфальтом.
На днях Георгий Глинский, руководитель Киевавтодора, сознался журналисту Forbes, что столичная прокуратура пытается сосчитать все ямы, которые эта коммунальная структура заасфальтировала за последние три года.
- Сейчас еще рано говорить о результатах проверки, - говорит Георгий Глинский, - но те латки, что мы делаем на дорогах, служат исправно. Однако стоит помнить, что дорожное полотно на большинстве столичных улиц изношено в 2-3 раза больше нормы. Это как старое платье, которое протерлось уже везде, где можно придумать. Сегодня ты латаешь его в одном месте, но при первом натяжении ткань рвется рядом. То же самое с дорогами. Мы ремонтируем не вчерашние латки, а новые дыры рядом с ними…
В ряде областей после кабминовского негодования по поводу качества украинских дорог проведены «летучки» с обязательным рассмотрением планов по развитию транспортных магистралей, по текущему ремонту имеющегося дорожного «хозяйства». В сводках только и мелькают - миллионы-миллионы гривен, предусмотренных на капремонт дорог, строительство, латание дыр. Все эти деньги опять будут закатаны в асфальт. Ну, часть из них - так точно, для очковтирательства. Ведь то, что сделали вид, как будто сделали, на следующем этапе заинтересует прокуратуру. И она также сделает вид, что тщательнейшим образом проверяет. То есть: одни сделают вид, что сделали, другие - что проверили сделанное. Власть останется довольной. А мы - с носом, вернее, с ямами, по которым опять придется ездить…
Из года в год - одно и тоже. В социальных сетях уже даже создана группа «Я ненавижу автодор», которая попыталась выплеснуть народный гнев из виртуала на столичный Печерск. Нельзя сказать, что акция была многолюдной, но все же - не прошла незамеченной. Даже Николай Янович обратил на нее внимание и в своей фейсбучной страничке «ответил народу»:
«…Интересно, какая цель этого движения? Конечно, можно по-разному относиться к работе «Укравтодора», особенно сейчас, когда наши дороги, действительно, находятся в очень плохом состоянии. Но ненависть - это не созидающее чувство.
Я бы посоветовал этим активным товарищам действительно сообщать о тех местах на дорогах, присылать снимки, и они, безусловно, будут использованы в текущей работе дорожников, а мы об этом позаботимся. Проблемы наших дорог не решаются ни любовью, ни ненавистью, а решаются большой системной работой. И, прежде всего, нахождением необходимых финансовых ресурсов, созданием материально-технической базы для строительства дорог, т.е. большого количества современных асфальтно-строительных заводов, карьеров, современной техники, современных проектных организаций, согласованной работы дорожников и местных органов власти и многими другими факторами, которые мало зависят и от любви, и от ненависти...».
…Ну, не скажите, Николай Янович! И ненависть, и любовь - очень даже результативные чувства. Одно - созидает (любовь), второе - несет разрушительную силу. И история знает уже достаточно яркие примеры, когда виртуальные протесты выплескивались в реальное пространство вполне обоснованным народным гневом. И тогда игнорирование проблемы может обернуться вполне реальными выводами по отношению к власти, которая не способна решить реальные вопросы.