Банковский сектор с нетерпением ждал пятницы, 4 декабря. Именно в этот день заканчивалось действие административных ограничений на валютном рынке.
С одной стороны, банкиры не ожидали отмены административных мер: ситуация на валютном рынке нестабильная, поэтому рисковать нельзя.
С другой стороны, руководство НБУ постоянно говорит о переходе к плавающему курсу гривны, а это несовместимо с административными ограничениями.
Вечером в пятницу в Нацбанке решили, что валютным ограничениям быть - постановление №863 будет действовать до 4 марта 2016 года.
Сохранятся нормы об обязательной продаже 75% валютной выручки, о расчетах по экспортным и импортным операциям в течение 90 дней, о запрете досрочного погашения резидентами кредитов в инвалюте, выданных нерезидентами.
Правда, Нацбанк все же продолжил «постепенно смягчать административные ограничения, реагируя на просьбу банков и бизнеса».
Во-первых, норма о продаже 75% валютной выручки не распространяется на кредиты, выданные при участии иностранного экспортно-кредитного агентства для выполнения обязательств по импортному контракту перед нерезидентом.
Во-вторых, как и обещал НБУ, не придется продавать валюту, которая поступила в качестве денежного обеспечения для участия в конкурсных торгах. «Это должно облегчить доступ нерезидентов к государственным закупкам», - объяснили в Нацбанке.
В-третьих, изменения почувствуют и физлица.
Как и раньше, перечислять за границу в валюте можно не более 150 тыс грн в эквиваленте. Однако эта норма отныне не распространятся «на безналичные расчеты, осуществляемые с использованием электронных платежных средств для оплаты продукции и услуг для собственного потребления».
В плюсе - шопоголики, которые предпочитают покупки на зарубежных онлайн-площадках. Теперь для них не применяется лимит в размере около 6 тыс долл.
В-четвертых, особое внимание НБУ уделил миссии Международного красного креста в Украине. «Максимальная сумма выдачи наличных денег из кассы на одного клиента в сутки составляла 300 тыс грн. Теперь этот лимит не распространяется на уставную деятельность миссии», - говорится в сообщении НБУ.
В-пятых, улучшились условия работы в Украине для нерезидентов. Если раньше они могли выводить за границу средства от продажи ОВГЗ на фондовых площадках, то теперь выводить средства можно, продав ценные бумаги и вне бирж.
Правда, как отмечают банкиры, озвученные послабления, скорее, формальные и будут распространяться на единичные случаи.
«Мы промониторили операции наших клиентов - импортеров и экспортеров: ни одного из них так называемые послабления не коснутся. Разве что кто-то из розничных клиентов решит основательно закупиться в зарубежных онлайн-магазинах», - рассказал казначей одного из небольших банков.
Банкиры были готовы к такому повороту событий.
«Перемирие» хрупкое, поэтому ни НБУ, ни МВФ не будут рисковать. В сентябре, во время работы миссии МВФ, ее представители отмечали, что ставить под угрозу результаты стабилизации нельзя. Тогда даже Валерия Гонтарева (глава НБУ. - ЭП) заявляла, что хотела бы побыстрее отменить ограничения, но МВФ не позволил», - отметил руководитель одного из банков с иностранным капиталом.
Как рассказывал председатель правления «ОТП банка» Тамаш Хак-Ковач, клиенты уже научились жить в новых условиях.
«Нацбанку нужно было стабилизировать валютный рынок. Ограничения затратные для бизнеса, но если их слишком быстро отменить, то есть риск, что будут уничтожены результаты стабилизации. Нацбанк выбрал правильный подход. Не идеальный, но правильный. Сейчас идеального решения нет», - заявил он.
Правда, в постановлении НБУ есть и «ложка дегтя»: некоторые правила работы на валютном рынке были ужесточены. Например, Нацбанк стимулирует компании, у которых на счетах есть валюта, использовать ее в текущей деятельности.
Если раньше эта норма распространялась на текущие и депозитные счета, то теперь не смогут купить валюту для текущих операций и клиенты, у которых валюта есть в качестве обеспечения по финансовым инструментам.
Более того, Нацбанк сможет заблокировать валютообменную операцию клиента, если банк, который ее проводит, будет уличен в проведении рисковых операций.
Как известно, в ноябре регулятор опубликовал перечень операций, которые могут быть отнесены к категории рисковых.
Участники рынка опасались, что при такой классификации могут быть использованы субъективные оценки. В Нацбанке такие обвинения опровергли.
«Отслеживаться будут именно схемные операции, в которых явно нет экономической логики. При подготовке документа мы рассматривали различные варианты детализации операций. Но чем детальнее расписываешь варианты, тем больше шансов у мошенников их обойти», - заявил директор департамента финансового мониторинга Нацбанка Игорь Береза.
Банкиры признают, что оценивать действия НБУ на валютном рынке сложно.
«Какие заявки поступают от клиентов и в каком объеме, какими будут спрос и предложение на рынке завтра и послезавтра, знает только регулятор.
Пока никто из коллег не был уличен в проведении рисковых операций, поэтому нельзя делать выводы. Когда появятся примеры, можно будет говорить о наличии или отсутствии субъективизма», - говорит топ-менеджер одного из крупных банков.