В конце августа спикер литовского сейма Викторас Пранцкетис на встрече с премьером Владимиром Гройсманом озвучил идею реализации «плана Маршалла» для Украины. Об этом сообщил официальный сайт украинского правительства.
«Сегодня на повестке дня экономический успех Украины. Именно поэтому и родились идея плана Маршалла, которую мы озвучили и определили в Европе и США», - сказал Пранцкетис после разговора с Гройсманом.
Идея предоставления Украине крупномасштабной помощи для перезапуска промышленности не нова. В прошлом году в интервью БизнесЦензор ее озвучивал бизнесмен Сергей Тарута, ссылаясь на руководство немецкого Бундестага.
Однако только сейчас о плане Маршалла начали официально говорить в украинском правительстве. 14 сентября Кабмин сообщил, что по инициативе Литвы разработан план по предоставлению Украине помощи от европейских институтов в размере 5 млрд евро в год в течении пяти лет.
«По подсчетам экспертов, 5 млрд евро инвестиций в год обеспечат Украине рост экономики на 6-8% годовых», - цитирует пресс-служба Кабмина соавтора «плана Маршалла для Украины» Андрюса Кубилюса, бывшего премьер-министра Литвы.
Богатый безопаснее бедного
«План Маршалла» – программа восстановления послевоенной Европы, предложенная госсекретарем США Джорджем Маршаллом в июне 1947 года. Он подразумевал инвестиции в промышленность европейских стран, которая была разрушена в ходе Второй мировой войны.
Главная геополитическая цель программы – создание «богатой Германии», которая могла бы противостоять распространению социализма и влиянию ССР в Европе.
Смысл плана Маршалла заключался в том, что США отказались от поставки в европейские страны готовых продуктов с добавленной стоимостью. Наоборот – поставляли средства производства.
Идея заключалась в объединении ресурсных и промышленных потенциалов Европы, что в 50-х привело к созданию прообраза Евросоюза – «Европейскому объединению угля и стали».
«Оригинальный план Маршалла предусматривал списание 50% долгов Германии, тарифную защиту национальной промышленности, жесткое валютное регулирование для развития производства, одновременное стимулирование экспорта и импортозамещения, долговременную защиту рабочих мест, а также финансовую поддержку от США объемом $13 млрд (сегодня это $130 млрд) в течение 4 лет (1948-1951 годы)», - говорит Виктор Галасюк, глава парламентского комитета по экономической политике.
Результатом стало восстановление жилья, разрушенного войной, промышленности в более эффективной форме, а также создание прослойки среднего класса европейцев, что должно было предотвратить социальные революции.
План Маршалла стал альтернативой плану Моргентау – программе министра финансов США Генри Моргентау, предложенной в сентябре 1944 года. В соответствии с ней США собирались «предотвратить возможность развязывания Германией 3-й мировой войны».
Для этого предлагалось превратить Германию в аграрную страну с сырьевой моделью экономики. Однако оказалось, что в аграрном секторе можно задействовать лишь небольшую часть населения.
Украинский план
Между Украиной в нынешнем состоянии и послевоенной Германией можно провести аналогии: большой спад промышленного производства в результате войны, тяжелая социальная обстановка, потребность в финансовой помощи из-за рубежа.
Кроме того, как в конце 40-х США нужна была «богатая Германия», чтобы противостоять распространению влияния СССР, сейчас США нужна «богатая Украина», чтобы противостоять распространению влияния Путинской России.
Структура экспорта Украины – около 40% аграрной продукции, еще около 30% - металлургическая продукция, в которой значительную часть составляет железорудное сырье. Другими словами, украинская модель экономики – сырьевая.
Однако если Украина продолжит развивать лишь аграрный сектор, она не сможет развиваться. Норвежский экономист Эрик Райнерт на примере плана Моргентау доказывает, что уничтожение обрабатывающей промышленности зачастую приводит к кризису сельского хозяйства.
«Вам нужен новый «план Маршалла». Напомню, что этот план основывался на повторной индустриализации части Европы», - говорил Райнерт об Украине в интервью РБК в марте 2017 года.
Райнерт – автор книги «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными», частый гость в Украине. Его основной рецепт для бедных стран состоит в поддержке собственного производства.
По оценкам аналитиков из проекта «Украина 2030. Доктрина сбалансированного развития», для «перезапуска» экономики Украине необходимо около $130 млрд. Сергей Тарута, который является инициатором этого проекта, в 2016 году говорил о цифре в $150 млрд. По оценкам Галасюка, Украине нужно не меньше $100 млрд в десятилетней перспективе.
Реальность финансовой помощи
Пока что «план Маршалла» для Украины можно назвать лишь «планом Пранцкетиса». На официальном уровне о нем упомянул лишь спикер литовского Сейма.
Экономисты, опрошенные БЦ, сходятся на том, что на данном этапе это лишь разговоры.
«Пока подобных серьезных намерений во властных кругах США, Германии или других финансово развитых стран ЕС я не вижу», - говорит Галасюк.
Между тем, если Европа и готова делать крупные финансовые вливания в экономики других стран, то не в украинскую.
«Бедность порождает эмиграцию. Но Европа не боится украинской эмиграции – уедут самые активные и продуктивные – Европа, скорее, боится африканской эмиграции», - рассуждает Юрий Пивоваров, директор Киевского международного экономического форума.
«Если Украина обеспечит «инвестиционную безопасность», финансовый ресурс может быть найден и без помощи донорских государств, – говорит Оксана Мельничук, управляющий партнер Аналетической платформы стратегических коммуникаций. - По приблизительным подсчетам, за пределами страны украинские бизнесмены держат около $170 млрд».
Как сообщал БЦ, по оценкам директора госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Владимира Власюка, на руках у населения находится еще около $50 млрд.
Все эти средства могут быть направлены в украинскую экономику, если правительство создаст благоприятный климат для инвестиций – честные суды, прозрачное законодательство, прекращение вымогательства со стороны силовых органов.
Для чего нужны деньги
По общему мнению опрошенных экономистов, в первую очередь средства должны быть потрачены на обновление инфраструктуры – железных и автомобильных дорог, портов, сетей, распределяющих газ, воду и электроэнергию.
Следующий этап – поддержка инновационных отраслей и технологий, образования и медицины, позитивно влияющих на комфорт жизни в стране.
Если будут условия, бизнес сам определит, в какие сферы производства и услуг можно вложить деньги.
Кроме того, Украине необходимо создать институты, через которые государство сможет выдавать дешевые кредиты для развития конкретных предприятий.
«В Польше есть Агентство развития с четкой сетью региональных представительств. У нас таких институтов нет, - говорит Юрий Пивоваров. - Куда девать эти деньги? Агентство на бумаге создано – физические его нет, банка развития тоже нет».
В итоге, украинское государство не имеет культуры льготного кредитования мелкого и среднего бизнеса, которое должно влиять на финансовое развитие регионального бизнеса, а не всеукраинского.
Пока что, несмотря на громкие заявления в правительстве, «план Маршалла для Украины» – лишь слова. Кабмин ничего не сделал для его приближения.