«Это были наилучшим образом организованные выборы за историю независимости. В 95% округов они состоялись так, что иностранные наблюдатели называли их образцовыми. Так какие могут быть претензии к власти? Никаких!» — официально и категорически заявил премьер Николай Азаров на заседании Кабмина в среду, 7 ноября. «Где фальсификации, о которых кто-то из оппозиции кричит? Кем они доказаны?» — вопрошает Азаров, считающий, что на выборах не была нарушена ни одна демократическая норма или процедура. Хотя тому есть тысячи прямых свидетелей по всей стране, а также миллионы телезрителей и пользователей Интернета, которые узнали хотя бы только о происходящем в отдельно взятом Первомайске Николаевской области.

Возможно, Николай Янович до сих пор под впечатлением от встречи на своем участке с китайскими наблюдателями (для них происходящее действительно выглядит образцовым) и ему не доложили об очень критичной оценке украинских выборов-2012 практически всем цивилизованным международным сообществом. Но дело не в личности премьера, а в позиции руководства страны, которое он представляет. Эта официальная позиция заключается в следующем: власть будет и дальше лезть напролом, называя черное белым. Таким образом, она самоизолируется как от внешнего мира, так и от внутреннего — украинского общества, и, по сути, от действительности.

А ведь еще в понедельник казалось, что Партия регионов готова на мелкие компромиссы, когда Центризбирком признал невозможным достоверное установление результатов голосования в пяти проблемных округах (оппозиционеры назвали 13 таковых) и рекомендовал Верховной Раде назначить проведение в них повторных выборов. Более того, оппозиционная тройка в этом вопросе пошла навстречу власти, согласившись с перевыборами даже в черкасском округе №194, где кандидат от «Батькивщины» Николай Булатецкий победил самовыдвиженку от Дмитрия Фирташа Валентину Жуковскую с разрывом в 15%. Надежду на выход из политического тупика вселило и то, что главным переговорщиком между Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком, с одной стороны, и Виктором Януковичем, с другой, — стал «умеренный» глава ЦИК Владимир Шаповал.

Если бы власть действительно пожертвовала этой «проблемной пятеркой» округов, это могло кардинально изменить отношение Евросоюза и США ко всей украинской власти. Но решено было действовать иначе и опять перейти в наступление. Сначала ВР во вторник в ответ на рекомендацию ЦИК о повторных выборах в пяти округах рекомендовала Центризбиркому назначить перевыборы самому, фактически сняв с себя ответственность. А затем ранним утром в среду отряд «Беркута» практически по «первомайскому сценарию» вынес избирательную документацию из каневской ОИК №197, где по публичному подсчету протоколов с мокрыми печатями оппозиционер Леонид Даценко победил Богдана Губского. Кстати, и округ в Первомайске, и округ в Каневе входят в число вышеупомянутой «проблемной пятерки».

То, что Партия регионов продолжает придерживаться «бульдозерной» тактики, подтвердили итоги парламентского заседания во вторник в целом. Да, парламент создал временную следственную комиссию относительно фальсификаций на выборах, но не в оппозиционной редакции с большим перечнем фамилий чиновников-фальсификаторов, а с целью, как всегда, «заговорить вопрос» (видимо, исключительно для этого членом Временной следственной комиссии стал одиозный Вадим Колесниченко). ВР внесла в повестку дня оппозиционный проект закона об амнистии, благодаря которому могут быть освобождены из заключения Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, но не успела его рассмотреть и перенесла следующее пленарное заседание на 20 ноября. Наконец, 265 нардепов нынешнего парламентского большинства проголосовали в целом за закон о всеукраинском референдуме, что открывает путь для принятия президентского проекта новой Конституции вне стен парламента со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По сути, у оппозиционной тройки не остается другого выхода, как приступить к реализации самого жесткого сценария — не признавать выборы и не принимать присягу в ВР нового созыва (легитимным парламент будет только при наличии более 300 нардепов), тем самым провоцируя парламентские перевыборы. На словах лидеры «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» проявляют в этом намерении полное единство. Между прочим, наиболее радикальное в этом плане заявление сделал Виталий Кличко: «Мы можем говорить о новых выборах по всей стране, но уже не по этому позорному закону, который дал возможность для манипуляций в мажоритарных округах. Мы должны провести выборы по новому закону, по открытым партийным спискам».

Впрочем, когда дойдет дело до практики, могут возникнуть нюансы, и не только юридического характера. Только при совместном «обнулении» трех партийных списков и жестком контроле над аналогичным поступком партийных мажоритарщиков может вообще идти речь о действенности данного механизма. И вот еще вопрос, способна ли действующая ВР принять новый избирательный закон? С одной стороны, обиженных на родную власть среди действующих нардепов множество: мандатами следующего созыва обзавелись только 85 человек из нынешних 195 членов фракции ПР, восемь из 25 — КПУ (не считая первого вице-спикера Адама Мартынюка как формально внефракционного), четыре из 20 — Народной партии (плюс как формально внефракционный Владимир Литвин) и двое из 19 — группы «Реформы ради будущего». Всего выходит 160 членов нынешнего парламентского большинства (не учитывая огромной массы обиженных внефракционных), которые пролетают мимо будущей ВР, то есть целая армада. Но, с другой стороны, как показали результаты голосования во вторник за закон о референдуме, у власти для них есть еще и пряник, и кнут. Склониться в сторону оппозиции это запуганное болото может лишь под влиянием улицы. Но улица свое слово сказать не спешит.