Реперной точкой на шкале замораживания-кипения «крымского вопроса» стали выборы в Госдуму РФ на оккупированных территориях АР Крым и Севастополя, которые состоятся 18 сентября. С точки зрения Кремля, участие в них избирателей «новых субъектов федерации» — исторический шаг к легитимизации «вхождения Крыма в состав РФ» и его окончательной интеграции в политический остов государства. По сути посылов роспропаганды — это второй референдум, поскольку нижняя палата парламента РФ избирается прямым голосованием граждан, которое, по идее, являет их свободную волю и пр.
Противодействовать этим выборам на своей, но оккупированной территории, у Киева никаких возможностей нет. Но есть полное, международными актами подтвержденное право требовать от мирового сообщества признания нелегитимным нового состава седьмой Госдумы РФ. В первую и вполне достаточную для усиления давления на государство-агрессора очередь — от сотни стран, поддержавших Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 27 марта 2014 года о территориальной целостности Украины. Не лишним будет напомнить, что этим документом Генассамблея ООН подтвердила приверженность суверенитету, политической независимости и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах и признала крымский «референдум» незаконным. А государства, за Резолюцию проголосовавшие, по сути, взяли на себя обязательства воздерживаться не только от действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности Украины и признание изменения статуса АР Крым и Севастополя, но и действий, которые можно было бы истолковать как такое признание.
Двигаясь от этой «печки», Киев вправе рассчитывать на солидарное с цивилизованным миром непризнание легитимности выборов нижней палаты российского парламента. Но на сегодня почти очевидно, что солидарным будет половинчатое решение. Как известно, эти выборы в Госдуму проходят по смешанной системе — половина депутатов избирается по общефедеральному округу по партийным спискам, половина — в мажоритарных округах, коих на полуострове создано четыре. То есть крымскую избирательную долю получат не только победители выборов в одномандатных округах, но и прошедшие по партийным спискам — голоса, полученные в оккупированном Крыму, им также пойдут в зачет.
Именно из этого исходил украинский парламент, обращаясь к парламентам иностранных государств, парламентским ассамблеям и международным организациям с призывом воздержаться от участия в наблюдении за ходом незаконных выборов в оккупированном Крыму и не признавать их результаты, говорит инициатор заявления — глава комитета по иностранным делам ВРУ Ганна Гопко.
Непринятие цивилизованным миром выборов в российскую Госдуму с захватом оккупированных украинских территорий было солидарно продемонстрировано отказом направить миссии наблюдателей за выборами на полуостров не только ОБСЕ и СЕ, но и СНГ. Но вот в самом принципиальном моменте — признании нелегитимности таким образом сформированной Госдумы — четкости действий и даже формулировок пока не наблюдается. Заявления «Страна Х не признает выборы в Госдуму в Крыму» — рождает закономерные вопросы об отношении к процессу и его результату в целом, на которые публично ответы не даются.
Но, судя по озвученным на данный момент заявлениям спикеров западных стран-партнеров и международных организаций, вероятной мерой наказания России будет избрана «серединка на половинку»: за все ответят мажоритарщики — по данному преступлению будут введены персональные санкции. Вероятность такого исхода «думского дела» опосредованно подтвердил в пятницу и президент Украины Петр Порошенко, «пригласивший» победителей выборов в Госдуму России по Крыму в «клуб объектов санкций».
Рефат Чубаров, глава Меджлиса крымскотатарского народа, призывает в знак протеста приостановить участие украинских делегаций в работе ПА ОБСЕ и Совета Европы, если «эти бандиты» (избранные в Крыму депутаты ГД) будут туда делегированы.
Вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко уточняет: «Учитывая, что выборы в Госдуму на оккупированной территории Украины незаконно проводятся и по округам, и по партийным спискам, под сомнение должна быть поставлена легитимность всего состава Госдумы, а также его фракций, которые будут делегировать своих депутатов в международные парламентские ассамблеи. И какая разница, какие у этих депутатов фамилии?! Мы исходим из того, что выборы в Крыму незаконны, Госдума в целом — нелегитимна, и ее делегации — тоже. И это будет момент истины для всех парламентских ассамблей — и ОБСЕ, и СЕ, и НАТО».
По словам Ирины Геращенко, последующие шаги парламента Украины сейчас тщательно прорабатываются.
«Мы работаем над нашей позицией, которая будет однозначно жесткой. Мы точно, в знак протеста, не войдем в зал, где будет присутствовать делегация нелегитимной Госдумы Российской Федерации», — говорит Геращенко.
