Сегодня для всех, кроме разве что МВФ, ЕС и США, очевидно: новая власть в Украине и реформы — несовместимые явления. Могу заявить еще более категорично: все украинские правительства и реформы были несовместимы (возможно, за исключением премьерства В.Ющенко, когда вице-премьером была Ю.Тимошенко). Если эти правительства и принимали какие-то рациональные решения, то только под давлением МВФ и Всемирного банка. Но и этого давления было мало. В результате, если мировой ВВП с 1990-го по 2013 г. увеличился более чем вдвое, то в Украине — снизился на 30%! По результатам текущего года есть основания ожидать падения этого показателя по сравнению с 1990-м уже на 40%.

Поэтому следует сосредоточиться на глобальных проблемах (ошибках) Украины, блокирующих экономическое развитие и реформы. Начнем с украинского общества и его сознательного ядра — избирателей. Их главная проблема заключается в том, что они все еще надеются на то, что президенты, министры и депутаты идут во власть, чтобы улучшить жизнь людей. Это — ошибка! Они идут во власть, чтобы сделать лучше исключительно собственную жизнь или жизнь своих спонсоров, — это должно стать аксиомой для народа не только Украины, но и многих других развивающихся стран.

Прошло почти два года с момента победы Майдана. Итак, пришло время и нынешним премьер-министру и главе НБУ отчитаться перед украинским народом и бизнесом о своих достижениях и ошибках. Не буду детально анализировать и даже перечислять все «достижения» экономического блока власти (Минэкономики, Минфина и НБУ), они для всех очевидны. Отмечу лишь следующее: в 2014 г. падение ВВП составляло 6,8%, реальных доходов украинцев — 8,4, курса гривни — 97 и рост цен — 24,9%. Наполовину такое падение в прошлом году можно и нужно списать на Путина и Януковича. Но в 2015-м ожидаемое падение ВВП — 11%, реальных доходов — на 25, курса гривни — на 52 и рост цен — на 46% являются исключительно заслугой экономического блока правительства и НБУ.

Причем вклад НБУ в падение экономики, по моей оценке, составляет где-то 70%, а КМУ — 30. Последние действия НБУ — продлить на три месяца валютные ограничения, а правительства — провести «налоговую реформу», свидетельствуют об усилении административно-налогового давления на украинскую экономику. Если раньше под это давление подпадали в основном экспортеры и импортеры (падение в 2015 г. составит 30–40%), то после «налоговой реформы» правительства давление распространится и на новые категории украинской экономики — малый и средний бизнес, сельскохозяйственных производителей, а также на предприятия, которые занимаются инновациями и техническим перевооружением, ведут реконструкцию и новое строительство. Итак, ошибки власти становятся все более угрожающими для украинского общества.

Ошибки правительства

Начну их анализ с правительства. Главной проблемой Кабмина является его состав, который формировался по партийно-кумовским критериям. Там почти нет профессионалов и идеалистов. Без них реформы и очищение власти от коррупции невозможны. Решение проблемы заключается в изменении критерия для формирования правительства. На такие должности, как министры иностранных дел, финансов и экономики, а также глава НБУ, должен выбирать и увольнять парламент по специальной процедуре: ВР должна заслушивать не менее трех кандидатов на должность и между ними проводить рейтинговое голосование. Также необходимо установить специальные требования для этих министров: образование, профессиональный опыт, публикации, мнение экспертов, в том числе иностранных, и т.п.

В бюджетной сфере принципиальной ошибкой правительства Яценюка является то, что он сделал основную ставку на внешние государственные заимствования, а не на сокращение государственных расходов, с которых и должны начинаться реальные экономические реформы. Арсений Яценюк даже сформировал критерии эффективности и интенсивности экономических реформ: «Раз нам дают кредиты — значит, реформы идут!» То есть чем больше государственных кредитов, тем больше реформ! Такая политика уже привела к тому, что в начале 2016 г. уровень внешнего долга правительства и НБУ может достичь 100% ВВП, тогда как средний валовой государственный долг развивающихся стран в 2015 г. составит менее 44% от ВВП. Также восходящие экономики, особенно динамично развивающиеся (Польша, балтийские страны, Турция), намного меньше средств перераспределяют через госбюджет. Так, расходы государства в Украине в 2015 г. будут равны приблизительно 46–47% ВВП, что на 7–11 п.п. выше, чем в упомянутых странах!

