Словно чей-то справедливый меч по живому сечет наэлектризованную душу революции. Идеи, смысл, цели, провозглашенные народом на Майдане, — высочайший уровень сознания, который поднял Украину на недосягаемую высоту. Руками "Небесной сотни". И все, кто честен перед самим собой, кто мыслит и чувствует, где бы он не находился — в Украине, России, Европе или Америке, склоняют голову: "Героям слава!"…

Но тут же накатывает ледяная волна, и с небес, где греет светлое будущее, ты камнем падаешь в преисподнюю. А здесь — реальность. И страх. С которыми надо справиться. Мародеры всех мастей вцепились в страну мертвой хваткой. Внутри и снаружи. От политики. От власти. ОТ НАРОДА.

Того самого народа, которым сегодня восторгается мыслящий и чувствующий и который… с удовольствием вуаериста рассматривает под микроскопом спальни бывших правителей; грабит из их домов награбленное; дает унизительные затрещины прокурорам; с битами и в масках стоит на дорогах; поджигает дома и офисы; опустошает магазины; врывается в школы; выламывает ночью двери в жилые дома, требуя деньги "от имени и по поручению" революции, Самообороны Майдана, "Правого сектора", национальной гвардии et cetera. Стреляет в упор. По сути, объявив войну уже не власти, но самому себе. Свету в себе.

И в этом сюжет разворачивающейся в Украине драмы, финал которой сейчас зависит от каждого из нас в отдельности. И всех вместе.

…Крещатик, 24. Штаб Самообороны Майдана. Сижу в углу на стуле, жду, пока ко мне подойдет кто-нибудь ответственный и свободный. Тем временем лидер СМ, а ныне официальный глава СНБО Андрей Парубий уже признал существующие и неконтролируемые факты мародерства в стране, а также призвал общество и силовиков противостоять им. И.о. президента страны Александр Турчинов назвал безопасность внутреннюю и внешнюю (циничное мародерство России в Крыму — отдельная тема) — первым вызовом для государства. Новоназначенный вице-премьер Виталий Ярема — куратор силового блока Кабмина, констатировал: милиция деморализована. Прямая реагирования на преступления и раскрываемость шокирующе пикируют. Разворачивающееся сотрудничество МВД с общественностью нестабильно.

ZN.UA отправило запрос в МВД по поводу текущей криминогенной ситуации в Украине, Киеве и Киевской области в период с 23 по 27 февраля. Так, уже сегодня можно констатировать, что пик среднесуточного показателя тяжких и особо тяжких преступлений в целом по Украине пришелся на 26 февраля и составил 1090 фактов (по сравнению с 973 фактами в 2013 г.). Из них в Киеве совершено 85 особо тяжких преступлений. Это также на 25 выше среднесуточного показателя для столицы.

При этом в стране наблюдается всплеск убийств и покушений на убийства, соответствующий среднесуточный показатель в 2013 г. — 5,5. А 21 февраля в Украине было совершено 18 убийств и покушений, 22 февраля — 16, потом два дня — падение до 5–6. И снова рост: 25 февраля — 12, 26 февраля — 23 убийства и покушения. При этом в Киеве — 16 (!) убийств и покушений при среднесуточном показателе в 2013-м году — 0,22. На логичный вопрос: могли ли сюда попасть люди, погибшие на Институтской 20 февраля, пресс-служба МВД точного ответа не дала. "Судя по цифрам статистики, видно, что убитых на Майдане было больше. Нужно пересматривать каждое дело. Сейчас заступит на дежурство работник, и мы сделаем это", — пояснили в милиции. Но, скорее всего, мы публикуем данные без учета "Небесной сотни". Что еще более драматизирует ситуацию.

Зафиксирован также рост по стране тяжких телесных повреждений — 21 февраля (15 фактов), 23 февраля (13); 24 февраля (14) при среднем показателе — 11,45. Сейчас начался небольшой спад. Грабежи в среднестатистической зоне, но в два раза увеличилось число разбоев и в основном за счет Киева. Также в два раза выросло количество изнасилований.