Планируя дальнейшие шаги, украинским и официальным, и гражданским структурам важно будет признать уже совершенные ошибки, дабы не повторять их, как минимум, впредь. Главная из них состоит в том, что Украина, по большому счету, проспала этот вызов. Думская кампания, правда, и в самой России прошла малозаметно — период отпусков сделал свое убаюкивающее дело. Но это не снимает ответственности с украинских дипломатов и госдеятелей высшего звена, обязанных бдеть государственный интерес денно и нощно. Украинские протесты против проведения выборов в аннексированном Крыму появились за полторы недели до дня голосования. А консолидированной, четко сформулированной позиции государства в вопросе, что именно не признает Украина — только результаты по крымской «мажоритарке» или легитимность Госдумы в целом — нет и по сей день. Потому как до сих пор нет утвержденной ни одной из существующих разработок госполитики по деоккупации Крыма (концепции, стратегии, программы — неважно, как она будет названа).
Как уже говорилось, ни одна из международных организаций, чье мнение по поводу честности и прозрачности выборов является авторитетным, и для правительств цивилизованных стран — определяющим, мониторинг голосования 18 сентября на территории оккупированного Крыма проводить не будет. Но выводы по поводу выборов в России в целом они, конечно же, заявят. И это важно — какими будут финальные отчеты миссий ОБСЕ или Совета Европы.
Ольга Айвазовская, признанный эксперт в сфере избирательного права и лидер Гражданской сети «Опора», уточняет, что стандарты ОБСЕ-БДИПЧ по выборам являются универсальными и не определяют особых подходов к кампаниям, организованным на оккупированных территориях, также отсутствуют обязательства по признанию или непризнанию таких выборов.
«И в данном случае мы можем иметь как исторический прецедент, так и оценки, которые нивелируют работу международных миссий — в случае, если не будет учтен фактор оккупации Крыма, и если он не повлияет на конечные отчеты ОБСЕ-БДИПЧ по выборам в Госдуму РФ. Впрочем, один из основополагающих стандартов, по которым оцениваются выборы, — это свободное волеизъявление избирателей и свобода формирования их политической воли, а также отсутствие фальсификации результатов выборов. А данные выборы нельзя признавать свободными и несфальсифицированными. Около двух миллионов граждан Украины под принуждением получили гражданство РФ, и за их счет были сфальсифицированы списки избирателей, принимающих участие в выборах Госдумы. Это нарушение влияет на конечный результат выборов как в многомандатном округе (по спискам партий), так и в 4 одномандатных, незаконно образованных на территории независимого государства Украина. Таким образом, под сомнение можно поставить выборы 225 + 4 депутатов, а это — большинство новоизбранного парламента» — считает Ольга Айвазовская.
Второй важный момент — напоминание и России, и нашим партнерам об их обязательствах, зафиксированных международными актами, в том числе и высшего коллегиального органа Совета Европы — Комитета министров. Самое время, как видится, поговорить о мониторинге выполнения этих обязательств.
«С момента оккупации Крыма, начиная с периода даже до так называемого «референдума», Комитет министров СЕ принял более 10 решений, касающихся территориальной целостности Украины. Россия должна их или исполнять, или выйти из этой международной структуры. И тогда она вообще не будет присутствовать ни в одном европейском органе», — считает доцент Киевского национального университета им. Т.Шевченко Андрей Наджос. По его мнению, ОБСЕ, ЕС и ООН должны начать сегодня мониторинг выполнения Россией ее обязательств, принятых ею на себя при вступлении в эти международные структуры, среди которых — не посягать на территориальную целостность других стран.
Третий аспект, который власти Украины должны, наконец, включить в полной мере, — восстановление коммуникации со своими гражданами на оккупированных территориях. Пока что в данном случае они слышат голос только общественных структур: Меджлис крымскотатарского народа призвал соотечественников бойкотировать выборы, Координационный совет переселенцев призывает всех политических украинцев не соучаствовать в преступлении.
И не иначе как криком отчаяния выглядит появившееся за два дня до голосования заявление СБУ, в котором «простым гражданам» советуют подумать, а членам избиркомов — задуматься, «нужны ли им и их детям проблемы с украинским законодательством в будущем».
Выборы в Госдуму, проводимые на территории Крыма, в очередной раз покажут всю картонность «вхождения в Россию» подавляющим большинством его населения. Во-первых, подавляющим голосом там может быть только один — голос коренного крымскотатарского народа. Россия его не получит. Во-вторых, чем больше бюджетников Россия загонит на эти выборы — тем больше будет ее вина в и без того незаконных действиях.
И в третьих, просто порадуемся, что российские выборы вернули в мировую повестку дня крымский вопрос. Теперь главное — там его удержать.