Многие уже слышали о скандальном решении Министерства образования и науки: меня сняли с должности и.о. ректора Харьковского национального университета радиоэлектроники – базового университета по подготовке кадров для всей национальной ИТ-отрасли.
Напомню: я проработал в этой должности год, и это был очень смелый эксперимент со стороны бывшего министра Сергея Квита, который впервые назначил бизнесмена руководителем большого технического вуза.
Это был год, без преувеличения, великих побед и достижений ХНУРЭ. Думаю, мы добились максимума, которого в принципе можно было бы добиться в этих условиях. Список наших успехов я контурно обозначу в конце статьи.
Но сейчас – о другом.
Целый год у меня была возможность не только руководить вузом, но и наблюдать изнутри главные проблемы нашего высшего образования. Этими проблемами, как родовыми пятнами, отмечены практически все университеты Украины.
Так вот, самый главный и неутешительный вывод заключается в том, что какая-либо стратегия избавления от этих пятен, стратегия реформы высшей школы – у нашего министерства отсутствует.
Это для меня главное и самое тяжелое открытие. В нормальной системе координат именно Министерство должно быть идеологом и провайдером изменений. Однако у нас – никакого визионерства, никаких свежих идей, никаких инновационных наработок.
Это, к сожалению, означает, что наше общество стоит перед угрозой все более катастрофичного отставания от цивилизованного мира. До тех пор, пока мы эту стратегию реформ в высшем образовании не родим и не воплотим.
Но время, этот ценнейший ресурс наших дней, уходит безвозвратно. А вместе с ним продолжают уезжать в другие страны самые талантливые молодые ученые, студенты, преподаватели. А следом за ними уходят фундаментальные исследования, изобретения, патенты, стартапы – все то, на чем сегодня стоят экономики ведущих стран мира.
Я уже не говорю о потере потенциальных инвестиций в наше образование. Только с одним моим уходом из ХНУРЭ вуз теряет минимум 50 миллионов гривен инвестиционного ресурса.
Мы наработали контракты с тремя инвесторами: ведущей частной компанией Израиля в сфере оборонных технологий, американским фондом и одной из польских компаний. Все они дожидались только моей легитимизации в статусе ректора. С новым руководством они работать не будут.
И это был только первый пул контрактов с зарубежными партнерами; следом за ними должны были прийти другие.
Масштабируйте эти цифры на уровень всей страны – и вы поймете, сколько денег можно привлечь в образование.
Коррупция – стержневая составляющая Системы, её нередко сравнивают с паутиной. И это очень точная метафора. Стоит затронуть паутину в одном месте, как в движение приходит вся сеть.
То, что меня сняли с должности и то, что у МОН не хватило политической воли удержать ХНУРЭ от тех лиц, которые сейчас приходят к власти в вузе – это как раз следствие нашей бескомпромиссной борьбы с коррупционерами.
Я всего лишь отодвинул от занимаемых должностей трех проректоров, в отношении которых были обоснованные подозрения в злоупотреблениях (аудит того же МОН насчитал больше 20 миллионов гривен причиненного ими ущерба).
Я всего лишь, повторюсь – отстранил их от должностей. Но в результате паутина начинала двигаться, и ситуация в ХНУРЭ становилась предметом обсуждения не только в профильном Министерстве, но и в стенах парламента, кабмина, администрации президента... Казалось бы: где мы, а где – они?
Именно усилия уволенной «тройки» и привели к моему снятию с должности руками замминистра Романа Гребы, при молчаливом попустительстве министра Лилии Гриневич, которая не нашла ни времени встретиться со мной, ни воли, чтобы противостоять давлению «бывших».
Министерство до поры не могло снять меня с должности просто в силу тех невероятных показателей, которые мы продемонстрировали за год работы.
Но оно последовательно принимало сторону моих оппонентов – и выдавливало меня.
То не допуская к выборам ректора, то волюнтаристски перенося дату выборов вместо назначения новых, когда суд за несколько дней до голосования признал мое право баллотироваться, то присылая наблюдателя, который явно играл на позициях моих противников. При этом Минобразования так ни разу и не пояснило мне причину столь предвзятого отношения.
В первом туре выборов ректора победил мой главный соперник Валерий Семенец, 17 лет проработавший на руководящих должностях в ХНУРЭ, в прошлом – советник Януковича, шедший на выборы без какой-либо внятной программы под условным лозунгом «Назад, в наше светлое прошлое!»
Быть или не быть второму туру выборов ректора, зависело от того, будут или не будут засчитаны за его кандидатуру два поврежденных бюллетеня. Избирком решил засчитать. В ситуации активно засветился наблюдатель от МОН, жалобы наблюдателей не были рассмотрены, бюллетени не были опечатаны перед передачей на хранение...
Нарушений, словом, было немало. Оргкомитет по проведению выборов все их перечислил в своем протоколе и отдал на рассмотрение МОН.
МОН реагировать на нарушения не стал. МОН просто снял меня с должности – и назначил Семенца и.о. ректора.
