Одним из направлений реформирования правоохранительной системы было создание в Украине автономного органа (вне системы существующих правоохранительных органов), основной функцией которого является выявление и расследование коррупционных преступлений, представляющих особую общественную опасность. Таким органом стало Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Его создание было предусмотрено Законом «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», принятым 14.10.2014. Этот Закон вступил в силу 25.01.2015, но сам орган был создан Указом Президента лишь 16 апреля с. г. В тот же день на должность директора НАБУ был назначен Артем Сытник. Всего на пост главы НАБУ претендовали 176 человек.

В теории

Национальное антикоррупционное бюро Украины – правоохранительная организация, задачей которой является недопущение, а также расследование выявленных фактов коррупции среди высших государственных должностных лиц. Систему Национального бюро составляют центральный аппарат и 7 территориальных (межрегиональных) управлений. Предельная численность сотрудников – 700 человек, из которых не более 200 войдут в руководящий состав. Президент назначает директора НАБУ сроком на 7 лет без права назначения на второй срок подряд. Также установлен запрет на принятие на службу в Бюро лиц, которые в течение последних 5 лет работали (проходили службу) в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, МВД, налоговой милиции, СБУ, таможенных органах и в армии.

Деятельность структурных подразделений НАБУ предусматривает сбор и анализ информации, проведение оперативно-розыскных, следственных мероприятий, выявление имущества, которое подлежит конфискации. Кроме того, Бюро заниматься защитой лиц, являющихся свидетелями в судебных делах, касающихся коррупции.

После завершения правоохранительной реформы, которая продолжается до сих пор, подразделения детективов и внутреннего контроля НАБУ будут наравне со следственными подразделениями 5 органов досудебного расследования (органы внутренних дел, СБУ, налоговые органы и Государственное бюро расследований) раскрывать и расследовать коррупционные правонарушения.

Набор детективов продолжается

Набор детективов в ряды НАБУ все еще продолжается – как оказалось, процесс это длительный и непростой. В конце августа закончился первый тур отбора на должности детективов Бюро. По итогам конкурса нужно было назначить 100 человек, но отбор прошли только 70. Второй этап конкурса не заставил себя ждать – он начался 4 декабря. До конца года планируется набрать такое же количество детективов, как при первом отборе, а до апреля 2016 г. заполнить полный штат в 700 сотрудников. Что касается оплаты труда, то средняя зарплата детективов Бюро составляет 32–34 тыс. грн.

Можно сказать, что первые этапы реформы, связанной с созданием Национального антикоррупционного бюро Украины, касались в основном организационных вопросов. Новый орган создается «с нуля», и законодательно урегулировать его работу, отобрать кадры и наладить взаимодействие с другими правоохранительными органами – задача не из легких. Но более интересен практический аспект деятельности НАБУ.

На практике

22 сентября с. г. Генеральный прокурор создал специализированную антикоррупционную прокуратуру. По идее, она должна осуществлять надзор за соблюдением НАБУ законов во время досудебного расследования. 30 ноября Виктор Шокин назначил на должность заместителя генпрокурора – руководителя специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Так была устранена последняя формальная помеха для того, чтобы детективы Национального антикоррупционного бюро Украины приступили к работе.

4 декабря детективы Бюро внесли в единый реестр досудебных расследований первые 3 уголовных производства, которые касаются хищения денежных средств государственных предприятий на сумму около 1 млрд грн. По состоянию на 23 декабря количество уголовных производств по коррупционным действиям, которые находятся в производстве НАБУ, выросло до 12.

Нацбюро «перебирает» на себя дела из прокуратуры постепенно, ведь речь идет о более 12 тыс. томов. Учитывая специфику деятельности НАБУ, к функциям которого отнесено расследование выявленных фактов коррупции среди высших государственных должностных лиц, можно «браться за голову» и »закатывать рукава».

Первые проблемы

Начало деятельности Нацбюро привлекло внимание общественности. Это и понятно, ведь теперь многие чиновники имеют причины волноваться о своей дальнейшей судьбе. Кое-кто из них уже поспешил обратиться в Бюро по поводу преступлений, которые им инкриминируют. Другие вынуждены отвечать на вопросы, возникающие в связи с резонансными расследованиями. Поскольку НАБУ является принципиально новым органом, к нему на данный момент есть определенное доверие со стороны как общественности, так и международных структур.