Что это означает на практике? В Украине деньги забирают у тех, кто их зарабатывает — предпринимателей и рабочих, и отдают в руки тех, кто только потребляет, а также государственным паразитам. Много бюджетных денег — много паразитов. Такая политика превращает украинскую экономику в депрессивную без шансов на динамичное развитие, ведь ресурсов (денег) на развитие у бизнеса и людей нет. Уровень сбережений (внутренних инвестиций, которые и являются ключевыми ресурсами развития) в Украине в 2015-м опустился до уровня 5–7%, тогда как в Польше он составляет 18%, а в подавляющем большинстве восходящих стран — 15–20%. Кстати, этот показатель (уровень сбережений) в Украине достигал 22% в 2007 г. и начал падать только после мирового финансового кризиса.

Что надо сделать в 2016 г., чтобы исправить эту стратегическую ошибку? Во-первых, уменьшить государственные расходы приблизительно на 10% ВВП и довести их до 36–37% ВВП. Это даст возможность отказаться от дефицита госфинансов (около 4% ВВП), а значит, от новых госзаимствований, то есть уменьшить долговую нагрузку на бюджет и угрозу нового дефолта! В дальнейшем это даст возможность уменьшить налоги на 6% ВВП. Прежде всего отменить популистское налогообложение депозитов и недвижимости. Такие налоги убивают инвестиции и строительную индустрию — главные катализаторы роста ВВП, а также приводят к бегству капитала за рубеж (там богачи покупают яхты, самолеты, квартиры и дачи) или под матрас (туда бедные инвестируют свои деньги). Для меня стало шоком новое предложение правительства облагать налогами с 2016 г. не только жилую, но и коммерческую недвижимость — это приведет к массовым банкротствам реального бизнеса. Процветать будет только бизнес «а-ля» Курченко, где средствами производства выступают не цеха, склады, сооружения, а только телефон и кейс для взяток (они не облагаются налогами)!

Отдельный вопрос — уменьшение налогообложения зарплаты! Что можно предложить? Налог 10% на зарплату до минимальной, 20% — на зарплату выше минимальной. Пенсии и другая социальная помощь выплачиваются из госбюджета. Поэтому пенсионный и другие социальные фонды ликвидируются, а вместе с ними — пенсионный и все остальные социальные взносы вместе с десятками тысяч бюрократов. Все социальные выплаты берет на себя бюджет! Если зарплата превышает десять минимальных, то сумма превышения облагается налогами на уровне 15%, а 5% — перечисляется на собственный накопительный пенсионный счет, то есть создается мощный частный инвестиционный ресурс для развития экономики Украины. Такие принципиальные изменения в налогообложении действительно можно назвать реформой.

Почему я предлагаю облагать налогами минимальную зарплату? Потому что у нас полстраны получает минимальную зарплату с целью оптимизации налогов. Предложение Минфина не облагать налогами минимальную зарплату стимулирует теневую экономику и ведет к потерям бюджета (более 40 млрд грн)! Очевидно, что даже с целью наполнения бюджета минимальную зарплату и пенсию необходимо поднять уже в начале 2016 г. до 2000 грн.

Вторая ошибка КМУ касается тарифов ЖКХ, минимальной зарплаты, пенсии и дотаций бедным семьям. Суть правительственной политики заключается в максимизации тарифов ЖКХ до уровня, который неспособно платить большинство украинских семей, с одной стороны, а с другой — в максимизации количества семей, которые должны получить субсидии из бюджета (в бюджете 2016 г. — 34 млрд грн) для целевой оплаты компаниям (а это преимущественно компании российских и украинских олигархов) коммунальных услуг (газ, тепло, вода, водоотвод, электроэнергия). Правительство с энтузиазмом буквально загоняет украинцев брать целевые субсидии и платить олигархам! В 2015 г. украинские и российские олигархи должны получить из бюджета не менее 10 млрд грн, а в 2016-м — вдвое больше! Вот такая социальная политика…

Почему выбран такой, на первый взгляд, абсурдный подход? Ведь он не стимулирует экономить крайне дефицитные ресурсы — газ, электроэнергию, воду, тепло, а наоборот, помогает получать сверхприбыли олигархам, причем за счет бюджета (людей и честного бизнеса, которые платят самые высокие в мире налоги). Ответ очевиден. Необходимо бороться с этими циничными коррупционными схемами.

Что еще нужно сделать? Во-первых, внедрить новую систему тарифообразования в системе ЖКХ. Ее суть. Все ресурсы, за которые мы платим, имеют три составляющих. Поясню это на примере тепла. Первая составляющая — это та его часть, которую мы действительно потребляем. Вторая — потери от бесхозяйственности и старых технологий производства и доставки тепла. Третья — кражи тепла коррумпированными чиновниками. Тарифы действительно должны быть достаточными, но покрывать только расходы первой составляющей, которую люди действительно потребляют, без трат на коррупцию, бесхозяйственность и технологическую отсталость предприятий, предоставляющих эти услуги.

