Пока в Киеве размышляют, могут ли быть в принципе какие-нибудь экономические отношения между контролируемой Украиной и оккупированной боевиками территорией Донбасса, неофициальная торговля через линию размежевания идет полным ходом.Ее инициаторы и не думают спрашивать мнение верхов по этому поводу, они просто зарабатывают деньги. Журналисты называют такое военно-коммерческое явление контрабандой, хотя этот термин в классическом понимании применяется в случае незаконного перемещения товаров через государственную границу, которой между Украиной и самозваными государственными образованиями быть не может. Однако суть не в терминологии.
Отсутствие четкой позиции Киева относительно отношений с террористическими организациями «ЛНР» и «ДНР» видим на примере двух донбасских областей. Если на Донетчине официальный режим пересечения линии размежевания все еще действует в нескольких пунктах пропуска, то на Луганщине передвижение на оккупированную территорию по инициативе областной власти полностью заблокировано. Но даже жесткая блокада не дает гарантии полного прекращения торговли с самозваными республиками. Причина в том, что торгуют именно те, кто должен эту коммерцию блокировать.
Приведем лишь два выразительных примера неофициальной торговли с «ЛНР», в которой участвовали разные силовые структуры Украины. Поскольку далеко не все бойцы занимаются на войне коммерцией, и многие действительно защищают суверенитет Украины, названия подразделений не конкретизируем. Хотя выяснить их легко могут даже далекие от боевых действий пользователи Интернета. Сразу уточним, что не все бойцы занимаются на войне коммерцией, многие защищают суверенитет Украины, рискуя, а иногда отдавая жизнь за свою страну, поэтому приведенные факты не стоит использоваться для широких обобщений.
«Муравьи» на мосту
В ночь на 16 июня подразделение, имеющее определенное отношение к СБУ, задержало в Станице Луганской восемь грузовиков с алкоголем и продуктами, двигавшихся в сторону передовой. Сопровождал груз боец милицейского батальона «Чернигов». Это задержание вылилось в громкий конфликт, едва не закончившийся стрельбой. ZN.UA удалось выяснить его предысторию.
Крайний украинский блокпост в Станице — тот, что близ полуразрушенного моста через Северский Донец, — контролировал милицейский батальон «Чернигов». В этой местности практически ежедневно продолжаются перестрелки, но в период затишья милиционеры умудрились договориться с боевиками об общем бизнесе. В результате таких договоренностей грузовики с продуктами, которые по документам предназначались для торговых точек Станицы, в сопровождении милиции среди ночи подъезжали к полуразрушенному мосту, движение через который официально закрыто. Весь товар выгружали на украинской стороне, а дальше носильщики из числа местных жителей (т.н. муравьи) переносили его через полуразрушенный мост на противоположный берег. За ночь таким образом в «ЛНР» переправляли несколько десятков тонн груза, который на автомобилях доставляли в Луганск. Цены на продукты в самозваной республике выше украинских в два-три раза, потому прибыль от нехитрой бизнес-схемы немалая. Переправлять груз на оккупированный берег невозможно без ведома подразделений Вооруженных сил Украины, дислоцирующихся в Станице. Их командование молчало, поскольку тоже получало свою долю.
В конце весны во время плановой ротации в Станицу Луганскую заехала новая военная бригада — 128-я из Закарпатья. Она поставила вопрос ребром — никакого бизнеса с врагом, обстреливающим нашу территорию, быть не может. К сожалению, их принципиальность не выдержала испытания временами — ее хватило лишь на несколько недель, до согласования процента с коммерции. А дальше все пошло по прежней схеме и продолжалось вплоть до 16 июня.
Сразу после задержания грузовиков место дислокации приближенного к СБУ подразделения окружили бойцы «Чернигова» и 128-й бригады (последние даже приехали на своей бронетехнике) и потребовали отпустить груз. Словесное противостояние едва ли не переросло в вооруженное, и только когда на место прибыло вызванное из Новоайдара силовое подразделение СБУ, стороны разошлись мирно.
