Кто из студентов не сталкивался с вымогательством в вузах? В этом плане все зависит не от отдельно взятого преподавателя, а от атмосферы, царящей на кафедре или факультете. Проще говоря, все зависит от руководителя. 

Если декан или заведующий кафедрой открыто не приемлет никаких дополнительных компенсаций его труда со стороны студентов – будь то зеленые мертвые президенты США или невинная упаковочка подарочного дорого коньяка, – то и его подчиненные «брать» не будут. Рыба и вправду гниет с головы. Правда, в этом случае стоит учитывать авторитет руководителя и то, насколько его уважают ученики и коллеги. Если декан, заслуживший уважение своей непреклонностью и строгостью в плане взяток, не просто пользуется уважением, а еще и строит отношения в коллективе по принципу равенства и взаимного уважения, то можете быть уверены – в его коллективе подобных «крыс» не будет.

Вы не поверите, я учился именно у таких преподавателей. Мою родную кафедру, ранее, возможно, немного недооцененную, сегодня я вспоминаю с большой любовью и теплом. Ведь только потом я осознал, что далеко не все работники образования достойны называться гордым словом преподаватель и еще более возвышенным – учитель. По мне, преподавателем может стать любой пэтэушник, получивший заочно диплом пединститута. А вот звание «учителя» нужно заслужить. Лично для меня человек, названный учителем, больше ассоциируется с кем-то вроде сэнсэя – мудрого духовного наставника, а не просто приходящего/уходящего работника института. Спасибо за то, что такие сэнсэи есть и были в моей жизни, вам я многим обязан.

Вспоминаю с теплом о моих истинных учителях, временами промывающих мозги – но только когда это нужно, временами критикующих – но только справедливо, и хоть не сильно и хочется, но все же вынужден очернить остальную свору псевдопреподов, недостойных даже своего диплома, не то что почетных званий и грамот. Учителями они перестали быть тогда, когда их рука впервые нагло потянулась за зеленой бумажкой, возможно, заработанной нелегким трудом родителя, отдающего последнее за пятерку в зачетке своего незрелого и еще совсем неопытного чада.

Вспомнилась история соседнего факультета. Помнится, тамошний преподаватель права в открытом виде потребовал довольно большую сумму со всей группы – кажется, даже не за экзамен, а всего-навсего за зачет. А студенты-то вовсе народ не простой и наивный. Они взяли да подсунули ему пачку меченых купюр, заранее полученных в соответствующих органах. Вот был борзый препод – а вот его и нет! «Сидит» до сих пор... В память о нем и его деяниях на кафедре осталась лишь молодая жена да подпорченная репутация.

Но вот в памяти всплывает другой фрагмент студенческих лет – день рождения нашего завкафа. Мы тогда решили поздравить его бутылочкой горячительного. Но не тут-то было – заядлый коммунист в прошлом он прямо с порога отправил нас «в библиотеку». Восприняв эту мелочь как взятку, завкаф еще неделю ходил, надув губы, и даже не здоровался с нами, попадись мы ему в коридоре.

Не припомню, честно говоря, чтобы кто-то из моих одногруппников давал хоть небольшую взяточку преподу с нашей кафедры. То есть попытки были, но успехом они не увенчивались. Один препод просто умилялся чушью типа «я работаю, у меня семья-дети-внуки» и прочее, и просто дарил зачет «на шару». Другой же, более строгий, просто назначал время пересдачи, удобное и ему, и студенту. Это делало ему честь, ведь денег за отработку пропусков он не брал. По старинке работал «за идею», а не по тем рыночным принципам, по которым многие вузы уже решили получать свои доходы. Я имею в виду недавние заявления одного из столичных альма-матер о введении платных пересдач в своих стенах.

Я буду всеми руками и ногами «за», если эти деньги пойдут на улучшение материальной базы заведения, а не на очередной ремонт декану или директору института. Честно, пусть лучше так, пусть прогульщики купят хотя бы один компьютер на кафедру, где о нем часто даже не мечтают, или хотя бы чайник, чтобы преподаватели могли греться холодными зимними вечерами.

Там, где я учусь сегодня (а это уже другой столичный вуз), о добропорядочности, кажется, вообще не слышали. Поверьте, для меня это было величайшим шоком, попасть в эту среду. Я, конечно, всегда знал, что заочное обучение – это и не обучение вовсе, а просто гонка за дипломом. А для многих вообще даже не гонка, а просто денежный расчет. Но верить хотелось в лучшее... Однако не тут-то было!

В первый же день своей заочной сессии пришлось распрощаться с сотней гривен. Да, не так уж и много, но и институт не самый рейтинговый. По словам студенческой братии, которая уже проучились здесь немало, этого должно хватить для первой сессии. Я имею в виду не сто гривен вообще, а сто гривен с каждого из шестнадцати человек группы. Треть собранной суммы в этот же злополучный день отправилась в карман тетеньке методисту. Как мне потом объяснили – мзда за благосклонность этой дивы. Мол, как позолотишь ручку, так и откликнется на сессии.

Хорошо, идем дальше. День второй – выслушал устрашающую историю одногруппницы: пропустив добрую часть занятий, она пыталась без «откатов» сдать зачет одной очень «хорошей» тетеньке. Пришла к ней со всеми выполненными работами, над которыми трудилась сама, та посмотрела на нее и спрашивает: «Что ты мне можешь предложить?» Вот так просто, прямым текстом и без угрызений совести. А девочка, кажется, тоже «не промах», и говорит ей: «Только свои знания». Обалдевшая преподша отправила ее погулять и подумать – мол, пойди, проветрись, опосля поговорим. Та проветрилась, возвращается. На пороге ее снова ждет вопрос: «Что ты мне можешь предложить?». Ответ последовал незамедлительно: «Все то же, только свои знания». Видать, тетка не сразу смекнула, что с этой дамы ей вытрясти нечего, но, преодолев свой опешивший оскал и нервно сглотнув слюну, она выдавила: «Ладно, так и быть, поставлю за наглость».

Интересно, за чью наглость она поставила ей зачет?

Первый экзамен тоже выдался событием не из приятных. Мало того, что преподаватель не спешил осчастливить нас, «унылое студенческое быдло», своим присутствием, из-за чего мы прождали его больше часа. И это при том, что у некоторых девчонок дома грудные дети, а остальным через час уже нужно быть на рабочем месте. Медленно и важно проплыв мимо нас, «гуру» спокойно уселся на кафедре. Кстати сказать, там его уже ожидала заранее приготовленная сумка с разного рода дорогой съестной и алкогольной чепухой.

Ну, всё, решили мы, сейчас обрадуется и придет – это ж его любимый аргумент для удачного экзамена, как мне потом рассказали. Так прошло еще полчаса, после которых всё еще чем-то недовольный «сэнсэй» зашел в нашу аудиторию, вяло известив о том, что билеты тянуть все же придется. Приехали! Устрашенная недовольством горе-препода, часть группы пошла на попятную, не решаясь тянуть билеты. Я же пошел отвечать первым. Через две минуты экзамен был сдан!

Вскоре мне предстоит еще два экзамена первой сессии. Надеюсь, они пройдут мягко и без осложнений, ведь диплом все же очень хочется. Знаний, скорее всего, я не получу больше, чем есть в моей голове сегодня. Но хочется также верить, что в этой стране еще остались настоящие учителя, сэнсэи, если хотите, а не такие дяденьки и тетеньки, которые собственным примером воспитывают новое поколение неквалифицированных, самовлюбленных и наглых коррупционеров.

Аминь!