Наши деньги, господа, и суть процесса в этом плане мало чем отличается от того, о котором пел король блатной песни Северный, — их воруют. Просто, как и блатняк теперь гордо кличут русским шансоном, так и выкачивание бюджетных денег на партийно-клановые нужды во время выборов политкорректно называют применением админресурса.
Как и в былые избирательные кампании в нашей коррумпированной стране, деньги обильною рекою хлынули из черных партийных тумбочек, куда их положили руки, которые умело крали и брали, но больше всего — прямо из бюджета, без «прокладок» и потери времени на конвертацию «деньги ваши стали наши». Конечно, чистый криминал — только за черный нал (прямой подкуп избирателей и членов комиссий), но не все, что можно провести «по бухгалтерии» и показать как заботу власти о народе, — черпается прямо из бюджетов, повсеместно и, что называется, не считая. И это очень отличает нынешние выборы от всех предыдущих, когда админресурс тоже переключал бюджетные потоки в нужном направлении, но так бесстыдно, пожалуй, впервые. Если раньше бюджетное вспомоществование получали в основном должностные лица, то теперь и их родственники-миллионеры, как в случае с сыном премьера Азарова или сестрой главы АП Левочкина, которые баллотируются по мажоритарным округам.
Крымский премьер Анатолий Могилев, похоже, решил малой бюджетной подмогой одномоментно осчастливить избирателей всех 10 округов автономии. Не то чтоб накормить пятью хлебами и двумя рыбками тысячи голодных, но желание дойти до каждого избирателя наблюдается явственно. Роспись 84,5 млн. грн. субвенционных средств из госбюджета, уже утвержденных на ремонт около ста объектов социальной сферы, на этой неделе срочно пересмотрели и растянули… на 800 объектов. Таким образом, предвыборная строительная суета будет обеспечена в каждом городе и районе полуострова. И не беда, что учебный год начался — будут асфальтировать подъездные пути к школам (там, как правило, работают избирательные участки), менять окна, двери и т.д. В былые времена это называлось бы распылением средств, то есть явным признаком бесхозяйственности, а то и вредительства. И всем понятно, что такое растягивание денег и аврал перед выборами не дадут нужного качества работ, но оттянут средства от начатых объектов, которые перейдут на следующий год уже в качестве долгостроев. Про бюджетную дисциплину и вовсе умолчим, для нынешней власти это что-то космическое, а земным становится только в применении к политическим оппонентам.
Но вседозволенность, порожденная безнаказанностью одетых в бронежилеты неприкасаемых кандидатов от власти, делает медвежью услугу ей самой и там, где, в принципе, все могло пройти без сучка и задоринки. Ну, кого бы заинтересовал сегодня попавший на непроходное место во второй сотне списка регионалов член президиума ВР Крыма Рустам Темиргалиев, если бы не поданная в ЦИК просто безбашенная декларация с прочерками в графах доходов и потерянными активами, о которых все знают? С тех пор, когда он был близким к экс-премьеру Крыма и губернатору Севастополя С.Куницыну бизнесменом, чьи фирмы с растущими как на дрожжах миллионными уставными фондами засветились в громких земельных скандалах. И с тех пор, когда он перешел к кандидату в президенты Инне Богословской, которая «назначила» своих крымских соратников во главе с Темиргалиевым главными спонсорами дорогой кампании. Найдя солидную «недостачу» в указанных кандидатом суммах взносов в уставные фонды предприятий его и супруги и изумившись трем тысячам «иных доходов» у состоятельного госслужащего, «Центр журналистских расследований» обратился к нему за пояснениями. Политик согласился на общение только в Facebook. «Вы меня поставили в затруднительное положение: возможно, в ЕГРПОУ не сняли предприятия, из которых я вышел как учредитель. В любом случае, для точного ответа мне необходимо время», — пообещал Темиргалиев, но молчит уже полторы недели. Ответ же кандидата на вопрос о бездоходности семейной бизнес-империи слегка озадачил: «Юрлица, упомянутые в вашем вопросе, официально не принесли мне и моей супруге доходов в 2011 г.». А неофициально?!
