На минувшей неделе лидеры Партии регионов и «Сильной Украины» анонсировали слияние двух политических сил в единую организацию. Согласно достигнутым договоренностям партия Сергея Тигипко в ближайшие месяцы прекратит свое существование, а владельцев ее партбилетов «попросят» пополнить ряды «сине-белых». Таким образом, еще до начала парламентской кампании «регионалы» избавятся от конкуренции в юго-восточных областях. За эту услугу г-н Тигипко рассчитывает укрепить свои позиции во власти, а в перспективе — занять премьерское кресло.

Партийные комплексы

Грядущее объединение двух политических сил стало сюрпризом в первую очередь для членов ПР и «СУ». Ни «регионалы», ни соратники Сергея Тигипко на местах ранее ничего не слышали о такой, на первый взгляд, абсурдной перспективе. Казалось бы, зачем проводить слияние двух партийных организаций, которые и так очень тесно и плодотворно сотрудничают в центре и регионах. «Сильная Украина», несмотря на снижение рейтинга, сохраняет неплохие шансы попасть в новый состав парламента. И ее успех мог бы только укрепить позиции «регионалов» в высшем законодательном органе власти, поскольку под крышей «СУ» можно провести в Раду верных Администрации Президента людей. Но на Банковой решили иначе, сделав Сергею Леонидовичу предложение, от которого он не смог отказаться.

По данным «ДС», автором идеи объединения партий-союзников выступил глава президентской администрации. С реализацией этого проекта связаны личные амбиции Сергея Левочкина и всей «газовой группы», желающей играть первую скрипку в кампании ПР на парламентских выборах. Усиление «регионалов» за счет организационной структуры «Сильной Украины» позволит главе АП отличиться перед почетным лидером партии. Параллельно г-н Левочкин и его команда надеются заполучить в лице г-на Тигипко надежного союзника в правительстве, который в будущем может претендовать на кресло премьер-министра, поскольку сейчас достойных кандидатур на этот пост у команды Сергея Владимировича нет.

Ассимилировав ПР с «Сильной Украиной», партия Президента решит для себя сразу несколько важных предвыборных задач. Во-первых, избавится от прямого конкурента на родном электоральном поле в восточных, южных и отдельных центральных областях. Ведь, по оценкам социологов, основную часть избирателей Сергея Тигипко на президентских выборах в этой части страны составили те, кто ранее поддерживал Партию регионов, но по различным причинам в ней разочаровался. Следовательно, рассчитывать на увеличение рейтинга за счет избирателей «Сильной Украины» «регионалам» не приходится. Но отсутствие конкурента благоприятно повлияет на стартовые позиции пропрезидентской силы перед началом избирательной кампании.

Во-вторых, объединение двух партий станет четким сигналом для местных элит о том, что ни о какой альтернативе ПР в ближайшее время не может быть и речи. Следовательно, тем, кто еще не определился с партийной пропиской, не стоит медлить с выбором. Отчасти это касается и представителей других сотрудничающих с «регионалами» политпроектов: Народной партии Владимира Литвина, Компартии, Соцпартии, «Единого центра» и пр. Слухи о том, что Банковая намерена «поглотить» «народников», социалистов и «единоцентристов» еще до выборов, ходят давно. Хотя ранее в такую перспективу верилось с трудом. Но после того, как Николай Азаров анонсировал объединение с «Сильной Украиной» и намекнул, что укрупнение ПР на этом не закончится, такой сценарий выглядит вполне реальным.

В-третьих, не следует забывать, что сегодня «регионалы» испытывают серьезный кадровый голод, который особенно остро проявится с началом парламентской кампании. Вряд ли ПР пойдет на пользу, если избирательный список на грядущих выборах в Раду возглавит непопулярный Николай Азаров. А вот лидерство в этом списке новой фигуры, например Сергея Тигипко, способно несколько освежить восприятие этой политической силы в обществе. Кроме того, слияние двух партий — это очередной психологический удар по оппозиции. Представители «оранжевых» партий, несмотря на многочисленные попытки договориться о совместном плане противодействия ПР, пока далеки от реализации этой задачи. Даже арест лидера «Батьківщини» Юлии Тимошенко, вопреки ожиданиям экспертов, не стал катализатором объединения оппонентов власти. И усиление «регионалов» за счет партии Сергея Тигипко на этом фоне позволяет пропрезидентской силе выглядеть более уверенно. Во всяком случае одним из новых козырей «сине-белых» теперь станет умение договариваться.