Инцидент стал последней каплей, после которой милицейский батальон «Чернигов», стоявший на самом «передке», вывели из Луганской области. После громкого скандала переправка груза через полуразрушенный мост прекратилась. Однако, учитывая то, что воинская бригада прибыла в Станицу из западной области, граничащей с четырьмя странами ЕС (бизнес на контрабанде здесь успешно ведут представители всех силовых структур), можно не сомневаться — коммерческое затишье носит временный характер.
Челночный бизнес
Второй пример касается Новоайдарского района Луганской области. Линия размежевания здесь также проходит по Северскому Донцу. Правый берег контролирует Украина, левый — под боевиками. Приблизительно за 15 км от Трехизбенки, между селами Лобачево (левобережье) и Желтое (правобережье), издавна работает паромная переправа. Течение реки здесь медленное, а ширина русла всего метров двадцать. До сих пор возле технического сооружения можно увидеть таблицу с ценами за переправу, действовавшими в довоенное время.
На правом берегу за кустарниками устроен опорный пункт боевиков, на левом стоят украинские войска. Расстояние между ними по прямой — менее 100 метров. Активных боевых действий в этом месте нет, зато есть возможность неплохо заработать — достаточно лишь согласовать новые тарифы за пересечение реки. После достижения таких договоренностей переправа, которая решением областной власти должна была быть демонтирована, возобновила свою работу. С той разницей, что теперь через реку движутся не паром, а лодки.
И днем, и ночью в Лобачево и Желтое съезжаются по несколько сотен легковушек и микроавтобусов. На правый берег лодками переправляют продукты, алкоголь, табак и т.п., а в обратном направлении большей частью плывут люди. Документов не проверяют, поскольку официального пункта пропуска здесь нет. В этой местности неоднократно появлялись диверсионно-разведывательные группы боевиков: они вступали в бой с украинскими силовиками или закладывали взрывчатку, на которой подрывались мирные жители. Однако для наших военных, которые должны обеспечивать незыблемость линии размежевания в районе переправы, это не аргумент.
Я лично побывал на переправе возле Лобачево и собственными глазами видел на правом берегу вооруженного боевика, а на левом — командира 92-й бригады, которую часто ставят в пример другим воинским подразделениям. Незаметно подъехать к переправе невозможно — все подступы контролируются украинскими военными, поэтому к приезду посторонних лиц здесь были готовы. Однако несколько легковушек, проседавших под весом загруженных продуктов, спрятать не успели…
После того как фото- и видеоматериалы с места переправы попали в Генпрокуратуру, руководством бригады занялись военные правоохранители. Сама переправа пока что бездействует, подступы к ней заблокированы — это подтверждают местные жители. Но надолго ли? Северский Донец стал линией размежевания на несколько сотен километров, его течение во многих местах медленное, а русло относительно узкое, и то, что неофициальная торговля с сепаратистами вскоре возобновится в другом месте, не вызывает никаких сомнений.
Можно ли хотя бы минимизировать процесс неофициальной торговли с самозваными республиками? Теоретически — да. Если, например, ежемесячно проводить ротацию подразделений, дислоцирующихся на самом «передке». Определенной части наших военных необходима не только психологическая реабилитация после боевых действий, но и прививка от коммерческой «бациллы» перед отправкой на фронт.
Опыт западных областей Украины показывает, что полностью искоренить контрабанду невозможно даже там, где с противоположной стороны границы стоят, казалось бы, неподкупные структуры стран Евросоюза. На Востоке страны ситуация несколько иная. Здесь о «бизнесе» приходится договариваться не с коллегами из родственных таможенных или пограничных служб, а с террористами, которые обстреливают нашу территорию и убивают людей. В том числе бойцов тех самых подразделений, стоящих на переправе или возле разрушенного моста. Их жаждущих заработка на войне боевых побратимов этот факт не останавливает…