Александр Баталин, председатель правления ПАО «Фиолент» и беспроблемный, как считают у Могилева, кандидат по мажоритарному округу в Симферополе, в своей декларации о доходах тоже «потерял» четверть миллиона доли супруги в уставном фонде ЧП по добыче известняка и указал, что 2011 год принес ей только 10,7 тыс. грн. в виде дивидендов и процентов. Это, конечно, лишний раз подтверждает крымскую аномалию: оптовая торговля пищевыми продуктами, алкоголем и табаком, а также ресторанная деятельность в Крыму страшно неприбыльны. Но вот во что симферопольцы не поверят, так это в отсутствие у супруги Баталина недвижимости, потому как приватизация объектов завода «Фиолент», на котором, как говорят, работала половина города (вторая — на телезаводе «Фотон»), была у всех на устах. И тогда, когда детсад завода отошел в частные руки, и тогда, когда на его территории вырос дом, в котором и живет директор. Ко Дню независимости президент присвоил Александру Баталину звание Героя Украины, что, конечно, должно было поднять кандидата в глазах избирателя, но одновременно и подняло волну разговоров о том, чем «Фиолент» был и куда что ушло. ZN.UA располагает официальным документальным подтверждением того, что право собственности на отчужденные у ОАО «Завод „Фиолент" в 2003 и 2008 годах объекты недвижимости по трем адресам на бульваре Франко в Симферополе сегодня принадлежат супруге, сыну и его фирме.
Впрочем, «неточности» при заполнении деклараций находим у многих кандидатов почти всех основных партий—участников гонки. И это еще раз доказывает, что декларирование доходов как антикоррупционная мера в Украине не работает — ответственности нет ни за шалости с декларациями кандидатов, ни за «декларации» политических партий (ежегодные финансовые отчеты публикуют пару десятков из полутора сотен), ни за смешные — в сравнении с реальными затратами — финансовые отчеты кандидатов и партий по избирательным фондам. Последние сегодня вызывают у общества особый интерес, потому что дорогая кампания нынче не только у партии власти, но и у ее конкурентов особого толка.
Коммунисты Петра Симоненко (для Крыма, учитывая наличие коммунистов Леонида Грача, это существенное уточнение) свою кампанию строят на антикоррупционных лозунгах (впрочем, как и все остальные, только власть клеймит «папередников», а оппозиция всех форматов — партию власти). Массированная агитация с наружки, телеэкранов и полос газет стоит многих миллионов, и счет пошел не с начала официальной кампании, а гораздо раньше. Ими определяют рекламную кампанию КПУ, третьей по затратности после Партии регионов и партии Королевской. Логичный вопрос — назвать основные источники формирования избирательного фонда, получает в ответ отказ борца с коррупцией и рассказ о том, как партия пять лет копила средства. «„Я же не случайно подчеркнул, что партия пять лет готовилась к избирательной кампании, начиная с того, что мы внутри партии наводили порядок, связанный с модернизацией партии и концентрацией ресурсов. Мы очень серьезно работали, чтобы эти ресурсы накопить и сегодня мы их используем, чтобы объективно донести до людей то, что происходит в нашей стране", — объяснил П.Симоненко. Хорошая версия, только если все накопления за пять лет пошли на парламентскую кампанию, то за что же тогда КПУ доносила правду в кампании президентскую и выборы в местные органы власти, которые также пришлись на эти пять лет?
Наталья Королевская, наведавшаяся в Крым на следующий день после П.Симоненко, чтобы рассказать о политике нового поколения, не отказалась назвать источники финансирования избирательного фонда партии «Украина — вперед!»: «Тоже очень много ходит по этому поводу домыслов. Партию финансируют исключительно члены партии. Это и я как лидер партии, и Евгений Суслов, и Андрей Шевченко, и все члены команды, которые сегодня имеют финансовые возможности согласно своим декларациям, поданным в ЦИК». Кроме того, Н.Королевская дважды пообещала, что в понедельник (дело было в четверг) опубликует, кто и сколько «внес ресурсов».
«В понедельник мы непосредственно опубликуем количество ресурсов, которое будет, потому что счет избирательного фонда работает в накопительном режиме и открыт буквально несколько дней, — заявила Королевская. Но от вопроса-предложения вести формирование фонда онлайн, как это сделал в президентскую кампанию Анатолий Гриценко, или публиковать фамилии всех жертвователей, как это делал Арсений Яценюк, отказалась.
«Как формируется избирательный фонд — это исключительно финансовая процедура. В онлайн-режиме мы все вносим туда ресурсы. Мы в понедельник опубликуем, кто сколько ресурсов внес. Но мы же тоже не хотим подменять понятия. У нас же партия это не банк, где мы должны в онлайн-режиме следить за финансовым накоплением», — сказала Наталья Королевская.
