Главными вызовами в 2015-м для украинского бизнеса станут не война и кризис, а налоги. Решив привлечь в бюджет-2015 на 98 млрд грн больше, чем в 2014-м, правительство поломало через колено многих предпринимателей, поскольку реализовывать амбициозные планы по наполнению госказны будут именно налогоплательщики, а не Кабмин. Бизнесу придется отдавать последнюю рубаху, и никаких улучшений для его работы не будет. Налоговая реформа существенно повысила фискальное давление, при этом не упростив, а усложнив администрирование налогов и сборов.
Основными вызовами для бизнеса будут валютная нестабильность, постоянные изменения налогового законодательства, приводящие к невозможности планирования, и снижение покупательной способности населения. При этом большое число предприятий сейчас как никогда зависят от дополнительного финансирования, но приток инвестиций не ожидается. В прошлом году налоговое законодательство менялось трижды и, по мнению экспертов, еще будет серьезно меняться в году нынешнем. В таких условиях найти инвестиции невозможно, а если учесть, что отечественная судебная система все еще не способна эти инвестиции защитить, полагаться украинскому бизнесу придется только на собственные силы.
«Плохо, что правительство продолжает мыслить в фискальной, а не экономической логике. Отталкиваться нужно не от того, какой уровень налогообложения позволяет экономике выжить, а от реальной рассчитанной суммы налоговых поступлений. Но за основу снова берутся расходы бюджета, а затем устанавливаются налоговые нормы, необходимые для сбора такой суммы, — рассказал Валерий Пекар, соучредитель проекта «Нова Країна». — Результатом будет страшный фискальный кризис уже в начале весны: денег будет недостаточно для оплаты расходов. И что дальше? Новая эмиссия и новый виток инфляции? Прекращение финансирования армии, образования и других бюджетных сфер? Война требует немедленных реформ. И первое, что необходимо сделать правительству, — запустить экономическое развитие. Это возможно только при отмене всех регуляторных ограничений, введении простой, прозрачной и дешевой в администрировании налоговой системы». Но Кабмин, как известно, пошел другим путем.
2014-й покажется светлой полосой?
Падение промышленного производства, продолжавшееся в течение всего 2014-го, не остановится. Военный конфликт на Донбассе для промышленников уже не несет никаких новых угроз, все производственные цепочки, связывавшие предприятия других регионов с компаниями Донбасса, уже оборваны. Бизнес нашел новых поставщиков, другие рынки сбыта, начал работу в новых условиях. Тем не менее убытки промышленных предприятий за прошлый год составили 79 млрд грн.
Наибольший удар, конечно же, пришелся по металлургам. Убытки украинской металлургической отрасли по итогам 11 месяцев 2014-го выросли на 48% (против 11 месяцев 2013 г.), до 14,5 млрд грн. При этом объем реализации просел лишь на 15%. Сталелитейное производство также сократилось на 17% по сравнению с 2013 г. Это ожидаемая тенденция, учитывая, что часть предприятий находится на оккупированной территории, а часть все еще не может восстановить инфраструктуру и наладить поставки сырья. Наибольшие проблемы возникают с коксовым углем, который в прямом смысле слова стал заложником сепаратистов. Если учесть, что основные поставки импортного кокса идут из РФ, то и в будущем году с этим сырьем могут возникнуть серьезные проблемы.
В то время как металлурги пытаются выжить, мировые цены на их продукцию продолжают снижение, что также играет против отечественных производств. Эксперты Всемирного банка считают, что в перспективе обвал цен на сырье приведет к ускорению темпов роста мировой экономики и последующему увеличению объемов потребления сырья. Безусловно, перспективным направлением на внутреннем рынке для металлургов будет и будущее восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса. Вот только хватит ли отечественным предприятиям запаса прочности для того, чтобы дождаться этих перспектив? Ведь сейчас многим компаниям необходимо искать ресурсы, не только чтобы переждать «смутные времена», но и для удовлетворения фискальных аппетитов государства.
