Похоже, надежды украинского премьер-министра на иностранный менеджмент «Укрнафты» напрасны. На днях эта полугосударственная добывающая компания заявила, что не собирается платить в госказну ранее начисленные дивиденды за 2014 г. (632 млн грн). Новость невесть какая, учитывая, что ранее крупнейшая нефтяная компания страны сняла с себя обязательства по выплатам государству дивидендов за 2011–2013 гг., а это 1,8 млрд грн.
Менеджмент группы «Приват», управляющий «Укрнафтой», придумал, как осуществить некий взаимозачет по долгам 2008-го, с чем категорически не согласен «Нафтогаз Украины», представляющий государство в этой компании. Здесь свою роль должен был бы сыграть новый глава правления компании Марк Роллинз, отобранный «Нафтогазом» на специальном конкурсе. Хотя Игорь Коломойский как основной миноритарный акционер перед собранием акционеров «Укрнафты» заявил, что, мол, можете устраивать хоть сотню конкурсных отборов. Но из предлагаемо-возможных кандидатов его устраивает разве что Роллинз. Может, это и стало основанием для британца, который дал понять особо заинтересованным, что гарантировать выплату дивидендов не может (или не будет)?
Ситуация вокруг полугосударственной «Укрнафты» стала для власти настоящим тестом на доказательство возможности управлять госактивами. Который власть пока с треском проваливает. Сумма ожидаемых платежей в госбюджет достигла астрономических величин. Дивиденды составляют 2,4 млрд грн, а долг по налогам вплотную приблизился к отметке 10 млрд грн. При этом прогресса в разрешении кризиса ни по первой, ни по второй части проблемы нет, что ставит правительство Арсения Яценюка в крайне неудобное положение.
Кто кому должен
В надежде получить бюджетные деньги премьер публично выдал Коломойскому слишком большой аванс. Но это не принесло никакого результата ни бюджету, ни согражданам. Если таковым не считать все чаще звучащие в адрес нынешней власти обвинения в лояльности к днепропетровскому олигарху.
Осенью 2014 г. Яценюк фактически закрыл глаза на махинации менеджмента «Укрнафты» в 2011–2013 гг., согласившись признать удовлетворительными результаты хозяйственной деятельности компании за этот период. Взамен премьер ожидал получить 1,8 млрд грн дивидендов. Через месяц этим ожиданиям исполнится год…
Второй раз «Приват» объегорил премьера минувшим летом. Благодаря внесенным в законодательство изменениям: с 26 мая 2015 г. правительство получило возможность более оперативно руководить «Укрнафтой» с помощью большинства в наблюдательном совете и проводить собрание акционеров без участия миноритариев. Ранее влиять на менеджмент не удавалось, поскольку все попытки блокировались миноритариями в лице «Привата».
Несмотря на растущие долги перед государством, Коломойский уговорил премьера не рубить сплеча и следовать букве акционерного соглашения по классической процедуре смены менеджмента собранием акционеров, которое состоялось 22 июля. Впоследствии нардеп Сергей Лещенко получит официальный ответ, в котором подтверждается факт визита Коломойского к Яценюку накануне заседания наблюдательного совета «Укрнафты», во время которого, считают источники, днепропетровский олигарх уговорил премьера принять его условия.
А что в итоге? Во-первых, это дало «Привату» еще два месяца, а по факту еще больше времени «рулить» компанией (об этом ниже). Во-вторых, Игорь Коломойский на этом собрании заявил, что все равно подал на Украину многомиллиардный иск за нарушение акционерного соглашения, подписанного с правительством Юлии Тимошенко зимой 2010 г. Ну и, в-третьих, как выяснилось на днях, платить дивиденды Коломойский все равно не будет.
