В условиях кризиса и его последствий обостряются проблемы рационального использования вложенных средств. Роль фактора технического оснащения возрастает, ведь для обеспечения конкурентоспособности отечественных компаний уровень их снабжения строительной техникой и оборудованием стоит не на последнем месте. Нынче важно не только обладать хорошим инженерно-техническим оборудованием, но и эффективно его использовать. И одно дело, когда какое-то время не используется устаревшая техника, выработавшая свой ресурс или находящаяся в ремонте, и совсем другое, когда простаивает современное оборудование. В таком случае экономические потери особенно чувствительны для отрасли, ведь их несут наиболее успешные компании, лучше других обеспеченные техникой. При этом простои дорогостоящих машин, оснащения могут быть не только из-за поломок, но и из-за иных — «нормативных» — причин, с которыми сталкиваются отечественные компании, строящие технически сложные объекты не только в Украине, но и за ее пределами.
Вполне логично, что для строительных компаний выгоднее не покупать за рубежом или брать в аренду все необходимое оборудование для возведения зданий, а прибыть на место заказа со своей техникой. А после окончания строительных работ, как и положено, вернуть имущество на таможенную территорию страны. Так, например, одна из строительных компаний, хорошо зарекомендовавшая себя на отечественном рынке, выйдя на зарубежную орбиту, заключила договор с белорусскими партнерами о возведении нескольких многоэтажных зданий в центре столицы Беларуси Минске. Она как раз располагает современной техникой, в том числе и такой, которая в Украине не используется из-за отсутствия необходимого фронта работ. Казалось бы, разумно взять свою технику и отправиться в братскую страну.
Но тут-то и возникают проблемы. Хотя Таможенный кодекс Украины (ТКУ) и предусматривает временный вывоз товаров, но, согласно ст. 64 ТКУ, меры в отношении идентификации товаров при пересечении границы принимает таможенный орган. Судя по всему, строительное оборудование почему-то не относится к приоритетам таможенников. Во всяком случае, в перечне товаров, которые разрешено вывозить с обязательным дальнейшим возвращением и без каких-либо изменений, в первую очередь фигурируют товары, предназначенные для использования на выставках, ярмарках, конференциях, материалы для рекламы и туризма, даже для журналистской деятельности...
Ну а поскольку в перечне Порядка применения таможенного режима временного ввоза (вывоза), утвержденном приказом Государственной таможенной службы Украины от 28 марта 2000 года №173 (далее — Порядок №173), строительная техника и оборудование четко не фигурируют, то и отношение к операциям с этой позицией у таможенников соответствующее. Во всяком случае, ситуация на отечественной таможне складывается такая, что особенности использования строительной техники и оборудования за рубежом, как и сама специфика этой работы, явно не учитываются.
Например, нетрудно догадаться, что строительство нескольких высотных домов общественного назначения в соседней стране займет достаточно много времени. И при этом нельзя будет обойтись без временно ввезенного строителями из Украины далеко не компактного высокотехнологического оборудования. Так, например, потребность только в основных элементах опалубки для объекта в Беларуси, по подсчетам специалистов, выражается в 183 666 кг. Но режим временного ввоза имущества на территорию другой страны почему-то установлен не более чем на один год. Таможня же дает разрешение на два-шесть месяцев, и после каждого такого отведенного срока нужно вновь продолжать время пребывания необходимых для работы за кордоном материалов... Если следовать предложенным правилам, то выходит, что все это отнюдь не портативное хозяйство по истечении отведенного нормативами срока придется возвращать в Украину, уплачивая немалые деньги при пересечении таможни за свое же оборудование. А вот если случится задержка ввоза временно вывезенного имущества, предприятие еще и штрафуется на 8,5—17 тыс. грн. Возможна и оплата всех таможенных сборов и платежей.