Продукция АПК составляет около 30% отечественного экспорта. На сегодняшний день сектор является одним из немногих реальных источников притока валюты в страну. В прошлом году производство в агросекторе выросло на 5%, сделав АПК единственной отраслью, продемонстрировавшей производственный рост. Министр АПК Алексей Павленко уже заявил, что планирует увеличить ежегодный урожай зерновых до 100 млн т (при нынешнем рекорде в 64 млн) и сделать Украину «мировой хлебной корзиной». Но случится это, по всей видимости, не в 2015-м.
Земельный налог был повышен, животноводы, садоводы и виноградари лишились дотаций от государства, также была введена импортная пошлина на средства защиты растений, семена, минеральные удобрения, сельхозтехнику и запчасти, которые уже и так существенно подорожали из-за обесценивания гривни. В корне был изменен механизм уплаты фиксированного сельхозналога, теперь все плательщики ФСН стали «единщиками» четвертой группы с ежегодной индексацией базы налогообложения.
По подсчетам специалистов Института аграрной экономики (ИАЭ), уточнение базы налогообложения обусловит увеличение сумм налоговых обязательств с одного гектара сельхозугодий более чем в 6,5 раза (!). Вдобавок втрое увеличена ставка специального режима прямого налогообложения для сельхозпредприятий. В результате аграрии, платившие в 2014 г. в среднем 6 грн/га, в 2015-м заплатят уже 115 грн/га. В ИАЭ подсчитали, что эти меры позволят дополнительно получить свыше 2,3 млрд грн налоговых сборов. Вот только выдержит ли отрасль такую нагрузку, если учесть, что речь в данном случае идет не об агрохолдингах?
Для животноводов год также будет непростым. За прошлый год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти на 3%. В упадок приходит и свиноводство: еще до мая 2014-го сектор демонстрировал уверенный рост, но к декабрю поголовье сократилось на 1,6% (до 8 млн голов). Даже птицеводство, которое в 2013-м выросло на 11%, зафиксировало 2-процентный спад. Оставшиеся без дотаций животноводы точно не обрадовались введению запрета на подворный забой скота. Ведь львиная доля (70%) крупного рогатого скота приходится именно на малые формы хозяйствования, у которых сертифицированные пункты забоя просто отсутствуют. Фактически они поставлены перед выбором: лишиться основного источника доходов или вкладывать средства, которых нет, в развитие.
Отечественная легкая промышленность благодаря военным заказам не так остро ощутила последствия кризиса, и даже потеря многих предприятий Донбасса отрасль не обрушила. В прошлом году спад промпроизводства был около 5%, и это ниже 7-процентного падения в 2013-м. Но отрасль зависима от многочисленных импортных составляющих — текстиля, красителей, химических реактивов. Аналогов отечественного производства зачастую просто нет. А импортный сбор в сочетании с другими налоговыми новшествами сделает товары отечественного легпрома «золотыми».
Налоговый рай?
На фоне сложнейшей экономической ситуации предпринимателям придется работать в новых условиях налогообложения, которые никак не помогут им пережить кризис. Более того, наполнению бюджета они тоже не поспособствуют.
«Нашей экономике как воздух необходим приток капитала. Сейчас его отсутствие оправдывают войной, но это слабое оправдание. В действительности война не является определяющим барьером, основной барьер — это отсутствие структурных изменений в экономике, по сути, полная бездеятельность властей, — рассказал ZN.UA экономист Валерий Гладкий. — Финальным аккордом стало повышение налоговой нагрузки. На первом курсе любого экономического вуза рассказывают, что увеличение налогового бремени угнетает экономику. Фискальный прессинг можно было бы оправдать войной, если бы наша система госфинансов была эффективной. Но она такой не является, а значит, уплата большего количества налогов в итоге не приведет к увеличению капитальных расходов государства и развитию экономики». Фактически это игра в одни ворота.
Раскритикованная система электронного администрирования НДС все-таки заработала. До 1 апреля 2015 г. штрафы за нарушение срока регистрации применяться не будут, а налоговые накладные в ЕРНН будут регистрироваться без ограничений. Правда, пока возникает ощущение, что предприниматели не готовы к изменениям и не до конца понимают, как работать с новой системой. «Прошла уже половина января, а у меня ни один из контрагентов не зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН, — рассказала Александра Томашевская, эксперт столичного центра поддержки и развития бизнеса. — Такое ощущение, что все замерли в ожидании чего-то».