 

 

Время собирать камни. И биты

 

Время собирать камни. И биты

 

Время собирать камни. И биты

 

 

 

 

По телефону пресс-секретарь управления МВД в Киеве Ольга Билык уточнила: "Нестандартно то, что если раньше малочисленные группы или одиночки грабили ломбарды, магазины, то в эти дни 6–8 человек с оружием и в масках захватывали административные здания, требовали документы и пр. Нужно делать скидку и на панику. Не все сообщения подтверждались. Наряд выехал в больницу — "заминировано" было написано на брошенном на подоконнике айпаде. К счастью, вызов оказался ложным".

Интернет в эти дни взрывался подробностями преступлений, в частности, поджогов и грабежей домов, принадлежащих политической элите. Горела дача сына лидера КПУ, было совершено нападение на владения экс-спикера Калетника, а также экс-главы АП Андрея Клюева, который к тому же был ранен в ногу.

Здесь стоит сделать отступление от показателей голой статистики. Все это — априори недопустимые вещи. А начиналось с невинного: рассматривания картинок роскоши в Межигорье. Да, они действительно шокировали, как, впрочем, и недостроенный проект царских палат дома народного депутата Иванющенко, и гламурно-золотой китч римского патриция-генпрокурора Пшонки, и пр. И это надо было показать людям. Чтобы помнили. Но, люди добрые, есть границы, заступ за которые делает наши сердца "собачьими". Спальни и нижнее белье президента, фото личных вещей проживающей с ним семьи. И ребенка (!) в том числе. Мы с ума все сошли, что ли?! А народные шашлыки в Межигорье?! А бусы с ценностями оттуда же — в сторону своего собственного маленького межигорья в революционной душе.

Я все понимаю: время символов. Сегодня ты царь, а завтра в твоем доме последний вассал пытается отрезать кусок от любимого золотого батона. Но почему-то вспомнила сразу квартиры, оставленные евреями во время войны. Мурашки по спине... Несопоставимые вещи — политически и по факту. Однако по-человечески — вполне. Даже высокопоставленных служителей Рейха победители не гоняли в собственных домах и не стреляли им по ногам. Их судил суд. Как и Клюева сотоварищи должен судить суд, а не очередной Швондер в маске.

Возвращаюсь на стул в коридоре штаба Самообороны Майдана. 23 февраля здесь заработала "горячая линия". Цель — фиксировать преступления и реагировать на них собственными силами. По состоянию на вечер 27 февраля в инфоцентр СМ поступило 730 обращений граждан. Помимо звонков экстрасенсов, хиромантов, а также граждан, имеющих свой план строительства нового государства, люди кричат о грабежах, изнасилованиях (СМ зафиксирован один случай), угрозах. 40% обращений направлены в оперативный отдел Самообороны.

Со мной рядом присаживается молодой крепкий парень — Василь. Он один из трех дежурных в оперативном отделе. У него всего три минуты и потом снова — на телефон. Рассказывает:

— Сегодня в четыре утра — звонок. Частный дом в Киеве. Мужчина-бизнесмен в истерике. Четверо в масках и с битами выбивают двери и бросают камни в окна. В доме жена и маленькие дети. Он спрятал их в подвале. Кричит, мол, "как же так, я помогал Майдану и финансово, и делами, а у меня сейчас какие-то амбалы требуют деньги на нужды революции". Наша группа выехала на место происшествия и задержала беспредельщиков. Дело в том, что появилась третья сила, которая, прикрываясь организациями активистов Майдана, совершает подобные преступления. Это в основном молодые люди 15–20 лет, которые ходят в масках и с битами, а также используют символику Самообороны Майдана. Вчера был звонок из отделения милиции села Корчин Житомирской области — милиционеры просили защитить от напавших на райотдел. Как это остановить? С одной стороны, милиция себя дискредитировала. Но с другой — только она имеет структуру и силы решить эту проблему. Принесите извинения людям — в душе, а руководство — по телевидению, и работайте. Наводите порядок. А мы можем добавить честных парней на уровне рядовых. Наши ребята пойдут работать. Параллельно будут учиться.

Вчера сотни Самообороны Майдана сняли маски и начали разоружение, дав прямой сигнал обществу, соратникам по Майдану, что сражаться на сегодняшний день если с кем и надо, то с теми, кто заигрался в революцию и забыл о человеческом достоинстве.

