Новая волна финансового кризиса уже в Украине. Как с ней жить? Ответ на этот вопрос — в истории мировой экономики.

Ещё в 2008-м эксперты преду­преждали, что у нынешнего кризиса характер английской буквы W. Расшифровка проста: после первого резкого экономического спада последует непродолжительный подъём, потом снова небольшой спад и только затем выход на устойчивое развитие. Сейчас, собственно, мы наблюдаем предпоследнюю стадию. Кто умён и предусмотрителен, тот вынырнул, глотнул воздуха на недолгом подъёме и поплыл дальше, поднырнув под накатывающую вторую волну. Кто же сейчас впадёт в панику — тот примет самоубийственные для бизнеса и себя лично решения. 

Наверняка мне скажут, мол, вторая волна — это надолго. Ведь на дворе европейский долговой кризис, и он затянется. Да, есть долговые проблемы в Европе. Так ещё они есть в Японии и США — эти две страны в наступившем году должны заплатить, если верить агентству Bloomberg, 3 триллиона и 2 триллиона 783 миллиарда долларов соответственно. В целом у 11 самых крупных в мире стран-должников, среди которых также Италия, Франция, Германия, Канада, Великобритания и государства БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в сумме ожидается 7,6 триллиона долларов выплат в наступившем году. Причём отдавать прежние долги можно будет лишь за счёт влезания в новые. Вот только, как утверждает Bloomberg, все должники неизбежно столкнутся с ситуацией, когда процентные ставки по новым кредитам будут расти, — инвесторы нынче пугливы и жадны. 
Велика ли эта сумма — $7,6 триллиона? Да, очень. Это на 2,6% больше, чем было в ушедшем году, что точно нехорошо. Но рост выплат по долгам здорово отстаёт от темпов подъёма общемирового ВВП по итогам 2011 года — 3,2%. И вот этот показатель уже здорово обнадёживает.
Экономическая история также подсказывает не впадать в истерику, а вспомнить о другом долговом кризисе, который имел место в начале 80-х годов минувшего столетия в развивающихся странах. Тогда как-то разом упали цены на производимое в странах-должниках сырьё и выросли ставки по привлекаемым ими кредитам. Ситуация отчётливо запахла дефолтом. По сути, он и произошёл — в Мексике, Аргентине, ряде других развивающихся стран, а также в экс-СССР. История могла запросто закончиться всемирным финансовым крахом. Но тут вступил в дело «план Брейди», названный так в честь экс-министра финансов США. 
Кратко суть плана в следующем: кредиторы соглашаются простить должникам часть долгов, по оставшемуся займу снижаются проценты, а срок его погашения увеличивается. Частным кредиторам тогда выкрутили руки, при этом дав солидные гарантии, и те пошли на сокращение задолженности, подталкиваемые мыслью, что «лучше потерять часть, чем остаться без всего». У должников же появился шанс перевести дух и выплатить оставшиеся задолженности.
История помнит точные даты. Так вот, очень важно иметь в виду: долговой кризис разразился в 1981—1983 годах, «план Брейди» был запущен в дело в 1989—1992-м и только к середине 2000-х должники полностью расплатились по своим обязательствам. То есть от пика долгового кризиса до старта спасительного «плана Брейди» прошло долгих 7 лет. А потом ещё 10—12 лет ушло на ликвидацию последствий.
Что мы видим сейчас? К пулу мировых валют добавился евро. Еврозона оказалась в долговых тисках, но она имеет возможность печатать мировые деньги, как США печатает доллары, а Япония — иены. Напомню: США с Японией — самые большие в мире должники. К тому же нынешний долговой кризис разгорелся в самом сердце мировой экономики, а не на её периферии, как тридцать лет назад. И я уверен, что уж для себя-то европейцы постараются — им для выработки антикризисного плана понадобится намного меньше тех 7 лет, что потребовались в своё время для появления «плана Брейди». Думаю, ответы на вопросы «кто, как, сколько и когда» заплатит за выход Европы из долгового кризиса, мы получим в ближайшие месяцы. После чего уже к началу 2013 года в Европе начнётся довольно активный экономический рост. И в истории всё происходящее останется под названием «план Меркель — Саркози», к примеру.
Так что не стоит бояться второй волны. Хотя бы потому, что сейчас можно недорого покупать активы, мозги и рабочие руки — в кризис всё это обходится дешевле. Правда, потом стоимость вновь возрастёт, поскольку для ликвидации долгового кризиса будет напечатана масса пустых новых денег — и в еврозоне, и в Японии, и в США.