2 сентября «Укрнафта» заявила, что не собирается платить и по итогам 2014 г. «Учитывая наличие у НАК «Нафтогаз Украины» перед ПАО «Укрнафта» встречных денежных обязательств по возмещению вреда, причиненного Обществу вследствие противоправного завладения и распоряжения Компанией природным газом ПАО «Укрнафта» добычи января–февраля 2008 года, выплата дивидендов осуществлена на основании статьи 601 Гражданского кодекса Украины путем взаимозачета. Такой способ прекращения денежных обязательств полностью соответствует требованиям действующего законодательства Украины и является абсолютно правомерным», — говорится в заявлении компании. С учетом вышеупомянутых 1,8 млрд грн, «Укрнафта» считает, что ее обязательства прекращаются в полном объеме». Более того, якобы «Нафтогаз» еще и остался должен «Укрнафте» 181 млн грн.
Представители государства считают эту аргументацию незаконной. «Нафтогаз Украины» настаивает, что такой взаимозачет невозможен.
«…Необходимыми признаками обязательств, которые могут быть прекращены зачетом, в соответствии со ст. 203 Хозяйственного кодекса Украины и ст. 601 Гражданского кодекса Украины является их встречность и однородность. Требования, на которые ссылается «Укрнафта», не являются ни встречными, ни однородными», — заявила пресс-служба «Нафтогаза» 3 сентября.
Еще одним публичным «кидком» премьера в исполнении лидера днепропетровской группы можно считать отказ платить увеличенную правительством Яценюка ренту на добычу углеводородов. По инициативе Кабмина рента была увеличена в августе 2014 г. И как раз с тех пор берет свое начало история накопления крупнейшего на сегодня долга перед госбюджетом. А ведь Арсений Петрович тогда поспешил заявить, что олигархи «с удовольствием» заплатят повышенные налоги. На начало августа налоговый долг «Укрнафты» достиг 9,9 млрд грн.
Туман от экспата
Надежды на выплату всех причитающихся платежей связывали со сменой менеджмента «Укрнафты». Напомним, с 2003 г. менеджмент и, соответственно, компания контролируется миноритарным акционером — «Приватом». Если кратко, то параллельно с полугосударственной «Укрнафтой» существует полностью частный центр получения прибыли. Вывод средств осуществляется разнообразными, нередко весьма экзотическими методами, но суть от этого не меняется.
Из последнего: как следует из заключения ревизионной комиссии «Укрнафты» (см. ZN.UA №27 от 24 июня 2015 г., «Укрнафта»: реформа или дерибан?«), прибыль компании могла быть вчетверо больше. «В результате принятия руководством ПАО «Укрнафта» неверных управленческих решений произошло сокращение прибыли до распределения между акционерами за 2014 г. на 3319982,7 тыс. грн». Чистая прибыль компании в 2014 г. составила всего 1,2 млрд грн.
В управлении менеджментом «Укрнафты» «Приват» также демонстрирует определенную эволюцию. До 2010 г. компанию возглавляли прямые ставленники группы — Игорь Палица и Алексей Кущ. Но с 2010 г. начался новый этап: правительство Азарова потребовало назначения главой «Укрнафты» независимой кандидатуры, которой стал бельгиец Питер Ванхеке.
Смена концепции заключается в том, что с помощью неизвестных, но очень убедительных аргументов независимый кандидат нейтрализуется, а реальные рычаги правления переходят к заместителям из числа членов правления. Так, по данным инсайдеров в офисе «Укрнафты», г-на Ванхеке там не видели последние пару лет, тогда как вся деятельность по управлению компанией сосредоточена в руках Владимира Пустоварова и Алексея Куща.
22 июля 2015 г. на смену Ванхеке пришел британец Марк Роллинз. И хотя его кандидатура была отобрана на открытом конкурсе, в котором приняли участие десятки кандидатов, уже понятно, что возлагаемые на него надежды по изменению ситуации в «Укрнафте» лишены надлежащих оснований.
На зарубежном гражданстве нового главы «Укрнафты» настоял Яценюк. Хотя пример Ванхеке, при котором миллиарды гривен уходили мимо госбюджета, вдребезги разбил стереотип непогрешимости «варягов» в качестве топ-менеджеров.