Сила кончилась

С политической точки зрения согласие «Сильной Украины» на объединение с «регионалами» выглядит как политический суицид, поскольку сейчас этой организации вполне под силу преодолеть 3%-ный барьер на выборах в парламент. Так, согласно июньскому опросу Киевского международного института социологии (КМИС), «силовики» могут рассчитывать на 4–5% голосов избирателей. Поэтому решение Сергея Тигипко поддержать инициативу слияния двух организаций, казалось бы, обернется для вице-премьера большими потерями, а преимущества будут минимальными. На самом деле за этой жертвой стоит четкий и прагматический расчет. Руководство «Сильной Украины» хорошо понимает, что сотрудничество с «регионалами» тянет их политпроект на электоральное дно. Согласно данным КМИС за последний год «силовики» потеряли больше половины своих избирателей и приверженцев реформаторского курса Сергея Тигипко становится все меньше. Отчасти это связано с довольно скромным присутствием политика в СМИ, а также с неблагодарной ролью автора системных преобразований в социальной сфере, которая досталась г-ну Тигипко в правительстве.

Переход в оппозицию мог бы исправить ситуацию, но этот вариант неприемлем для Банковой. Ведь в случае ухода г-на Тигипко в отставку критика бывшего союзника способна еще больше пошатнуть и без того потрепанные электоральные позиции «регионалов». Впрочем, не желает менять теплое правительственное кресло на участие в митингах и сам Сергей Леонидович, традиционно отдающий предпочтение синице в руках. Дополнительным стимулом для него стали намерения президентской команды поднять проходной барьер в Раду с 3 до 5%. Соответствующие правки будут представлены осенью в готовящемся сейчас законопроекте о внесении изменений в правила избрания депутатов ВР. А поскольку в таком случае шансы «Сильной Украины» приобрести в следующем году статус парламентской партии существенно снизятся, ее лидер решил не рисковать.

Но главным фактором, который склонил Сергея Тигипко к объединению его партийного детища с ПР, стали личные амбиции политика. Лидер «силовиков» надеется не только укрепить свои позиции в правительстве, получив партийную прописку в пропрезидентской политической силе, но и продолжить карьерный рост.

И в этом контексте интересы Сергея Леонидовича удачно сошлись с планами главы АП Сергея Левочкина. Сергей Тигипко не против занять пост премьер-министра, но для этого ему необходима поддержка влиятельных кругов ПР. В то время как г-н Левочкин надеется видеть в этом кресле лояльную к «газовой группе» фигуру, а кандидатура прагматичного и гибкого лидера «Сильной Украины» подходит для этого как нельзя лучше. Омрачить столь перспективный союз может разве что нежелание отдельных партийных ячеек «силовиков» влиться в ПР. Ведь, дав согласие на объединение партий, г-н Тигипко, по сути, предал своих соратников в регионах. Многие из них «инвестировали» в этот политический проект в 2009–2010 гг. немалые средства, надеясь конвертировать их в мандат депутата ВР в 2012 г. Но после слияния двух партий шансы местных политиков, жаждущих получить заветное кресло народного избранника, будут сведены к нулю. Вряд ли функционеры ПР в южных и восточных областях пожертвуют мажоритарными округами в угоду новым коллегам по партии.

Единого мнения относительно грядущего слияния нет даже в руководстве «Сильной Украины». Заместитель главы организации Александра Кужель уже заявила, что не намерена вступать в ПР, а второй заместитель — Кость Бондаренко — не исключает, что и вовсе прекратит партийную деятельность. Формально окончательное решение должен принять съезд партии, а пока по инициативе Сергея Тигипко внутри организации началось обсуждение целесообразности объединения с ПР и возможных путей реализации такого проекта. Ведь непонятно, каким образом должен проходить этот процесс. По данным «ДС», «регионалы» настаивают на том, чтобы местные офисы «Сильной Украины» попросту закрылись, а члены организации выстроились в очередь за партийными корочками ПР. Понятно, что «силовики» вряд ли одобрят такой вариант, поэтому не исключено возникновение серьезной оппозиции внутри политической силы к идее партийной интеграции. А это в итоге может перерасти в раскол организации. Хотя опыт местных выборов 2010 г. засвидетельствовал, что административному ресурсу ПР вполне под силу справиться с амбициями союзников. Поэтому исход дискуссии внутри «Сильной Украины» относительно братания с «регионалами» во многом предопределен уже сейчас.