Вялость силовых структур в локализации на Востоке Украины несколько сот вооруженных диверсантов в условиях, когда перед границей стоит многотысячная армия вероятного агрессора, не оставляет сомнений в том, что в случае военного вторжения населению придется защищать свою жизнь, рассчитывая исключительно на свои силы.
При этом в кризисной ситуации не стоит надеяться на получение от компетентных госструктур своевременных и четких инструкций о порядке действий. Даже, если руководство страны избавится от присущего бюрократическому аппарату «временного лага» в несколько дней при принятии неотложных и крайне важных решений, оно не располагает силами и средствами для оперативного оповещения всеми существующими каналами связи гражданского населения о необходимости принятия мер гражданской обороны.
Национальный центр оперативно-технического управления сетями (НЦОТУС), одним из ключевых задач которого является обеспечения функционирования систем оповещения гражданской обороны, де-факто не существует. Однако, если он каким-то чудом и будет создан в кратчайшие сроки, его основой является материально-техническая база предприятия «Укртелеком», принадлежащая частому лицу, что в условиях чрезвычайного положения недопустимо.
Впрочем, также недопустим сам факт отсутствия НЦОТУС, поскольку по закону Центр должен существовать всегда, а не только в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации или во время ее протекания. В ст. 29 закона о телекоммуникациях, однозначно сказано, что в обычных условиях НЦОТУС взаимодействует с центрами управления операторов телекоммуникаций, в том числе иностранных и осуществляет другие функции, делегированные ему операторами телекоммуникаций на договорных началах.
Между тем, сами операторы признаются, что НЦОТУС не только не взаимодействует с ними, но даже не интересуется построением такого взаимодействия. «Сетевые системы «Киевстар» могут взаимодействовать с НЦОТУС, однако для реализации такого сотрудничества НЦОТУС и Госслужба по ЧС должны разработать нормативно-технологические регламенты по обмену данными с нашими системами управления, ― объясняет Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар». ― Также необходимо осуществить ряд технических работ ― построить линии связи от коммутаторов телеком-операторов до спецузлов ГЧС. Но документов, спецификаций для таких работ, ГЧС и НЦОТУС не разработали».
По словам Михаила Шуранова, последнее совещание по вопросам создания системы оповещения населения о ЧС прошло в феврале 2014 при участии межоператорской ассоциации «Телас» и НКРСИ. «Киевстар» неоднократно выдвигал предложения по интеграции наших сетевых систем в системы оповещения и экстренной помощи ГЧС. Пока эти инициативы результатов не дали», ― отмечает представитель оператора.
Однако в Госспецсвязи, которая осуществляет общий контроль за техническим состоянием телекоммуникационного оборудования общегосударственной системы оповещения, отмечают, что техническая составляющая системы оповещения общегосударственного уровня находится в постоянной готовности к применению. «Сегодня эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования, а также предоставление необходимых телекоммуникационных услуг для нужд системы оповещения гражданской обороны осуществляется операторами телекоммуникаций на договорных условиях. Проверка работоспособности оборудования и необходимое обслуживание осуществляются в соответствии с установленными регламентами и заключенных договоров», ― сообщил в комментарии «proIT» Владимир Зверев, председатель Госспецсвязи.
Стоит отметить, что сами операторы телекоммукаций, по крайней мере, большинство опрошенных «proIT», ни слова не упоминают о каких бы то ни было договорных отношениях с эксплуатантом системы оповещения гражданской обороны. Судя по комментариям операторов, они вообще имеют весьма расплывчатое представление о своей роли в работе упомянутой системы. Их позицию можно описать обтекаемой фразой «мы готовы использовать свои ресурсы в интересах государства».
Так в пресс-службе life:) сообщили: «В случае чрезвычайной ситуации life:) будет действовать согласно украинскому законодательству и распоряжениям исполнительных органов власти. До настоящего момента у нас не было подобного опыта, но наша сеть полностью готова предоставлять мобильные услуги в объемах и в сроки, которые будет необходимо в государственных интересах Украины». От пресс-службы «Интертелеком» был получен похожий ответ: «Интертелеком» осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины. В случае возникновении чрезвычайной ситуации оператор готов сотрудничать с командным центром подразделения гражданской обороны, и приложить все усилия для наиболее быстрого информирования населения о действиях в чрезвычайной ситуации».
Закрадывается вполне обоснованное подозрение, что национальные операторы не интегрированы в национальную систему гражданской обороны, а значит они вряд ли смогут системно и синхронно оповещать население в случае ЧС. Их деятельность в таком случае будет зависеть преимущественно от уровня патриотизма акционеров, оперативности получения директив от госструктур, не исключено, что даже на бумажных носителях с мокрыми печатями и тому подобных непредвиденных факторов. Хуже всего в этой ситуации — отсутствие подобного опыта сотрудничества, в чём операторы сами признаются.
В «Киевстар» отмечают, что уже обладают позитивным опытом сотрудничества со службами ГЧС на уровне регионов и отдельных областей. «Особенно успешно отработано такое взаимодействие в Западной Украине, где местные спасатели используют возможности сети «Киевстар» для оповещения населения об угрозе паводков, ― рассказывает Михаил Шуранов, но сразу же жалуется. ― К сожалению, централизованный алгоритм совместных действий телеком операторов и систем раннего оповещения населения, в Украине до сих пор не разработан, и не внедрен».
Сергей Бойко, президент компании «Воля», говорит, что похожая ситуация наблюдается и среди большинства украинских провайдеров, а это сотни компаний, обслуживающие более половины абонентов рынка. Вместе с тем, он утверждает, что крупные операторы, в случае ЧС знают, что делать и готовы выполнить директивы соответствующих госструктур.
Единственный, кто из опрошенных операторов подтвердил наличие договорных отношений с центральными и региональными органами власти в части эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры системы оповещения, оказался «Укртелеком». В пресс-службе оператора подчеркнули, что компания «выполняет все функции, предусмотренные договорами, в полном объеме».
Александр Недобитков, заместитель главы ГНС, также заверил редакцию «proIT», что территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций находится в работоспособном состоянии и готовы к использованию по назначению. По его словам, соответствующая проверка была проведена по поручению Кабинета Министров от 04.03.2014 № 5701/1/1-14. Вероятнее всего речь идет о проводных радиоприемниках, радиовещательных станциях и телеканалах, уличных громкоговорителях. Но когда количество радиоточек ежегодно сокращается на сотни тысяч, а диверсанты противника уже сегодня легко захватывают РТПС областного значения, основной массе населения остается уповать на то, что система уличных громкоговорителей, предупреждавшая людей о налете фашистской авиации в далеком 1941, не откажет и в 2014.