Об изменениях в Конституцию говорили много и многие. Еще больше говорилось о них после самого голосования и трагических событий под стенами Верховной Рады. Говорили все — авторитетные эксперты, журналисты, политологи и, конечно же, многочисленная армия «диванных войск». Причем взгляды во всех группах полярно разделились практически поровну. У меня в этой ситуации куда больше вопросов, чем ответов на них. И вряд ли эти вопросы понравятся как адептам «зрады», так и глашатаям «перемоги».
Для начала вопросы к противникам изменений в Конституцию. Многие ли из вас читали текст, за который голосовали одни и не голосовали другие? А кто из вас знаком с законом про особый статус местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, принятый еще 16 сентября прошлого года и дополненный мартовскими изменениями, на который ссылается пункт 18 переходных положений Конституции? А что вы можете сказать про текст проекта закона «Про недопущення переслідування та покарання осіб-учасників подій на території Донецької та Луганської областей», который был проголосован в тот же сентябрьский день, но так и не подписан даже спикером? Видели ли вы обширный список норм уголовного кодекса, нарушение которых исключает амнистию?
Неужели кто-то из вас и вправду ожидал после так называемой «легализации» боевиков и проведения там выборов увидеть Моторолу и ему подобных среди депутатов Верховной Рады? А ведь подобные фантасмагории обсуждались не только на рынке Пирятина и фастовских электричках, но и звучали с трибуны парламента. Можно много говорить и по другим пунктам «особого статуса». Но стоит ли? Выполнят ли «официальные лица трехбуквенных республик» прописанные Минскими соглашениями условия? Думаю, ответ очевиден. В итоге мы выполняем свою часть обязательств, а Европа и США продолжают санкционным джебом методично избивать российскую экономику. Ну а Кремль благодаря своим боевикам попадает в классический шахматный цугцванг.
Вот только есть одно очень большое но: Конституция страны — это не бокс, не шахматы и даже не любимый многими из нас футбол, а основной Закон государства. Стоит ли относиться к нему, как к «филькиной грамоте» даже ради ситуативной выгоды? Не аукнется ли такой пофигизм-нигилизм впоследствии?
И теперь пора задать вопросы сторонникам конституционных изменений. Скажите, а вы уверены, что именно такая децентрализация нужна Украине? Много ли общего у этой реформы с традициями Магдебургского права? Меня настораживает даже не присутствие перфектов - определенная система противовесов нужна и в отношении местного самоуправления. Но не станет ли перфект синонимом слова «смотрящий»? Идем дальше. Скажите мне, есть ли у вас доверие к нашей судебной системе и к Конституционному суду в частности? Лично я не понимаю, как можно решать вопрос децентрализации без полноценной судебной реформы.
Теперь от содержания перейдем к форме. Складывается впечатление, что Порошенко иногда ведет себя как министр иностранных дел, а не как президент своей страны. И будь у него даже самые патриотические побуждения, а он сам хоть из чистого шоколада, но только он никого не пытается в этом убедить. А напрасно. Это у россиян врожденный патернализм и покорность. Это у жителей Сингапура конфуцианское спокойствие к авторитаризму, которое и привело их к экономическому успеху. У украинцев же все гораздо сложнее — мы возмущаемся, когда власть нас игнорирует. А от возмущения до недоверия очень короткая дистанция. Особенно если поводов для недоверия хоть отбавляй: расстрел людей на Институтской, Иловайский котел, Мукачевские разборки. Что объединяет эти трагедии? Объединяет то, что никто так и не понес за них наказания. И вот теперь очередная трагедия произошла уже прямо у стен Верховной Рады.
И еще одно. Мне на интуитивном уровне не нравится закон, за который в полном составе голосует Оппозиционный блок. Что их на это сподвигло, кроме, конечно, огромной любви к Родине? Не знаю, но почему-то кажется, что ничего нового от Генпрокуратуры по «вышкам Бойко» и другим подобным делам мы не услышим. Как не увидим в ближайшее время отставки Шокина.
Есть вопросы у меня и к одной из парламентских фракций. На выборах вас позиционировали как представителей среднего класса. Разве ваш предвыборный слоган «Вiзьми и зроби» не олицетворяет собой плюрализм взглядов и действий? И вот после столь неоднозначного и противоречивого голосования вы исключаете из своих рядов пять членов фракции. Не слишком ли вы заигрались в партийную дисциплину? Напомню, что и в «Радикальной партии», и в «Батькiвщине», и у уже упомянутого «Оппозиционного блока» с партийной дисциплиной все в порядке, за редким исключением они голосуют всегда очень дисциплинированно. Но неужели вы хотите быть похожими на кого-то из них?
И просто прекрасно с дисциплиной было еще в одной недавно парламентской партии. «Яке безглузде самогубство!» — пошутил ее лидер 8 декабря 2013 года в день киевского «ленинопада». В последний день лета-2015 «Свобода» совершила свое политическое самоубийство. Вот только помимо своей нелепости оно было жестоким и беспощадным.