Правительство собирается привлечь в государственный бюджет в 2015 году 475,9 млрд. грн. доходов. Это почти на 100 млрд. грн., или на четверть больше, чем было предусмотрено на 2014 год. За последние три года ни одно из правительств не ставило себе таких амбициозных целей по увеличению поступлений в госбюджет.

Бюджетная математика

Доходы бюджета, по плану правительства, должны составить 475,9 млрд. грн., расходы - 527,9 млрд., при номинальном ВВП - 1,7 трлн. грн. (- 4,3 ВВП), дефицит бюджета - 63,7 млрд. грн. или 3,7% ВВП. (с учетом дефицита НАК Нафтогаз, средств необходимых на рекапитализацию банков и Фонду гарантирования вкладов и т.д. превысит 10% ВВП). Основной источник финансирования дефицита - Нацбанк Украины, другими словами - денежная эмиссия.

Доходы государственного бюджета на 2015 год, сформированные за счет налоговых поступлений, составят 365,6 млрд. грн. При этом объем уплаченного в бюджет налога на прибыль предприятий составит 33 млрд. грн., налога на доходы физических лиц – 42,3 млрд. грн. Общий объем рентных платежей составит 34,8 млрд. грн., включая ренту за пользование ресурсами для добычи природного газа - 21,7 мрлд. грн., добычи нефти – 6 млрд. грн., добычи других полезных ископаемых – 2,55 млрд. грн. Рента за транспортировку энергоресурсов запланирована в объеме 4,5 млрд. грн.

Более трети налоговых поступлений должен обеспечить налог на добавленную стоимость – 157,8 млрд. грн, при объеме запланированного к возмещению НДС 56,1 млрд. грн. Общий объем сборов акцизного налога – для товаров, произведенных в Украине и ввезенных на территорию Украины - запланирован на уровне 60 млрд. грн. Объем экспортных и импортных пошлин составит 31,7 млрд. грн. Около 1,5 млрд. грн. должны составить конфискованные средства и средства от реализации имущества, полученного с использованием коррупционных схем.

По задумке премьер-министра Арсения Яценюка, реализовать столь амбициозные поступления в бюджет, в том числе, поможет детенизация экономики.

Яценюк отметил, что в 2015 году Кабинет министров рассчитывает увеличить доходы бюджета за счет легализации бизнеса и налоговой дисциплины крупных предприятий-налогоплательщиков. По словам главы правительства, Кабмин сделает все необходимое для того, чтобы большой бизнес не шел в тень и платил налоги. Причем справедливость налоговой системы Украины будет обеспечиваться путем повышения налоговой нагрузки на граждан и компании с высокими доходами, а также посредством борьбы с «налоговыми ямами» и теневыми зарплатами. Однако, на практике реализация этих планов выглядит весьма сомнительно.

Бюджет на доверии

Один из ярких примеров, демонстрирующий, почему ставка на детенизацию может не сыграть – снижение единого соцвзноса с коэффициентами 0.4 и 0.6 (на 2015 и 2016 год) от действующей ставки (41%), который Яценюк обозначил как легализация зарплат или ЕСВ 16.4%.

К сожалению, 41% не превратится в 16.4% по той простой причине, что мало кто сможет применить обещанный понижающий коэффициент 0.4. ведь для этого предприятие должно выполнить сразу 4 условия. Во-первых, показать среднемесячную общую базу для начисления ЕСВ в 2,5 раза выше, чем была среднемесячная в 2014 году. Второе - увеличить среднюю зарплату на 30%. Третье - средний платеж на 1-го застрахованного работника должен быть не меньше 700 гривен. Четвертое – средняя зарплата на предприятии должна быть не ниже трех минимальных.

Вряд ли у украинских бизнесменов будет настолько высокое доверие к государству, чтобы настолько резко увеличить объемы «белой» зарплаты, не побоявшись отката назад к старым нормам уплаты соцвзноса. Тем более, что на 2016 год налоговую скидку могут уменьшить, сделав коэффициент 0.6. То есть, те, кто в этом году повысит зарплату в расчете на скидку, вынуждены будут резко увеличить налоговые платежи со следующего года. В реальности детенизация возможна в том случае, если, помимо снижения налогов, у бизнеса будет обозримая перспектива роста. А сейчас такой перспективы нет.

Еще один весьма спорный момент в бюджете – надежды Кабмина на увеличение сбора налога на доходы физлиц. На фоне снижения плановых показателей по НДС и налогу на прибыль, именно НДФЛ должен стать компенсатором.

Увеличение сборов по НДФЛ до 42 млрд. грн. выглядит слишком оптимистично. Вдобавок оно больно ударит по простым украинцам. Яркий пример налог с пенсий, где произошло снижение порога, с которого начинается уплата НДФЛ с 10 тысяч грн. до уровня 3 минимальных зарплат. По сути, пенсионные выплаты – это не доходы граждан, это личные сбережения граждан, которые они накопили за годы работы и отложили в специальный страховой фонд. Облагать их налогом, тем более начиная с суммы в 3 500 гривен, выглядит весьма не здравой инициативой.

Ненамного лучше ситуация с зарплатами, где произошло повышение ставки с 17% до 20% для зарплат размером свыше 10 минимальных – то есть около 13 тысяч гривен. Учитывая инфляцию, в эту шкалу попал средний класс, который, как известно, является двигателем экономики. В итоге Кабмин лишает его возможности развиваться либо попросту загоняет его в «тень». Туда же с повышением валютного сбора в Пенсионный фонд с 0,5% до 2% уйдет и валютный рынок.

В итоге вместо обещанной либерализации Кабмин по сути увеличил налоговую нагрузку на население, и в результате надежды правительства на детенизацию экономики вряд ли оправдаются.