В то же время, начало работы Бюро связано с рядом процессуальных проблем, вызванных действующей редакцией украинского законодательства. В частности, передача большого количества дел из ГПУ в НАБУ вполне могла заблокировать работу нового органа уже на первых этапах. Расследования по всем производствам в отношении бывших и нынешних чиновников, которые находились в Генеральной прокуратуре, были остановлены с 20 ноября, поскольку дела должны были передаваться в Нацбюро. Законодательные нормы предусматривали передачу только из главного следственного управления более 400 производств, составляющих более 10 тыс. томов. И по всем этим делам мог приостановиться процесс сбора доказательств, ведь ГПУ уже не может их расследовать, а НАБУ их еще приняло. Тем более, что формирование штата детективов Бюро, как уже отмечалось, еще не законченно. А в Специализированной антикоррупционной прокуратуре работают пока только 3 прокурора, поэтому взять на контроль много расследований она не может.

В качестве решения этой проблемы в НАБУ предложили дела, которые были возбуждены до 4 декабря, оставить в ведении Генеральной прокуратуры. Для этого было предложено ввести в УПК соответствующие переходные положения. И 24 декабря соответствующий законопроект №3651-1 о внесении изменения в УПК относительно уголовных производств, которые расследуются следователями органов прокуратуры, был принят ВР в целом. Предлагается также предоставить антикоррупционному прокурору право по его усмотрению передавать в ведение Бюро более старые дела.

Как видно, проблем на первых этапах работы НАБУ хватает. Но в общем можно сказать, что создание такого органа является большим шагом в проведении реформы правоохранительной системы.

Еврокомиссия требует исправить «пробелы» в запуске и работе антикоррупционных органов

Европейская комиссия предъявила 5 дополнительных требований для введения безвизового режима для Украины с Европейским союзом. Об этом говорится в отчете Еврокомиссии.

В частности, в п. 2.3.1.3 «Предотвращение и борьба с коррупцией» отчета речь идет о требованиях исправить «пробелы» в запуске и работе антикоррупционных органов. Так, в Еврокомиссии считают, что НАБУ не может полноценно функционировать без Специальной антикоррупционной прокуратуры. Кроме того, Еврокомиссия рекомендовала Украине усовершенствовать законодательство по работе НАБУ и антикоррупционной прокуратуры, чтобы обеспечить прозрачность и независимость назначения и увольнения руководителей и прокуроров.

Также еврочиновники упомянули о создании и запуске Нацагентства по предотвращению коррупции. Они отметили прогресс в запуске еще одного антикоррупционного ведомства, особенно после перезапуска конкурса по отбору руководителей ведомства 28 августа 2015 г.

Вместе с тем, Еврокомиссия указывает, что законы об аресте и спецконфискации имущества коррупционеров, которые Верховная Рада приняла с поправками 9 ноября, «существенно ограничивают работу Агентства по розыску и управлению активами». Напомним, закон о создании Агентства Президент подписал 9 декабря.

В заключение п. 2.3.1.3 Еврокомиссия рекомендует Украине:

  1. До конца I квартала 2016 г. полностью запустить работу Национального антикоррупционного бюро и Специальной антикоррупционной прокуратуры.
  2. До конца I квартала 2016 г. обеспечить независимую работу антикоррупционной прокуратуры, в т. ч. путем внесения в Закон «О прокуратуре» изменений, которые гарантировали бы независимость отбора и увольнения руководства ведомства.
  3. До конца I квартала 2016 г. запустить работу Нацагентства по предотвращению коррупции.
  4. Усовершенствовать законодательство в сфере ареста и спецконфискации.
  5. Предусмотреть в государственном бюджете средства на нормальное функционирование антикоррупционных органов, в т. ч. Антикоррупционного бюро.

За прокуратурой остаются открытые дела, подследственные НАБУ

Открытые следователями органов прокуратуры уголовные производства, которые подследственны Национальному антикоррупционному бюро Украины, остаются в производстве следственных органов прокуратуры до завершения их расследования. Соответствующий Закон (законопроект №3651-1) «О внесении изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно уголовных производств, которые расследуются следователями органов прокуратуры» Верховная Рада приняла 24 декабря. Это решение вызвано незавершенным процессом избрания прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которые сейчас не в состоянии рассмотреть такое количество дел.