В общем, как-то неловко получилось. Лидер партии нового поколения не уточнила, в какой понедельник какого месяца и какого года будут опубликованы данные «кто сколько ресурсов внес», а журналисты не догадались уточнить. Вот теперь и думай: мы друг друга не поняли или Наталья Королевская обманула? Но забыть точно не могла — журналисты потом и звонили, и писали по электронной почте, и через помощников вопрос задавали — тишина.
Кроме удовольствия от общения с политиками таких разных, но таких схожих поколений о деньгах и их источниках, несомненную радость приносит осознание того, что в этот раз мы, избиратели Украины, не одни наблюдаем за процессом с самого начала. Еще одно отличие нынешней избирательной гонки — все ее перипетии в режиме реального времени теперь могут видеть еще и долгосрочные международные наблюдатели, в частности, от международной миссии ENEMО, первые представители которой приехали в Украину уже в июле. С 8 августа в разных областях Украины за предвыборными событиями следят 35 долгосрочных наблюдателей ENEMО, которые, по словам заместителя главы миссии Майи Миликич, «были специально проинструктированы и обучены особенностям политического окружения и избирательного законодательства».
Думается, по прошествии двух месяцев до выборов долгосрочные наблюдатели на практике закрепят свои теоретические знания об «особенностях политического окружения и избирательного законодательства», а также избирательного применения всего остального законодательства. И тогда топ-новость недели в Крыму — возбуждение уголовного дела в отношении председателя правления компании «Консоль ЛТД» Владимира Ясинского не будет выглядеть только как пример того, что закон для всех один, и правоохранители привлекают к ответственности и «своих».
А ближе некуда — строительная империя «Консоль» была создана и многие годы возглавлялась нынешним спикером ВР АРК, регионалом и партийным спонсором ПР в Крыму Владимиром Константиновым, в соучредителях и топ-менеджерах матрешек условной группы компаний были его сын, дочь, супруга, брат. В офисе «Консоли» кандидат в президенты Виктор Янукович проводил заседания штаба, выходил на телемосты, в ресторане «Консоли» обедал… После назначения Константинова спикером «Консоль» возглавил Ясинский. А когда по всей стране начались протесты обманутых дольщиков, крымский спикер начал отрицать свою причастность к компании. И то правда — к тому времени основные активы уже были выведены на Кипр и Сейшелы. Но на тендерах «Консоли» везло пуще прежнего, особенно на тех, где конкурировали «дочки» или «сестры».
Еще в апреле ZN.UA писало о больших проблемах родной для спикера Крыма компании: в судах рассматривались сотни исков обманутых дольщиков, иски по невозвращенным кредитам также заявили четыре банка, самый крупный долг был перед «Райффайзен Банком Аваль». Он предоставлял ООО «Консоль ЛТД» две кредитные линии в 2007 году, в каждой по цепочке договоров, поэтому было подано несколько исков и к родственным юрлицам, которые выступали поручителями кредитов. В залоге была практически вся строительная техника фирм, легковые иномарки и два дома в Ялте, в Парковом. И 16 августа Хозяйственный суд АРК обязал «Консоль» вернуть «Райффайзен Банку Аваль» — 18,5 млн. грн. и сумму, эквивалентную 10,7 млн. евро.
Однако, как оказалось, компания не имела права закладывать недвижимость — она принадлежит не только ей. В результате того, что право собственности на жилые помещения в Ялте принадлежало также гражданам-пайщикам, кредитор лишился возможности взыскать сумму долга по кредиту, который составляет свыше 100 млн. грн., а люди не могут пользоваться жильем, которое находится в банковском залоге, сообщила прокуратура Крыма, возбудившая в отношении руководителя «Консоли» уголовное дело. Конечно, с нетерпением будем ждать передачи дела в суд, но вопрос и в другом.
На протяжении почти двух лет независимые СМИ регулярно писали о существовании этой строительно-финансовой пирамиды; о сомнительных тендерах, которые выигрывали фирмы-матрешки «Консоли» и подряды по которым не выполнялись качественно и в срок; о явно завышенных сметах работ на «консолевских» бюджетных объектах; о схемах получения земли бесплатно под обязательства по социальному жилью, которые не выполнялись; наконец, о наглой попытке дважды продать бюджету одни и те же квартиры. Наконец, уголовное дело возбуждено, — но там, где нарушены интересы крупного иностранного банка. А там, где нарушены права тысяч граждан страны? Или возбуждение дела в начале активной фазы избирательной кампании, которая в Крыму у регионалов особо «проседает» на «консолевской» теме, попутно должно помочь сбросить негативные настроения? Вопрос есть. Денег нет.