Жесткими действиями против Верховного суда (ВСУ) регионалы демонстрируют свое истинное лицо — они, кажется, готовы всеми средствами добиваться своей выгоды на любом направлении. И если подобное поведение допустимо даже по отношению к судьям ВСУ — лучшим судьям по меркам самой же государственной системы, то фактически невозможно представить, на какие действия власть в принципе не способна. Прежде всего, в отношении миллионов украинских граждан.
Бунт двух десятков судей ВСУ против своего председателя Василия Онопенко — событие неординарное, и на его причинах и последствиях необходимо остановиться детально.
Краткая предыстория нынешних событий такова: с 2007 г. и по февраль 2010 г. все глобальные события в судебной системе проходили под знаком противостояния двух команд. С одной стороны — команда главы ВСУ, экс-бютовца Василия Онопенко, которую БЮТ неоднократно поддерживал и спасал в парламенте. С другой стороны — команда главы комитета Рады по правосудию, регионала Сергея Кивалова, опиравшаяся не только на ПР, но и на «обиженных» господином Онопенко людей.
До последних президентских выборов, на которых победил Виктор Янукович, обе команды находились в мертвом клинче — никто из них не мог достигнуть окончательной победы. Но это не означало, что каждый из соперников не извлекал для себя весомых выгод в своих сферах влияния.
После выборов влиятельные юристы-регионалы бросились окончательно уничтожать резко ослабевшую команду Василия Онопенко, стремясь, кажется, обсудить с последним в том числе и деликатный вопрос — сколько господин Онопенко заработал в должности главы ВСУ. Но неожиданно выяснилось, что обсуждать деликатные вопросы Василий Онопенко готов только с Виктором Януковичем, и последний пошел навстречу председателю ВСУ.
Как следствие, в рамках судебной системы, проведенной летом 2010 г., провластные правоведы смогли взять под свой контроль рычаги влияния на все суды, кроме ВСУ — снять Василия Онопенко с должности никак не получилось. Посему высший судебный орган страны регионалы отреформировали достаточно бесцеремонно — лишили его практически всех полномочий и создали фактически издевательские условия для работы всех судей ВСУ. Ведь последние с того времени вынуждены рассматривать дела всем составом суда в 50-60 человек.
Нынешняя власть очень рассчитывала на переход большинства судей ВСУ в новый Высший спецсуд по уголовным и гражданским делам (ВССУГД), который возглавил депутат-регионал, экс-глава апсуда Луганской области Леонид Фесенко. Однако властная команда не учла некоторых важных нюансов. Во-первых, судей ВСУ задел такой произвольный реформаторский подход власти к их суду — они столько лет стремились туда попасть и считали это вершиной своей карьеры, а в итоге из них сделали почетных бездельников в остроумных условиях работы. Во-вторых, перевод из ВСУ в ВССУГД — это понижение в должности, с какой стороны ни смотри на эту ситуацию. В-третьих, судьи ВСУ, возможно, и перешли бы в ВССУГД, если бы не прочувствовали отношение самого господина Фесенко к ним. По данным «і», встреча судей ВСУ с главой ВССУГД длилась буквально считаные минуты и коротко свелась к следующему: если хотите, переходите, мы вас ждем, а сейчас меня ждет президент. По словам очевидцев, Леонид Фесенко уже уходил, когда некоторые судьи ВСУ только заходили в зал для встречи с ним. В-четвертых, есть основания предполагать, что ВССУГД создавался по политическим мотивам, да еще и у руля этого суда стал действующий депутат-регионал. Для судей ВСУ тут слишком много политики.
Результат закономерный — за последние полгода состав ВСУ уменьшился почти наполовину (до 49 человек), но из ушедших судей только трое перешли в новый ВССУГД — остальные ушли в отставку. Причем двое из них — Станислав Мищенко и Николай Пшонка — заняли там должности замглавы суда.
Регионалы решили еще жестче действовать против судей ВСУ — в конце 2010 г. в парламенте был зарегистрирован законопроект №7447 (номинальный автор — регионал, экс-глава Высшего хозсуда Дмитрий Притыка). Без юридических тонкостей смысл документа таков: провести всех оставшихся судей ВСУ через Высшую квалифкомиссию судей; отобрать по определенным параметрам двадцать наиболее достойных и оставить их в ВСУ, которому вернут полномочия; остальных же — либо в ВССУГД, либо искать работу вне судебной системы. Можно предположить, что принятие этого законопроекта в первом чтении и стало катализатором попыток ряда судей ВСУ выразить недоверие Василию Онопенко. Попробуй тут, угадай — шутят регионалы или нет.
Сегодня в ВСУ расклад сил такой: есть группа судей, поддерживающих господина Онопенко, есть вторая группа, которая уже не первый год не скрывает своей оппозиционности к нему (например, та же бывшая админпалата во главе с Виктором Кривенко). Но самая многочисленная группа — те, кто возмущен действиями новой власти против ВСУ и его судей. И они, поддерживая Василия Онопенко, ставят во главу угла свое понимание профессиональной чести и достоинства, а не судьбу главы ВСУ.
Следующий важный момент: почему же судьи протестуют. Источники «і», вхожие в круг влиятельных юристов-регионалов, отмечали, что даже последние не смогли сформулировать реальные правовые претензии к действиям Василия Онопенко как руководителя ВСУ. С другой стороны, в последние годы ВСУ был единственным судом страны, который практически не жаловался на свое финансирование. В этом смысле судьям грех жаловаться на административные качества господина Онопенко, тем более что он многим из них много чем помог.
Остается, кажется, только две видимые мотивации — либо кнут, либо пряник, но и та, и другая вряд ли достаточно оправдают смиренное отношение судей к реальным унижениям. Это, правда, не касается искренних оппонентов Василия Онопенко. Но это касается тех, чьи фамилии в рядах «бунтовщиков» вызвали у многих удивление, поскольку к упомянутым радикальным группам в ВСУ их причислить тяжело.
Час Х наступит 11 марта на заседании пленума ВСУ — тогда и станет понятно, какой выбор сделан и имеют ли для кого-то значение унижения со стороны властной команды. Но есть вариант, что пленум не состоится — Запад слишком недоволен неприкрытым отношением украинской власти к судам, а юристы-регионалы не могут замаскировать свой интерес во всех этих процессах. Опыт арабских стран у всех на слуху.
«і» много и критично писали о деятельности Василия Онопенко, и сейчас не пытаются оправдать ни его, ни судей ВСУ. Но мы бы хотели обратить внимание граждан на то, каким образом власть обращается с даже по своим меркам лучшими судьями страны. А что тогда говорить о миллионах простых украинцев? Особенно их большинстве, не понимающем, что гражданская ответственность — это не голосование на выборах, а ежедневное выражение своего четкого мнения о действиях власти. Власть поймет только язык силы — это наивно не понимать.