— Сегодня наблюдаем парадокс: сами зовем милицию на защиту, а когда милиционер выходит, его начинают бить, — продолжает молодой невысокий парень Данило Клех, инженер по образованию, руководитель исполнительного комитета Самообороны Майдана — по призванию. — Дело в том, что люди привыкли воевать. И это надо признать. Привыкли искать врага. Очень много социальных слоев представлено на Майдане. Вот я — не политик, просто гражданин, но уже понимаю, что удовлетворить всех — невозможно. Тем более при такой скорости принятия решений. Уже государственных. Время сжалось. На глазах вершится история. На самом деле нужно переключать людей с поиска врагов в созидательное русло. Теперь нужно строить государство. Студенты и бойцы сделали свое дело. Но они еще не готовы его строить. Это дело политиков, государственных деятелей, журналистов. Которые должны воспитывать общество. Правдой. Объяснять людям, что только Майданом проблемы не решишь. Наше же дело теперь — строить гражданское общество с реальными рычагами контроля политиков и государства.

"Камуфляж, каску и биту еще можно вполне свободно купить, назваться какой-нибудь "сотней" и спокойно выходить на большую дорогу, — пишет в открытом письме министру МВД Арсену Авакову журналист Станислав Речинский. — И с этим нужно что-то делать уже сейчас. Пока не поздно. Из личного опыта событий в Грузии в середине 90-х годов могу сказать, что парамилитарные структуры очень легко создать, но потом очень трудно от них избавиться. И порядка в государстве они не прибавляют. Боец "Мхедриони" когда-то мне это очень просто объяснил: "Воевать лучше, чем работать". И чем дольше ты воюешь, тем меньше тебе хочется работать".

Сегодня утром вице-премьер, куратор силового блока генерал милиции Виталий Ярема еще раз напомнил стране, что милиция дискредитирована и деморализована. Слишком много преступлений было совершено, слишком мало доверия граждан к людям в погонах. Ярема прав. Как, впрочем, правы и те, кто напоминает, что сам генерал является неотъемлемой частью этой системы. И если уж политики, общество и ситуация (которая в стране на самом деле критическая, с учетом внутренних и внешних вызовов), Ярему реабилитировали, то нужно позволить на какой-то момент выдохнуть людям в погонах и таки дать неодиозному большинству шанс послужить Отечеству.

Все хотят мира. У всех семьи и дети. И других людей, способных за один день изменить целый государственный институт, сейчас в стране просто нет. Пока нет четкой концепции реформы правоохранительных органов, пока не определены принципы люстрации, опыт, знания и структура существующей системы должны быть использованы новой властью на сто процентов. Четко и профессионально. Наказать тех, кто стрелял в людей, — это не значит загнать в угол всех остальных, принимавших присягу. Загнанный зверь — опасный зверь. Один такой — вооруженный киевский "Беркут" — уже готовит свой ответ.

Стране от ВЛАСТИ нужны четкие и жесткие решения в отношении всех, кто нарушает закон. Самозванцев, прикрывающихся революцией, Самообороной Майдана, "Правым сектором" — да кем угодно!

Стране от ГРАЖДАН нужны позиция и терпение. Потому что революция — это всегда крайность. С одной стороны, выдающаяся, с другой — отвратительная. Тысячелетняя история стран и народов тому свидетель. Сейчас речь не о прошлых правителях, которые приводят свои страны к подобным состояниям и погружают в хаос. Они ответят. Не перед законом, так перед Богом. Сейчас — о тех гражданах, которые претендуют на будущее в нашей стране.

Кто и какую ступеньку не занимал бы, должен сделать выбор. КТО ТЫ СЕГОДНЯ? Кем бы ты ни был вчера. И какие бы скелеты ни прятались у тебя в шкафу. Сегодня от твоего личного выбора зависит будущее твоих детей. Убери руки от того, что тебе не принадлежит. От чужого дома, многообещающей должности, долгожданной славы. Уйди оттуда, где ты не компетентен. Помоги навести порядок там, где у тебя есть силы и знания. Облегчи камни Майдана и собственной души…