Первым проректором уже стал Игорь Рубан, снявший свою кандидатуру в пользу Семенца. Рубан – 100%-ный человек отстраненного мной проректора Натальи Лесной.
В последних числах декабря ожидались еще несколько знаковых назначений: на свои места должны были вернуться еще две снятые мной «головы дракона»: Мурад Омаров, чья родственная фирма поставляла в столовую университета продукты по завышенным в 1,5-2 раза против рыночных ценам, и Николай Слипченко, чьими усилиями некоторые патенты университета перекочевали в частную собственность.
Еще одно ожидаемое коллективом проректорское назначение – юрист Ирина Хижняк, защищавшая в судах уволенную «тройку». О ее бурной деятельности на «правозащитной» ниве в Сети достаточно информации – достаточно вбить в поиск «Евгений Жилин» или «Украинский выбор».
Эти одиозные назначения пока не состоялись – хотя Хижняк уже написала об этом на своей стене в Фейсбуке и принимает поздравления – но я предполагаю, что дело здесь в банальных торгах со стороны нового руководителя.
Если г-н Греба и г-жа Гриневич добивалось этого – то я их от души поздравляю. Как поздравляю и Кабмин, на днях подтвердивший полномочия Гребы в качестве замминистра.
Во всей этой истории меня греет одна мысль: может быть, из нее извлекут все-таки урок и под давлением общественного мнения проведут хотя бы одну, крайне важную реформу?
Суть ее в следующем: ректора должен выбирать не коллектив вуза.
Коллектив должен определять голосованием несколько наиболее рейтинговых фигур (две-три) – а назначение должно происходить на соревновательной основе, с публичной защитой бизнес-планов развития вуза (не программ, а именно бизнес-планов!) на уровне МОН, с привлечением заинтересованного экспертного сообщества и главных потребителей кадров – работодателей.
Потому что нынешняя система выборов лишь консервирует ситуацию.
Вузовское «болото», которое сейчас практически везде составляет большинство, никогда не проголосует за реформаторов.
* * *
А теперь очень коротко о некоторых (далеко не всех) наших достижениях, которые тоже можно легко масштабировать на уровень всей страны – и увидеть, чего можно добиться в высшем образовании всего за год работы.
– Полностью пресекли большую коррупцию на уровне руководства и уменьшили ее масштабы на низовом уровне за счет разъяснительной работы, надзора, создания «антикор»-механизмов и повышения зарплат сотрудникам.
– Вышли на стабильный профицитный бюджет, увеличили размер специального фонда (собственный заработок) на 30% и общего фонда (бюджетные вливания) на 10%. ХНУРЭ стал зарабатывать суммы, соизмеримые с теми, которые получает из казны.
– Увеличили зарплаты в среднем на 25%, среднемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава составила около 7000 гривен, лучший показатель среди харьковских технических вузов.
– В мировом рейтинге Webometrics 2016 ХНУРЭ переместился на 14-е место среди всех украинских вузов (в 2015 году – 152-е место!).
– В глобальном рейтинга University Web Ranking 2016 ХНУРЭ занял 27-е место среди украинских вузов и впервые стал вторым в Харькове (в 2015 году – 33-е место в Украине и 5-е в Харькове).
– В консолидированном рейтинге вузов Украины ХНУРЭ впервые поднялся на 13 строчку (ранее – 46 место) и стал четвертым среди вузов Харькова (в 2015 году – 10 место).
– ХНУРЭ вошел в ТОП-20 университетов Украины по числу заявлений от абитуриентов.
– ХНУРЭ стал лидером в Украине по числу иностранных студентов, принятых на довузовское обучение (420 человек). Во время вступительной кампании заполнены все бюджетные места, в полтора раза увеличили набор контрактников (на фоне общего снижения потока абитуриентов).
– Начали кардинальную структурную реформу, в рамках которой деканаты и кафедры получили больше свободы, в том числе финансовой.
– Система управления качеством в ХНУРЭ сертифицирована на соответствие международным стандартам ISO.
– Университет признан национальным лидером по развитию международных связей. Проведено рекордное количество международных переговоров – 28 (в прошлом году – 5). Подписано 18 соглашений с международными компаниями, научными и образовательными центрами, заключено 8 новых соглашений о двойных дипломах с иностранными вузами-партнерами.
– Первыми среди украинских университетов открыли представительство за рубежом (в Марокко) и подготовили почву для еще одного – в Египте.
– Проведена подготовительная работа по внедрению системы дуального образования.
– Провозгласили стратегию «Открытый Университет», в рамках которой ежемесячно в наших стенах проходило до 15 открытых встреч и лекций: вуз стал местом притяжения для многих выдающихся современников, писателей, артистов, бизнесменов, политиков.
В моей команде нет никаких пораженческих настроений.
Опыт, который мы получили – бесценен и очень скоро будет востребован в Украине повсеместно. Мы уже сейчас начинаем работать над новыми проектами, связанными с реформой образования.
Будем «лупати» Систему, пока она не осыплется. Всем нам побед в Новом году!
Эдуард Рубин
экс-и.о. ректора
Харьковского национального
университета радиоэлектроники