На фоне немалых сумм, фигурирующих в виде устрашения непослушных таможне, сущей мелочью кажется такое таможенное требование: весь товар, который ввозится в режиме временного вывоза, должен иметь индивидуальные признаки, к товару нужно предоставить соответствующие фотографии. Делают их как таможенники, так и строители. И — не единожды, т. к. приходится подтверждать идентичность товара неоднократно. Вероятно, сравнение какого-нибудь башенного крана или бетономешалки как «в профиль», так и «анфас» — штука очень мудреная.
Естественно, таможенные процедуры «идентификации» усложняются из-за нечеткости положений и формулировок в нормативно-правовых актах. Из-за этих нормативно-правовых недоговоренностей за свою же временно ввозимую технику строительным компаниям приходится платить немалые деньги, которые могли быть использованы с гораздо большей пользой как для самих строителей, так и для государства. При существующих порядках на таможне себестоимость строительных работ за рубежом значительно возрастает, наши строители теряют конкурентоспособность в сравнении с фирмами тех государств, где действуют более гибкие законы и нормативы, четкие и благоприятные условия временного вывоза строительного оборудования за рубеж.
— Украинский союз промышленников и предпринимателей поддерживает идею необходимости дифференцированного подхода при временном ввозе и вывозе оборудования за рубеж, — говорит президент УСПП Анатолий Кинах. — И уж конечно, нельзя ставить рогатки производителям, в том числе и строителям, позиционирующих себя за рубежом. В условиях глобализации, расширения внешнеэкономических связей, особенно в строительной отрасли, пробуксовка с решением давно назревших вопросов наносит вред экономике как отдельных строительных компаний, продвигающих экспортные услуги в странах зарубежья, так и государству.
Аналитики отечественного рынка настаивают на том, что ситуацию нужно срочно исправлять. Для этого, прежде всего, в упоминаемый перечень Порядка №173 необходимо отдельной строкой внести строительную технику и материалы, которые разрешается временно ввозить с гарантией возврата. При этом время пребывания этого товара за рубежом должно измеряться не месяцами, как сейчас, а соответствовать реальным срокам строительства объектов. Чтобы устранить «разноголосицу» в подходах к временному вывозу товаров, необходимых для выполнения зарубежных строительных заказов, нужно внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс Украины. Те, кому приходится иметь с ним дело, сетуют, прежде всего, на отсутствие в нормативно-правовых актах четких формулировок. Так, по мнению консультанта по налогообложению Е. Горобец, в ст. 206 ТКУ уместно было бы выделить отдельной строкой оборудование, которое использует резидент для выполнения своих обязательств перед нерезидентом по поставке услуг за границами таможенной территории Украины (под обязательство обратного ввоза такого оборудования). Ведь для многих предприятий предоставление услуг за границей, в том числе и с применением высокотехнологического оборудования, очень важно, поскольку это экономически выгодно.
Права таможенного органа в жестком контроле в отношении правил временного ввоза оборудования для строительства, их идентификации должны сочетаться с ответственностью за то, чтобы не только не создавать препятствий для работы украинским строителям за рубежом, а содействовать их успешной работе. Проблемы, о которых мы говорим, возникли в период, когда лишь единичные отечественные строительные компании начинали работать на рубежном рынке. Тогда, естественно, вопрос временного вывоза техники и оборудования не стоял так остро. Однако сегодня экспорт строительных услуг возрастает, а работа за рубежом существенно пополняет портфель заказов, потому ситуация в корне меняется. Ставить не особо многочисленные строительные организации, способные выполнять зарубежные заказы, в условия, когда они теряют средства, крайне недальновидно. Внесение корректив в Таможенный кодекс и таможенные нормативы, которые сейчас носят невнятный характер и дают возможности для разночтений, необходимо. Изменение подходов, применение опыта ряда стран, успешно экспортирующих строительные услуги, будет способствовать развитию отечественных строительных организаций, расширит их возможности для эффективного использования высокотехнологического оборудования, повысит конкурентоспособность на мировом рынке.