28 февраля Верховная Рада выразила недоверие Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания, запустив, тем самым, процесс переформатирования всей системы государственного управления в этой сфере. В числе причин, которые не позволили парламенту принять отчёт Нацсовета за 2013 год, были названы протекционизм в отношении компании «Зеонбуд», развал регионального телевещания и ангажированность олигархическими группами Ахметова и Фирташа.
Можно надеяться, что до конца года государство осуществит ряд давно назревших шагов в части формирования и осуществления своей политики в медийной сфере. Для успеха в этом направлении необходимо решить ряд важных вопросов.
Вопросы, вопросы, вопросы...
Во-первых, необходимо возобновить работу Национального совета как ключевого элемента существующей системы государственного регулирования электронных медиа. Прозрачность кадровых назначений не является сильной стороной украинской власти. Между тем от этого прямо зависит дееспособность регулятора в условиях быстро развивающего кризиса. Вместо клерков, штампующих решения теневых центров влияния, индустрия нуждается в компетентных профессионалах, имеющих своё собственное видение вызовов и задач, а также возможных путей их достижения. Для этого, в целом, есть необходимые предпосылки, включая наличие множества отраслевых организаций и Общественного совета по вопросам информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Открытый и прозрачный характер обсуждение в конкурентной среде сам по себе позволяет нивелировать неизбежные попытки сформировать Нацсовет под чьи-то частные интересы.
Второй важный вопрос — принципы работы Нацсовета. Все последние годы он производил впечатление «бешеного принтера», выдавая на-гора множество противоречивых решений.Пользуясь расплывчатыми формулировками, прежние составы Совета регулярно принимали решения, не имевшие очевидных, понятных общественности аргументов. Теперь, очевидно, пришло время уделить внимание стратегии развития отрасли.
Наконец, уже сейчас необходимо определить первоочередные задачи регулирования отрасли, повестку дня. Этот процесс может возглавить профильный Комитет ВР. Насколько можно судить, в отрасли уже сложился консенсус относительно основных пунктов этой повестки. Это дерегулирование отрасли, упрощение лицензирования, обеспечение прозрачности и обоснованности решений Нацсовета, отмена списка «адаптированных» каналов, защита информационного пространства страны. Очень важны вопросы, связанные с переходом на цифровое эфирное вещание: о
• отмена обязательного кодирования;
• аудит фактического покрытия сети «Зеонбуд»;
• создание условий для региональных вещателей;
• пересмотр тарифов «Зеонбуд».
Возможно, что полному пересмотру подвергнется вообще вся стратегия перехода на цифровое эфирное вещание.
Информационная война и задачи Нацсовета
Однако самый главный на сегодняшний день вопрос до сих пор не нашёл своего адекватного отражения. События последних дней показали, что Украина находится перед лицом полномасштабной информационной агрессии со стороны Российской Федерации. В конце февраля была предпринята первая попытка дать ответ на этот вызов. 22 февраля группа депутатов из фракции Свобода зарегистрировала проект постановления №4200 «О временной приостановке трансляции и ретрансляции некоторых телерадиопрограмм». Инициатива вызвала негативную реакцию отраслевых объединений и международных организаций. В частности, проект постановления подвергла острой критике Ассоциация правообладателей и поставщиков контента (АППК), Ассоциация «Укртелесеть», Телеком-палата и даже Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В итоге проект Постановления был отозван.
К сожалению, менее чем через неделю развитие событий заставило вновь поднять вопрос о запрете. Вторая попытка предпринята профильным Комитетом Верховной Рады: подготовленный им проект Постановления также сфокусирован на механизмах нормативно-правового регулирования, включая ссылки на Европейскую конвенцию про трансграничное вещание, Уголовный Кодекс и лицензионные условия. В отличие от первой попытки охвачены все возможные среды вещания и ряд юридических нюансов.
Тем не менее, и это предложение не свободно от ряда недостатков. В первую очередь речь идёт о наличии каналов распространения телесигнала, которые находятся вне правового поля Украины. Соответственно, проект Постановления не предлагает действенных мер по их регулированию. К счастью, такие меры возможны, причём в случае именно российских телеканалов не понадобится создавать новые инструменты. Более того, по ходу решения данной задачи можно, наконец-то, разрешить ряд частных, но достаточно болезненных проблем.
