Предприниматели могут получить права на возврат депозитов из обанкротившихся банков. Сейчас такая гарантия на сумму до 200 тыс. грн. касается только физических лиц. Однако Кабмин подал в парламент законопроект, в котором хочет распространить это правило еще и на физлиц-предпринимателей. Планируется, что СПД смогут получать назад свои деньги из тех банков, которые обанкротятся уже после 1 января 2017 года. Но деньги, которые будут подпадать под гарантии, можно размещать в банках уже сегодня. Общие потери юридических лиц в обанкротившихся с начала 2014 года банках превышают 40 миллиардов гривен.
При этом у них нет практически никакой надежды на возврат этих средств. Сейчас, даже после распродажи активов и имущества ликвидированных финучреждений, денег хватает только на возврат депозитов физлицам, а также на расчет по долгам этих банков с НБУ. Тем не менее уже сейчас планируется переместить СПД с седьмой очереди кредиторов неплатежеспособных банков в четвертую. Это даст им возможность хотя бы увеличить шансы на получение своих кровных.
Если это произойдет, бизнесмены смогут рассчитывать на компенсацию денег исключительно со своих вкладов и счетов. Компенсация не распространяется на неименные депозитные сертификаты, вклады в банковских металлах и средства, переданные банку в доверительное управление. Также Фонд гарантирования вкладов физлиц не возвращает депозиты акционеров или связанных с банком лиц, депозиты, размещенные на индивидуальных условиях, а также вклады, которые были залогами по кредитам.
Сейчас права вкладчиков-предприятий защищены только на бумаге. Денег для возврата их депозитов все равно не хватает. «Формально обязательства перед кредиторами не исчезают после введения в банк временной администрации. Деньги подлежат возврату во время процедуры ликвидации в порядке, установленном законодательством. Причем обязательства перед компаниями удовлетворяются далеко не в первую очередь. Это довольно долгая процедура, поэтому многие кредиторы считают свои деньги потерянными», — объясняет советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.
Поэтому все надежды вкладчиков-бизнесменов на возврат своих денег связаны только с тем, что обанкротившийся банк может быть продан новому инвестору, который будет рассчитываться с ними. «В случае введения временной администрации, отсутствия инвестора и принятия решения не спасать банк, а вывести его с рынка применяется стандартная процедура банкротства. В таком случае она ничем не отличается от стандартных практик банкротств и соответствующих взаимоотношений между юридическими лицами, — говорит исполнительный директор направления корпоративного бизнеса и малого и среднего бизнеса Кредобанка Александр Чумак. — При успешном привлечении инвестора для покупки банка или же решении рекапитализировать банк за счет государства клиенты-юрлица ничего не теряют, так как продолжают обслуживаться либо в государственном банке, либо в коммерческом банке с новым собственником, который уже может договариваться с клиентами о разных схемах сотрудничества. Это могут быть зачеты, графики выплат и прочее».
Новая инициатива правительства должна повысить уровень доверия бизнеса к банковской системе. Этим стоит заниматься, так как пока банки продолжают страдать от оттока денег из системы.
Однако участники рынка констатируют, что гарантия только для физлиц-предпринимателей не сможет защитить интересы всех предприятий. «Остается целый пласт никак не защищенных вкладчиков-бизнесменов», — говорит заместитель председателя правления Укринбанка Жанна Макеенко.
Однако пока случаев спасения банков-банкротов новыми собственниками насчитывается крайне мало. Из полусотни неплатежеспособных финучреждений только лишь на основе Терра Банка создали переходный Кристалбанк, который был продан новому акционеру. Также активы и пассивы Промэкономбанка были переданы Фидобанку. А вот попытка спасения банка «Золотые ворота» оказалась менее удачной. Его активы и пассивы были переданы в банк «Стандарт», который спустя два месяца после этого сам обанкротился. Не удалось пристроить и Всеукраинский банк развития, так как из-за ареста его активов инвестор отказался от покупки. Сейчас ведутся переговоры о продаже Омега Банка и Астра Банка, однако они еще не завершены и окончательное решение пока не принято.
Причина столь слабого интереса инвесторов к таким активам — слишком высокие риски их приобретения. «Мы проводим довольно консервативную политику развития. Поэтому не планируем наращивать обороты за счет покупки кредитных и депозитных портфелей проблемных банков», — объясняет председатель правления ПУМБ Сергей Черненко.