В такой же «итоговой» статье год назад, накануне президентских выборов, повестка которых была очевидна, мы писали о «конце оранжевой эпохи». В самом деле, прекраснодушные политические иллюзии и национальный романтизм ушли еще прежде, чем ушел Виктор Ющенко, в этом — равно его вина и его заслуга. Минувший год в известном смысле вернул Украину на шесть лет назад, и мы вновь оказались в 2004-м: нашего президента зовут не Кучма, но в целом все так, или почти так. Политической реформы как не бывало. В Кабмине все те же лица, в медийных топах все те же имена, Юлия Тимошенко вновь посещает прокуратуру, и о перспективе Лукьяновского СИЗО все чаще напоминают в том же контексте «Кучма-2». Хотя есть разница: не тот нынче Миргород и Хорол-речка не та. Не та нынче Юлия Владимировна, и харизма ее не та. Посадят в очередной раз нашу м-м Бхутто, или в очередной раз с ней договорятся — не вопрос. Настоящий вопрос — в нынешнем состоянии украинской оппозиции.
Если власть оказалась в 2004-м или около того, то оппозиция никуда не возвращалась. Для нее, похоже, героическая осень 2004-го осталась далеко позади вместе с идеалами и иллюзиями. Оппозиция стала прагматичнее, пусть даже в самом вульгарном смысле этого слова (теперь мы знаем, что все имеет свою цену: каждый час, каждый флажок и каждая палатка). Иные винят в этом Тимошенко, и они правы: нельзя, в самом деле, усидеть на двух стульях сразу, невозможно премьер-министру изображать из себя оппозицию, а пламенной революционерке — принимать бюджеты и собирать налоги. Невозможно объявить себя «лицом Украины» («Вона — это Украина») и хихикать над шутками премьер-министра соседнего государства в адрес президента государства собственного. Да и, в самом деле, нельзя же так долго врать.
Те, кто винит во всем Ющенко, — тоже правы. У него был шанс, и у нас был шанс. Теперь уже нет. Ющенко остался с пчелами и антиквариатом, а мы — с президентом Януковичем и премьером Азаровым.
Этот год начинался с президентских выборов, с предсказуемого поражения Виктора Ющенко, с ожидаемой победы Януковича и с неожиданного взлета Сергея Тигипко. В итоге Ющенко — см. выше, Тигипко стал вице-премьером в правительстве Януковича. Чей рейтинг упал ниже за этот год: Партии регионов, лично Януковича или Тигипко? Результаты осенних выборов в местные советы показывают — всех! И если всерьез говорить о состоянии украинской оппозиции и существовании какой-никакой «третьей силы», история Сергея Тигипко, кажется, гораздо печальнее и поучительнее истории Юлии Тимошенко. Те, кто голосовал за Тигипко год назад, видели в нем, прежде всего, «третьего», т.е. альтернативу. «Регионалы» технично «растворили его» и… сняли проблему. «Прагматик» Тигипко разделил судьбу украинской оппозиции: его можно не принимать в расчет.
Похоже, ключевым словом этого года станет «прагматика», и в заключение, наверное, стоит вспомнить что-то обнадеживающее. Да, у нас теперь «прагматичная» власть, поэтому президент Янукович дружит с Москвой и не ссорится с Брюсселем. У нас был «прагматичный» предпринимательский Майдан, и он почти добился своего: теперь самые драконовские для малого бизнеса статьи Налогового кодекса отложили… до февраля. В Киеве отныне новый прагматичный мэр, он строит метро, а не раздает гречку. Впрочем, в том же Киеве, и тоже не без соображений прагматических, по указке РПЦ МП выкидывают на улицу лаврские музеи. Зато — первые в СНГ — отменили ВАК. Правда, еще не придумали, чем ее заменить и как теперь эта машина по выкачке денег из соискателей будет работать. Но не беда. Люди прагматичные что-нибудь придумают. Как-то да образуется.