Только прозрачная и открытая конкуренция обеспечит снижение тарифов в системе ЖКХ. Там, где нельзя избавиться от монополий, должно быть введено жесткое государственное регулирование. Очевидно, что в жилищно-коммунальном хозяйстве должны быть установлены предельные тарифы на газ, уборку, электроэнергию, воду, теплоснабжение, водоотвод для страны в целом и механизмы их уменьшения для регионов. То есть за право предоставлять услуги ЖКХ в том или другом районе должны соревноваться десятки компаний (не только «жэки»), и главным критерием отбора должна стать минимизация тарифов на услуги. Например, государство установило предельный тариф на уборку придомовой территории в Украине — 3 гривни за квадратный метр. Победителем на право предоставлять такие услуги в том или другом районе должна быть фирма, которая предложит самый низкий тариф, но в любом случае он не может быть больше 3 грн. Такая конкуренция должна быть по всем районам страны: где-то тариф будет 2 грн/м2, где-то 2,5, но нигде — больше трех!

Уверен, что правильная тарифная политика и конкуренция обеспечат снижение тарифов на 25–30%. Но этого недостаточно, чтобы ликвидировать позорную систему субсидий, которая не только унижает человеческое достоинство, но и стимулирует расточительство и коррупционно обогащает олигархов.

Для этого, повторяю еще раз, предлагаю уже в начале 2016 г. поднять минимальную пенсию и заработную плату до 2000 грн (это будет более-менее честная частичная компенсация за девальвацию и инфляцию), даже после ее 10- процентного налогообложения она составит 1800 грн в месяц. Причем очень важно реально одновременно ликвидировать все специальные пенсионные системы. Выход на пенсию для всех в 65 лет. Лучше работать больше и жить богато и долго (как в ЕС), чем работать меньше и умереть раньше и в нищете (как в Украине сейчас). Причем максимальная пенсия не должна превышать минимальную более чем в пять раз (сейчас 20–30 раз), а максимальная зарплата госслужащих — не превышать минимальную зарплату более чем в десять раз (для руководителей прибыльных государственных предприятий предусмотреть возможность получения бонусов, которые ограничиваются 10% чистой прибыли этих предприятий).

Допускаю, что на переходный период (но не более чем два года) специальным законом для 20–30 госслужащих Верховная Рада может принять большую зарплату. Сейчас такую зарплату получает руководство новой полиции, новые антикоррупционные прокуроры… Но если такая практика станет системой, мы построим полицейское государство. Бедный народ и богатые правоохранители… Систему зависимости зарплаты министров, депутатов и других чиновников я называю матрицей социально-экономической справедливости. Эта социально-экономическая матрица создает у чиновников стимул к повышению минимальной зарплаты и пенсии в Украине, конечно, при условии неизменных налогов и отмены системы, по которой большинство налогов измеряется количеством или процентом минимальных зарплат! Если правительство и НБУ неспособны контролировать инфляцию, следует зафиксировать налоги в евро.

Гарантирую рост ВВП и реальных доходов населения не менее чем на 10% в год, если к предложенной мной реформе налогообложения зарплаты добавить еще такие изменения в налогообложении. Налог на прибыль должен составлять 15%, налог на дивиденды — 10%, НДС — 20%. Малый бизнес (предприниматели или предприятия любой сферы деятельности) с объемом дохода меньше 1 млн евро вместо налога на прибыль имеет право платить 2% от дохода, а вместо НДС — 3% от дохода и работать без бухгалтеров, но на 100% — с кассовыми аппаратами уже с середины 2016 г. Акцизные налоги устанавливаются на уровне средних стран ЕС (кстати, предложения правительства по акцизным ставкам не вызывают возражений). Налог на продажу наличной иностранной валюты, недвижимого имущества, автомобилей, а также ценных бумаг вне биржи и прав собственности — 2% от цены реализации вместо налогообложения дохода от прироста капитала. Остальные налоги запрещены. Система должна быть неизменной десять лет. Причем следует внести запрет на изменение налогов в течение десяти лет в Конституцию Украины.

Третья ошибка правительства лежит в плоскости внешнеэкономической политики. Здесь сплошные провалы и колоссальные потери. Начну с украино-российских торговых отношений.