Как рассказали ZN.UA источники в «Нафтогазе», уже на следующий день после назначения главой компании г-н Роллинз не явился для обсуждения условий своего контракта, хотя его там ждало все руководство госкомпании. Он предпочел общение с юристами «Укрнафты». Возможно, это было бы логичным, если не считать того, что контракт новый глава правления «Укрнафты» должен обсуждать и подписывать прежде всего с основным акционером, которого представляет «Нафтогаз Украины». Кроме того, в тот же день новый топ-менеджер избавился от услуг госохраны «Титан» и перешел под опеку службы безопасности «Укрнафты».
Но самым показательным стало обсуждение условий трудового контракта, проходившее преимущественно в заочном режиме. От инсайдеров удалось узнать некоторые параметры контракта на данном этапе. Гарантированная зарплата председателя правления «Укрнафты» составит 500 тыс. долл. Но это будет лишь довесок к основному пункту — вознаграждению в размере 2% от прибыли «Укрнафты» за год. Например, в 2014-м Роллинз заработал бы премию в размере более 24 млн грн. Если бы эта прибыль была выше в четыре раза, как считает ревизионная комиссия, ему бы причиталось соответственно почти 100 млн грн.
Британец якобы пытается зафиксировать минимальный бонус в размере 2 млн долл. в год и с гарантированной выплатой в валюте, но в этом пока не нашел понимания.
«Г-н Роллинз хочет гарантировать себе выплату пяти- или трехлетнего бонуса в случае преждевременного расторжения контракта», — говорит источник, знакомый с деталями переговоров. Кроме того, компания покроет своему руководителю расходы на проживание в размере около 60 тыс. долл. в год, а также страховку Роллинзу и членам его семьи.
Но приведенные яркие денежные параметры — это не самое интересное. Дело в том, что за такие деньги британский специалист… отказывается гарантировать выплаты долгов по налогам и дивидендам. Иными словами, не берется выполнить основные задачи, которые ставило перед собой государство, меняя менеджмент крупнейшей нефтедобывающей компании страны.
«У Демчишина (министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. — С.К.) нет претензий к его ожиданиям по зарплате, такие ставки в мире. Но если за эти весьма достойные деньги Роллинз не хочет ни за что отвечать, не гарантирует выполнение решений акционеров... Контракт все еще не подписан», — говорит инсайдер в Минэнергоугольпроме.
По его словам, британец ссылается на поданные «Укрнафтой» судебные иски и имеющиеся судебные решения, которые направлены на невыплату государству налогов и дивидендов. (Не зря, видать, Роллинз первым делом пошел к юристам «Укрнафты», которые, как нетрудно догадаться по их искам, работают прежде всего на миноритариев). «Есть решения собраний акционеров и возможность отозвать эти иски, но брать на себя эти обязательства он не хочет. Мы не исключаем, что уже имеем дело с Ванхеке-2», — говорит инсайдер.
* * *
Отказ премьер-министра использовать предоставленные законом возможности для смены менеджмента «Укрнафты» подарил Игорю Коломойскому сотоварищи как минимум дополнительные три месяца у руля компании, а сколько еще может продлиться эта канитель — неизвестно. Попаданию в тупик также способствовала одержимость Яценюка назначением западных менеджеров, что якобы защищает от коррупции.
Но история той же «Укрнафты» является хрестоматийным примером ошибочности этих стереотипов. У зарубежных специалистов мотивация одна — деньги. Если «Приват» вынимает из «Укрнафты» сотни миллионов в год, разве он не потратит на иностранца 4–5 млн долл., чтобы склонить его на свою сторону. Тем более, как показывает пример Ванхеке, делать-то такому главе «Укрнафты» ничего особо не надо — главное не мешать.
В то же время новейшая история показывает, что в Украине есть правильно мотивированные граждане, уже работающие на высоких должностях в государственных компаниях «Укртранснафта», «Нафтогаз Украины», «Укргаздобыча» и показывающие хорошие результаты.
Арсений Яценюк в любой момент может исправить ошибку, взяв ситуацию в «Укрнафте» в свои руки. Рычаги остаются. Другое дело, захочет ли?