Война и денежные средства всегда неразрывно связаны между собой – эта истина была известна с давних времен. Крылатая фраза "Для ведения войны нужны три вещи: деньги, деньги и опять деньги", которую разные историки приписывают то ли маршалу Тривульцио, жившему в 15м веке, то ли графу Монтекукколи, жившему в 17м веке, а также Наполеону Бонапарту или королю Пруссии Фридриху II – вне зависимости от того, кем она была изначально произнесена – хорошо отражает реалии и сегодняшнего дня.
Хотя, глядя на то, как на востоке нашей страны сепаратисты "эффективно национализируют" предприятия, банковские хранилища и даже содержимое супермаркетов, вспоминается другое крылатое выражение, принадлежащее одному государственному деятелю Древнего Рима – "Война сама себя кормит…".
Взаимосвязь войны и денег всегда волновала не только высших государственных руководителей, но и ученых, о чем было написано немало научных работ. Из последних, например, научная статья Бориса Соколова, опубликованная еще в 2010-м году.
В ней достаточно ёмко выделены все важные аспекты взаимосвязи войны и денег. Начиная с вопросов эффективности индивидуального поощрения за успехи в боевых операциях (которое придумали задолго до Коломойского и широко, хоть и негласно, практиковали даже в СССР во время войны с Германией), заканчивая ролью так называемых "оккупационных" денег, у которых, в отличие от классических денежных средств, отсутствует функция накопления.
Все теоретические рассуждения о взаимосвязи войны и денежных средств сводятся, так или иначе, к одному простому факту – в любой войне невозможно победить, не имея надежного "финансового тыла", даже если война является вынужденной, оборонительной от внешней агрессии.
Конечно же, российская пропаганда может убеждать в том, что нашу армию, как и Майдан, засыпают пачками банкнот из американских вертолетов. Реальность же несколько иная – наша страна практически один на один противостоит агрессору, у которого имеется значительный перевес во всех ресурсах, в том числе и денежных. И только боязнь санкций со стороны мирового сообщества пока что не дают этой агрессии разгуляться на полную силу.
В такой ситуации самое время задуматься не только о физической, но и о финансовой обороноспособности нашей Страны. Потому что неотъемлемой частью государственного суверенитета, наряду с легитимной властью и боеспособной армией, является сильная национальная валюта.
К сожалению, текущая ситуация с гривней во многом имеет параллели с нашей армией – и та и другая системно разваливались руководством страны в последние годы. Тяжело даже сказать, где наша власть "преуспела" больше - в уничтожении собственной армии или собственной валюты…
Резкие смены курса в одну и другую сторону, политика искусственного популистского сдерживания курса с публичными заявлениями о том, что наша валюта (как и армия) "сильна как никогда", за которыми следовали резкие обвалы – всё это, безусловно, подрывало доверие к гривне, и запускало нашу экономику по губительному для финансовой безопасности страны замкнутому кругу.
Из-за недостаточного доверия к гривне граждане выбирали в качестве средства сбережения доллар, "питая" его своим постоянным спросом.
Нацбанк, пытаясь сдерживать курс доллара, уменьшал денежную массу, создавая дефицит гривни, тем самым провоцируя рост ставок на депозиты. Удорожание ресурса для банков автоматически приводило к удорожанию кредитов.
В итоге, ставки кредитования сегодня больше похожи на планомерный геноцид заемщиков – большинство предприятий практически лишены возможности привлекать заемные средства и вынуждены думать скорее о выживании, чем о каком-либо развитии.
Экономика буксует, налоговые поступления уменьшаются, растет бюджетный дефицит – это еще сильнее уменьшает доверие граждан к государству – и они снова выбирают доллар.
Гривня, в итоге, превратилась в "окупационную" валюту, следуя научной терминологии – перестает восприниматься в качестве средства накопления.
Схема, конечно же, очень упрощенная, не учитывает множество дополнительных факторов, но в целом отражает существующий порядок вещей. И главное звено в этом порядке – ДОВЕРИЕ. Хотя, при еще недавнем нулевом (плюс/минус статистическая погрешность) уровне доверия ко всем институтам власти, сложно было ожидать от граждан иные предпочтения.
Сегодня у нашей Страны снова появилось "Окно Возможностей". Набор вовремя сделанных правильных шагов со стороны власти может раз и навсегда поменять отношение граждан к национальной валюте, нивелировать её нынешний "оккупационный" статус.
Тем более, для этого есть благоприятствующие факторы.
Во-первых, последние результаты выборов свидетельствуют о высоком уровне доверия как минимум к одному институту власти – к президенту, который, в свою очередь, имеет прямое отношение к назначению главы НБУ и является гарантом безопасности страны, в том числе и финансовой.
Во-вторых, чувство патриотизма, которое, благодаря агрессии наших "восточных братьев", взошло на небывалый уровень, должно помочь нам признаться самим себе, что нельзя быть истинным патриотом Украины, отказываясь при этом от национальной валюты. Потому что гривня – это не просто символ государства Украина, также как флаг или гимн – важнейшая часть его кровеносной системы.
Не нужно предпринимать никаких секретных и радикальных мер, общественность должна быть заблаговременно и в максимальном объеме проинформирована о всех планах по реформированию финансовой системы.
Первоочередные шаги, могут быть, например, такими.
1. Отмена Фондом гарантирования вкладов физических лиц гарантий по всем вкладам, которые осуществлены вкладчиками не в национальной валюте (вступит в силу, например, с сентября 2014 года).
2. В дальнейшем - полный запрет на принятие банками депозитных вкладов в иностранной валюте, начиная с заранее определенной даты в 2015 году. Для удобства международных и зарубежных расчетов, целесообразно оставить возможность открывать расчетные и карточные счета в иностранной валюте, с ограничением процентной ставки, начисляемой на остаток средств.
3. Для граждан, которые так или иначе предпочитают хранить свои сбережения в долларах или евро – предусмотреть возможность продажи им через банки депозитных валютных сертификатов НБУ, со ставкой, к примеру, на уровне LIBOR. Гарантия НБУ на такие сертификаты позволит им стать достаточно ликвидным инструментом и выступать, в том числе, в качестве залогов под кредитование. Кроме того, это позволит НБУ увеличить объемы валютных резервов.
4. Вся валютная выручка украинских предприятий должна в обязательном порядке продаваться на валютной бирже по рыночному курсу.
5. Полный запрет на кредитования в иностранной валюте, вне зависимости от наличия валютной выручки у компаний.
Как ни странно это может прозвучать для людей, но чем больше мы откажемся от доллара, тем стабильнее будет курс.
Данный перечень мер является далеко не исчерпывающим, это скорее – приглашение к дискуссии на тему "Как нам сохранить и укрепить гривню?".
Ясно только одно – укрепление гривни означает укрепление обороноспособности нашей страны. Если мы потеряем свою валюту – то точно потеряем свою независимость.