По данным исследования MMI-Украина‑2014 компании TNS в Украине, 64% отечественных потребителей ищут специальные ценовые предложения и скидки. Такой подход к покупкам позволяет изобретательным производителям и ретейлерам реализовывать большие объемы неликвидной продукции и стимулировать спрос на высокомаржинальные товары.
Хитрые маркеты
К примеру, распространенный вариант «скидки» для безалкогольных напитков и соков — различные «примотки» и дополнительные «бесплатные» пакеты воды или сока при покупке сразу нескольких единиц товара. В итоге потребитель приобретает больше, чем планировал, и получает не то, что хотел.
По словам владельца маркетинг-консалтингового агентства Business2People Антона Белецкого, в последнее время украинцев заставляют переплачивать за эконом-паки. «Потребители считают, что такая продукция обходится дешевле. Однако это лишь иллюзия экономии: большинство компаний сейчас предлагают эконом-паки по цене сопоставимой (и даже выше) с товаром в обычной упаковке», — утверждает он.
Продавцы бытовой техники и электроники перед Новым годом зазывают потенциальных покупателей супервыгодными акциями и распродажами товаров из самых разных групп. На самом деле магазины пишут на ценниках виртуальные скидки. Для реальной распродажи возможностей почти нет.
Больше всего в этом году в сетях техники и электроники распространены так называемые кобрендинговые (совместные) акции с привлечением компании-партнера. Это могут быть как подарки, которые просто выдаются «в нагрузку» к основной покупке, так и «парные» покупки (например, приобретая холодильник, клиент получает микроволновую печь за одну гривню). Посредством сотрудничества с техномаркетами производители и импортеры избавляются от залежавшегося на полках и складах товара, который граждане не горят желанием приобретать отдельно.
В расчете на невнимательных покупателей многие супермаркеты экономят на утилизации. Вместо того чтобы уничтожать просроченный или близкий к просрочке товар, его реализуют с выгодой, пусть даже минимальной. Крупные продуктовые сети не брезгуют официальной торговлей гнилью, выделяя целые отделы или место на полке под так называемые акционные продукты по низкой цене — на 50–70% дешевле по сравнению с нормальным товаром.
Доплата за приставку
По информации Федерации органического движения Украины, за последние пять лет рынок экопродукции увеличился в десять раз — с 1,2 млн. евро (в 2009 году) до 12,2 млн. евро (в 2013 году). Причина такого роста — не только в объемах реализованной продукции, но и в сумасшедших наценках. Реальная переплата за экологически чистую еду для отечественных потребителей в два-три раза больше, чем в Европе. К примеру, в Германии при средней зарплате 2,5 тыс. евро 1 л органического молока обойдется в 1 евро, а в Украине — в 2 евро при зарплате 180–200 евро.
Состоятельных потребителей высокие цены не смущают. У них автоматически срабатывает стереотип: чем дороже продукт, тем он качественнее. Однако, по наблюдениям руководителя экспертно-аналитического отдела Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Нины Кильдий, ряд производителей понятием «органический» усиленно спекулируют. «Когда на упаковке товара появляется такая надпись, это хороший повод поднять его стоимость. Но вовсе не стопроцентная гарантия, что потребитель получает именно тот продукт, за который переплачивает», — отмечает она.
Возможно, в следующем году активность обеспеченных украинцев притормозит новый мировой тренд. Согласно данным последнего исследования Euromonitor, мода на органическую продукцию в странах Восточной Европы уже проходит. «Сейчас доверие к таким продуктам подорвано», — отмечается в докладе Euromonitor. Люди больше не верят, что надпись «органика» делает еду в упаковке полезнее, и не понимают, что такого особенного в органических йогуртах, супах, консервах и крупах, которые стоят куда дороже обычных.
Дорогие дети
Производители товаров для юных потребителей фиксируют снижение продаж во время кризиса меньше всего. «За счет надписи «для детей» производители продуктов и напитков накручивают дополнительные проценты на ценниках, в расчете что родители все равно это купят, ведь для детей им ничего не жаль (продукты, одежда, игрушки)», — объясняет директор по работе с клиентами Kids Market Consulting Марина Белоголовая.
По словам эксперта, страх, что твой ребенок будет в чем-то нуждаться, у современных украинцев, загруженных на работе, настолько велик, что они регулярно стараются «откупиться» — приобрести чаду что-то вкусненькое, модное, дорогое.
Весьма ощутимо по семейному бюджету бьет детское питание. На последние деньги родители приобретают дорогостоящие баночки и коробочки, чтобы малыш рос сытый и здоровый. Естественно, производители этим успешно пользуются. На самом деле львиную долю магазинных пюре и соков приготовить дома несложно, но значительно дешевле.
На одежде для малышей и подростков можно сэкономить, приобретая вещи в период распродаж (когда магазинная цена снижается вдвое) или пополняя сезонный гардероб бэушными одежками через Интернет.
Самодельные вещи (сшитые и связанные развивающие игрушки и коврики, тряпичные мячи, пижамы, штаны и юбки) — хороший повод расхламить шкафы. А то, что фирменные игрушки славятся своей долговечностью, вовсе не означает, что их нужно покупать мешками. Детям быстро надоедает одно и то же, поэтому оптимальный выход для экономных родителей — игрушки напрокат. За 200–250 грн. в месяц в крупных городах предлагают сразу три-четыре игрушки (при стоимости каждой от 300 грн. за штуку).