Суммы остатков бюджетного возмещения и отрицательного значения, задекларированные до 1 января 2015 г., будут учитываться путем увеличения размера суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН (с одновременным увеличением налогового кредита на соответствующую сумму). Без проведения проверок — не более 6/12 налогового кредита, задекларированного в налоговых декларациях по НДС за последние четыре квартала. А остальных сумм — после проведения соответствующих проверок. Уже с 1 апреля размер суммы, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН, автоматически увеличится на суммы среднемесячного размера налога, задекларированные плательщиком к уплате в бюджет за последний год.
Объект налогообложения по налогу на прибыль будет рассчитываться на основании данных бухучета посредством корректировки финансового результата (до налогообложения) и разниц, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения относительно амортизации необоротных активов, резервов и финансовых операций. Но налоговые разницы будут определять плательщики, имеющие доход свыше 20 млн грн в год (не более 5% от общего их количества). То есть подавляющее большинство плательщиков смогут рассчитывать налог на прибыль по данным финансовой отчетности без определения налоговых разниц.
Реформа единого социального взноса (ЕСВ) предполагает снижение его ставки до 16,4%. Это шаг навстречу предпринимателям, которые должны вывести из «тени» «серые» зарплаты. Кроме того, для юрлиц и ФЛП вводятся штрафы в размере от 1 до 30 минимальных зарплат за допуск к работе без оформления трудовых отношений, оформление работника на неполную занятость при фактическом выполнении работы в течение полного рабочего времени, выплату зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов, с нарушением выплаты или в неполном ее объеме. Также увеличились размеры штрафов за нарушение порядка начисления ЕСВ.
При этом компании, платившие до сих пор белые зарплаты, оказываются в наименее выгодном положении. Понизить ЕСВ смогут только те юрлица, база начисления которых в 2,5 раза превышает средний показатель начисления этого взноса за 2014 г., средняя зарплата на предприятии увеличится минимум на 30% по сравнению с 2014 г., а средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента понижения ЕСВ (0,4) составит не менее 700 грн. Но для того, чтобы платить 700 грн ЕСВ, компания должна довести показатель средней заработной платы до 4,5 тыс. грн.
На практике это применимо лишь для крупных городов, например, в Киеве, Донецке, Днепропетровске средняя зарплата колеблется от 3,7 до 5,4 тыс. грн. В других регионах картина менее радужная: в Херсонской, Черновицкой, Кировоградской областях средняя зарплата не превышает 2,6 тыс. грн, а в среднем по Украине — 3,5 тыс. Насколько вероятно, что в условиях экономического кризиса предприниматели станут поднимать зарплаты сотрудникам на 30%, в то время как само правительство повышение всех социальных выплат «заморозило» до декабря 2015-го?
Кроме того, правительство впервые ввело акцизы на грузовые авто. Теперь владельцы самосвалов и грузовиков в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля должны будут платить от 0,033 до 0,016 евро/см3. Например, за десятилетний грузовик с объемом двигателя в 6 тыс. см3 придется заплатить свыше 165 евро. А теперь представьте, если таких грузовиков у вас десяток, и чем они старше, тем больше суммы сборов. При этом обновить парк авто тоже будет непросто. Отменив сбор за первую регистрацию транспортного средства, Кабмин повысил все (!) автомобильные акцизы, сделав новые транспортные средства еще менее доступными.
По меньшей мере, странно, что после того, как рынок, пережив потерю Крыма и Донбасса, сам себя отрегулировал, правительство собственными руками подложило ему свинью в виде импортного сбора, способного не только омрачить жизнь импортеров, но и уничтожить отечественные производства. Временная и необходимая, по мнению Минфина, мера может существенно уменьшить объемы производства продукции из импортного сырья. Даже если производители решат не сокращать объемы, они будут вынуждены повысить цены, чтобы не потерять в рентабельности, что делает невозможным импортозамещение отечественной продукцией.