Для начала необходимо сформулировать задачу. В силу указанных выше причин не нужно пытаться исключить саму возможность просмотра российских телеканалов. Достаточно существенно снизить телесмотрение, то есть масштабы влияния, осуществляемого с их помощью. Пожалуй, наиболее очевидный способ решить эту задачу заключается в ликвидации противозаконных способов телесмотрения как такового. На сегодняшний день в Украине получили массовое распространение три канала противозаконного распространения телепрограмм:
1) «Пиратский» доступ к платным пакетам спутникового ТВ. В подавляющем большинстве речь идёт от продукте российских компании «НТВ плюс» и «Триколор ТВ». По оценкам представителей самой компании речь идёт о 1,2—1,5 миллионах незаконных подключений (домохозяйств), что даёт порядка пяти миллионов зрителей. Технически это обеспечивается с помощью технологии т.н. кардшаринга, то есть дистанционной раздачи через Сеть ключей защиты со специальных серверов;
2) Незаконная трансляция в сетях локальных Интерент-провайдеров, как правило региональных, а также посредством ОТТ-сервисов. В первом случае используется либо статус «тестового вещания», которое длится месяцами, либо же вовсе игнорируются требования законодательства, наличие лицензий на вещание в первую очередь. По данным отраслевых объединений, за такого рода пиратскими сервисами стоят местные «правоохранители», которые и обеспечивают «крышу»;
3) Наконец, в «серой зоне» находятся провайдеры спутникового вещания, которые игнорируют требования закона о наличии у них соответствующих лицензий. При этом они открыто продают свои услуги и, в целом, находятся в правовом поле украинского государства.
Исходя из вышеперечисленного, на сегодняшний день украинское государство располагает всем необходимым, включая институты, правовые нормы, техническую инфраструктуру, чтобы быстро, в течении нескольких недель, не выходя за рамки правового поля, прекратить либо резко сократить доступ к российским телеканалам.
Как это может выглядеть?
Во-первых, положить конец практике кардшаринга. Эксперименты, которые были проведены и в Украине, и в России, где подобная практика широко распространена, доказали техническую возможность эффективно блокировать серверы, которые обеспечивают пиратский просмотр. Позиция интернет-провайдеров, озвученная в ходе тематических мероприятий, сводится к необходимости формальных запросов уполномоченных органов государства. В целом интернет-индустрия не видит в подобных действиях угрозы своим интересам и готова им посильно содействовать.
Нацсовет может инициировать рассмотрение данного вопроса и принятие соответствующих решений, включая позицию НКРСИ, Кабмина, СБУ и других органов власти. С технической точки зрения речь будет идти о блокировании пакетов данных с определёнными IP-адресами и/или формата. Поскольку речь идет о коммерческом сервисе (абоненты кардашаринговых сервисов платят за услуги пиратов), достаточно создать прецедент регулярных непредсказуемых помех, чтобы спровоцировать массовый отказ от подобных услуг. Никогда не лишними будут санкции в адрес людей, которые на территории Украины предоставляют подобные услуги. Как свидетельствует опыт Беларуси и России, это вполне решаемая задача.
Еще проще ситуация с пиратскими трансляциями в IPTV-сетях. В данном случае имеет место грубое нарушение — работа без лицензионных условий. Списки нарушителей конвенции уже давно составлены и могут быть оперативно обновлены силами отраслевых объединении. Все, что нужно, это политическая воля преодолеть сопротивление «крыши» на местах. Именно сейчас это выглядит решаемой задачей. Помимо прочего это существо улучшит имидж страны в глазах её ключевых партнёров, поскольку проблема защиты авторских право много лет подряд осложняет отношения Украины и США.
Что касается трансляции российских информационных каналов полностью легальными провайдерами программной услуги, здесь пригодится тот факт, что полномочия Нацсовета весьма широки. Многолетний опыт свидетельствует, что в большинстве случаев достаточно механизма неформальных консультаций между представителями органа власти и вещателей. В ходе таких консультаций Нацсовет вправе попросить на некоторое время либо приостановить трансляцию строго ограниченного круг телеканалов, либо изменить их стоимость для конечного зрителя, либо выделить в отдельные программные пакеты с премиальной ценой.
Этих трех шагов было бы достаточно для резкого сокращения нелегальной аудитории российских информационных каналов и, тем самым, максимального затруднения деятельности, которая имеет все характерные особенности целенаправленной информационной спецоперации.
Ключевая роль в данных вопросах не может не принадлежать Национальному совету по телевидению и радиовещанию. Мы уже не раз писали о ситуации, которая сложилась вокруг этого органа власти. Сейчас, когда происходит перезагрузка системы государственного управления, появилась возможность наполнить деятельность Нацсовета адекватным и полезным содержанием. Решение проблемы информационной агрессии со стороны Российской Федерации могло бы стать одним из первых шагов обновленного Совета.