Газовые переговоры, которые должны были окончиться установлением «справедливой цены за газ», завершились полнейшим фиаско команды переговорщиков, которую возглавлял Николай Азаров. Вполне реально, что никакой газовой войны не было бы, если бы не одно «но». Неуступчивость России Виктор Янукович посчитал своей личной обидой и сказал, что нужно помахать шашкой. При этом надо четко понимать, что никаких реальных планов насчет того, где махать, кому махать и как махать, на Банковой, и тем более в Кабмине, нет. Как не было их и два года назад, когда были подписаны Харьковские соглашения, и полгода назад, когда Азаров объявил, что через пару недель у нас будет новый газовый контракт.
Если разобраться с тем, что сейчас происходит, формулу украинского неуспеха можно свести к нескольким банальным фразам. Во-первых, весь прошлый год власть не вела переговоры с Россией, а боролась на межвидовом уровне за то, кто (какая группа влияния) будет главной по российскому вопросу. Россияне это прекрасно поняли и давали надежды и Азарову, и Клюеву, и Левочкину со товарищи. В результате у нас не было ни концепции, как изменить договор Тимошенко, ни тем более единой консолидированной позиции относительно того, кто должен быть главным переговорщиком. При этом в АП почему то решили проигнорировать такие факты, как сложности избирательной кампании Путина, глубочайшую ссору с ЕС из-за посадки Тимошенко и, наконец, экономический кризис, отсутствие денег МВФ и прочие мелочи.
Можно ли говорить, что в верхах был спланирован заговор? Безусловно, нет. Просто сама система управления страной, которую исповедует Янукович, не могла не привести к этим последствиям. В чем суть этой системы? Во-первых, она зиждется на тотальном страхе (или во многих случаях видимости страха). При этом страх особо не выходит за стены чиновничьих кабинетов, если не считать все возрастающую роль репрессивной машины. Но Президенту нравится считать, что его все боятся, и можно не сомневаться, что, если все будет идти так, как сейчас, армия напуганных людей в нашей стране пополнится многими представителями среднего класса. Во-вторых, эта система зиждется на том, что Президента окружили «золотым забором», который позволяет «искажать» информацию как угодно. Проще говоря, система работает самопроизвольно, сама на себя. Единственными флажками являются личные указания (пожелания) Президента.
Именно эта система привела к тому, что мы проиграли газовую войну-2011. Сейчас, когда тянуть дальше некуда, а омрачать праздники никто не хотел, окружение Президента решило, выполнить его пожелание помахать шашкой. Опять-таки, не столько против России, сколько против своих заклятых друзей в вертикали власти. Ни о какой работе над ошибками, выработкой стратегии речь не идет.
Никто пока не удосужился объяснить гаранту, что переговоры с Москвой последние два года, по сути, не велись. Точнее, велись самой Россией в форме монолога. Причем выглядит это так, будто прожженные колонисты выменивают у дикарей драгоценные меха на грошовые стеклянные бусы. В нашем случае выходит весьма неадекватный обмен: мы им — Севастополь, они нам — скидку в $100 на газ, мы им — фактическое вхождение в рублевую зону, они нам — пролонгацию $2 млрд. кредита от ВТБ, мы им — максимальное содействие российскому бизнесу на территории страны, они нам самое святое — «Русский мир» и приглашение в Евразийский союз. Правда, иногда в ход идет «огненная вода» (в случае с командой Януковича — жажда абсолютной власти), на которую сами же россияне обитателей Банковой и подсадили.
К чему это привело сегодня? Все главные центры влияния вокруг Президента убеждают его в том, что движение на максимальное сближение с РФ безальтернативно и даже единственно спасительно для Януковича в нынешних условиях. При этом каждый пытается опередить своего, помышляющего о том же, конкурента и посильнее толкнуть Виктора Федоровича в распростертые объятия Владимира Путина. А с ним и всю страну.
А что же, наконец, народ? И почему он по своему обыкновению безмолвствует? Во-первых, народ не понимает, что на самом деле происходит. А во-вторых, его продолжают пичкать «лапшой» со всех сторон и на любой вкус. Одних отвлекают «играми патриотов», других — абсолютно несостоятельными вариантами выхода из газового тупика. Речь идет и об альтернативных источниках поставок в Украину газа (при отсутствии у страны терминала для принятия сжиженного газа), и о замене на украинских ТЭС газа углем (глава Минэнерго Юрий Бойко обещает сделать это в течение года, хотя даже с чисто технологической стороны процесс переоснащение котлов ТЭС под водоугольное топливо растянется на пятилетку, и это при условии стабильного масштабного финансирования, что никак не предвидится), и об использовании сланцевого газа собственной добычи (здесь уже можно говорить о перспективах, измеряющихся целыми десятилетиями).
Отдельного внимания удостаивают целевую аудиторию, надеющуюся на Стокгольмский суд. Азаров с определенной периодичностью заявляет о непременном обращении Украины в Стокгольм. Впрочем, в Москве прекрасно понимают, что никакого Стокгольма не будет. В Украине нет политика, который захочет реально воевать в Стокгольме. Во-первых, потому, что никто (даже из оппозиционеров) не хочет стать главным врагом России. А во-вторых,человек, который выиграет суд в Стокгольме, станет спасителем страны и реальным конкурентом Януковича.
И, наконец, последнее. Выиграть шведский суд и можно, и нужно. Надо менять и тех, кто провалил переговоры. Нодля этого необходимо, чтобы Президент захотел перемен, которые требуют огромной работы по переформатированию власти. А, исходя из первых двух лет правления, можно четко сказать, что этого не произойдет. Виктор Федорович живет в виртуальных схемах победы на парламентских выборах и якобы сильнейшем страхе всех перед ним. И внешний фактор он попросту не учитывает. А о том, что он для него может стать решающим, никто из окружения ему не говорит. Потому что тогда теоретически Президент может захотеть что-то менять.
Одной из фишек нынешней президентской кампании Владимира Путина считается его намерение как нового-старого президента РФ создать Евразийский союз (ЕАС). Процесс уже сдвинулся с мертвой точки — 18 ноября 2011 года в Москве президенты России, Беларуси и Казахстана подписали декларацию о создании ЕАС, который должен быть основан на базе существующих структур ЕврАзЭс, ЕЭП, Таможенного союза и ОДКБ. Авторы идеи евразийства не скрывают, что берут за основу нынешние структуры Евросоюза, в названия только добавляется буквосочетание «аз» — Евразийская комиссия, Евразийский парламент, даже единую валюту предлагают назвать «евразо».
Ранее Путин заявлял, что ЕАС будет оформлен к 2013 году, сегодня говорится о 2015-м. Среди потенциальных участников союза, помимо тройки основателей, чаще всего называются Киргизия и Таджикистан, но в последнее время заговорили и о возможном присоединении Украины в компании Узбекистана, Туркмении и Монголии. Пропагандируемая цель создания ЕАС — восстановление геополитического полюса в современном мире, которого Москва утратила после распада СССР. Действительно, Путин этой идеей активно эксплуатирует ностальгию российского обывателя по Советскому Союзу. Впрочем, на нынешнем этапе вряд ли удастся вернуть историю на более чем двадцать лет назад с двухполюсной планетой Земля. Даже при выполнении программы-максимум ЕАС не станет реальным конкурентом не то что Вашингтону и Брюсселю, но даже Пекину и Дели. Хотя программа-минимум — увеличение за счет постсоветского пространства капитализации российского олигархата — вполне выполнима.