За прошлый год индекс потребительских цен вырос на 25%, а индекс цен производителей промышленной продукции — на 31. Несмотря на то, что бюджет 2015 г. предполагает уровень инфляции 13–15%, более правдоподобным выглядит ее уровень в 17–18%, о чем уже заявила глава НБУ, отметив, что, по всей видимости, инфляционный прогноз будет пересмотрен. Если учесть, что в
2014 г. инфляция достигла 24,9% (рекордный уровень за 14 лет), а бюджет будущего года предполагает повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума только с декабря, потребительский спрос в 2015-м будет сокращаться еще стремительней.
«По моему мнению, никаких результатов налоговая реформа не даст. Более того, я уверен, что уже в апреле будут вводиться новые изменения, так как правительство наглядно убедится в неэффективности принятых норм, а дыра в бюджете увеличится до невообразимых размеров, — считает Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов. — Вопрос, поймет ли правительство, в чем причина этой неэффективности. Ведь они сознательно отвернулись от бизнеса и экспертов, лишь создав видимость общественных обсуждений и консультаций. Результат налицо».
Ложкой меда в бочке дегтя должен, по-видимому, стать мораторий на проверки. Но, во-первых, он, как и предыдущий мораторий, не распространяется на ГФС, а во-вторых, мораторий не отменяет штрафные санкции, что означает, что после его окончания бизнес все равно смогут проверить и оштрафовать за нарушения во время моратория.
«Позитивный эффект от моратория, действовавшего во второй половине прошлого года, по оценкам бизнеса, оказался практически нулевым, поскольку проверок со стороны фискальных органов и органов прокуратуры меньше не стало, — рассказала ZN.UA Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации. — Частичная отмена некоторых видов ревизий предприятий не решает проблему чрезмерного административного давления на компании. На мой взгляд, для улучшения ситуации необходим комплексный подход и постоянный диалог с бизнесом, которых пока нет».
Исследования ЕБА подтверждают, что мораторий второй половины 2014-го не дал ровным счетом никаких результатов. В конце прошлого года топ-менеджеры ведущих компаний оценили легкость ведения бизнеса в Украине на
2,5 балла из пяти возможных. А ведь еще в начале 2014 г. они поставили 2,72.
«Ключевым является понимание того, что сложившаяся сейчас ситуация — не безвыходная и не уникальная. Есть мировой весьма успешный опыт преодоления экономических кризисов, есть конкретные шаги для устранения кризисных явлений. Правительству просто нужно перестать рассказывать о сложностях и перейти к решительным действиям. И речь не идет о законодательных изменениях и введении новых норм, речь идет о политической воле и применении хрестоматийных мер выхода из кризиса. Пока такой политической воли нет», — считает Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украина».
Палки, вставленные правительством в колеса бизнеса, аукнутся довольно скоро — раздутую расходную часть госбюджета покрывать будет нечем. При этом Украину ожидают существенные выплаты по внешним займам (свыше 10 млрд долл.), которые нынешние резервы покрыть не способны. То есть Украина критически зависит от существенного притока валюты, и без поддержки международных организаций обслужить все необходимые платежи невозможно. А для того, чтобы иностранные кредиторы продолжили сотрудничество с Украиной, необходимо убедить их в том, что действия правительства конструктивны и направлены на реальное реформирование как экономики, так и госфинансов.
В нынешней ситуации сделать это довольно сложно. И реакция международных доноров прямо об этом свидетельствует: в 2014 г. МВФ пообещал выделить Украине 17 млрд долл. Другие кредиторы (ЕС, США и Всемирный банк) незамедлительно повысили свои платежные обещания до 27 млрд долл. до 2020 г. Но на деле Украина получила чуть больше 8 млрд, из которых 4,6 млрд — средства МВФ. Причина одна — международные доноры, как и отечественный бизнес, не видят конкретных результатов, лишь слышат обещания и заверения. И нынешняя ситуация положение дел явно не улучшит.