Если речь идет о рациональной внешнеэкономической политике, то формировать ее должно Министерство экономики. У меня к нему много вопросов. Известно, что Россия уже два года как заблокировала почти весь наш экспорт. Почему Украина не ввела зеркальных мер? Самое главное — почему Украина продолжает покупать у России продовольственные товары и продукты сельского хозяйства? За январь—май этого года таких товаров было закуплено на сумму 146,4 млн долл.! Почему мы покупаем продукты химической (865,4 млн долл.), легкой промышленности (21,6 млн), машиностроения, в том числе «лады», «газели» и другой хлам (323,7 млн долл.) То есть за пять месяцев текущего года только по этим позициям мы поддержали Россию на 1,4 млрд долл. и на такую же сумму уменьшили наш ВВП! Это называется «экономическая политика по-украински», несмотря на то, что министр — экспат. Если экстраполировать наш пятимесячный импорт из РФ (по указанным позициям) на год, то потери могут достичь 3,4 млрд долл.! Уважаемые министры, простой запрет импорта товаров из России, которые могут производиться в Украине, дал бы стране прирост ВВП на 81 млрд грн — приблизительно 4%, поэтому эти 3 млрд долл. не надо реструктуризировать…

О санкциях же Украины против России можно сказать, что они носят исключительно декларативный характер. Разве что за исключением инициативы крымских татар по прекращению поставок в Крым электроэнергии, но это не решение правительства, которое, наоборот, даже без надлежащего договора уже возобновило эти поставки по демпинговым ценам. Если говорить честно, то вся отечественная правительственная машина (от Укрэксимбанка до таможни) работает на поддержку импорта и блокирование собственного производства и экспорта. Одним из банальных, но мощных стимулов такой политики являются обычные взятки иностранных (включая, конечно, и российских) лоббистов украинским чиновникам…

Но самой провальной является правительственная политика по судебным искам против России за аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса вместе со всей госсобственностью. Украинские разовые потери я оцениваю приблизительно в 20–25 млрд долл. плюс ежегодные — 4–5 млрд. Если быть конкретнее, то, например, потери НБУ оцениваю приблизительно в 0,5 млрд долл., «Нафтогаза» — приблизительно в 1,5 млрд, Ощадбанка и Укрэксимбанка — приблизительно в 0,5 млрд долл. Никакого иска против РФ надлежащим образом не подготовлено, не говоря уже о судебных делах. Позиция правительства, НБУ и госпредприятий в этом вопросе пассивна, если не преступна! Руководство этих структур фактически оказывает поддержку агрессору на десятки миллиардов долларов! Более того, украинское правительство пытается реструктуризировать долг России на 3 млрд долл. Такая активность в связи с этим долгом меня удивляет. Только твердая позиция МВФ затормозила этот процесс…

Что надо делать правительству? Дать задания всем госпредприятиям и министерствам и ведомствам надлежащим образом подготовить и выставить финансовые претензии к России в связи с ущербом от аннексии наших территорий, причем сделать это необходимо с участием известных западных юридических компаний (я не верю в компетентность и честность украинских чиновников). Далее, включить в статьи поступлений госбюджета на 2016 г. (более реально — бюджетов 2017–2018 гг.) средства или конфискованные у России государственные активы за аннексию наших территорий. Тогда по крайней мере украинский долг РФ в 3 млрд долл. уже в 2016 г. из пассива трансформируется в 3 млрд долл. актива ( кстати, это приблизительно 4% ВВП)! Поэтому эти 3 млрд долл. не надо реструктуризировать…

Напомню, что конкурентом в конфискации российских активов Украины будет ЮКОС, который уже выиграл у России в международных судах 50 млрд долл. и практически может стать владельцем всех госактивов РФ на территории Украины, за исключением дипломатического имущества. Конечно, Россия обратится в суд и через 3–4 года может выиграть его. Но и Украина через 3–4 года должна выиграть значительно большую сумму. Через пять лет можно сделать взаимозачет.

Как уже отмечалось, ответственность за ужасную экономическую ситуацию в Украине несет не только правительство, но и НБУ.

НБУ

Главной проблемой Нацбанка является его неполноценность из-за зависимости, нехватки опыта и компетентности. Именно это не дает возможности НБУ взять под контроль курс, инфляцию, банковскую стабильность и кредитование людей и бизнеса. Методы, которыми этот регулятор проводит монетарную политику, можно назвать примитивными: они из другой — советской — эпохи. Ответственность за снижение ВВП, инфляцию и девальвацию 2015-го в основном лежит на НБУ. Его первой ошибкой было и остается введение примитивных административно-ручных, непрозрачных, антирыночных методов валютно-курсовой политики.

Что важно понять руководству НБУ в первую очередь? Монетарная политика должна базироваться на контроле по крайней мере над одним из трех ее элементов: курсом, инфляцией или скоростью роста денежной массы (эмиссией). Если НБУ решил не контролировать курс (и это правильно), тогда надо взять под контроль эмиссию и/или инфляцию. Почти все развитые страны контролируют инфляцию. Именно центральные банки ответственны за рост цен в странах и пытаются удерживать ее приблизительно на уровне 2%. НБУ должен немедленно начать политику инфляционного таргетирования. Без такой политики отпускать курс безответственно и непрофессионально.

Руководство НБУ должно понять, что плавающий курс — это неотделимый элемент монетарной политики инфляционного таргетирования. Без введения этого якоря стабильности (ограничения инфляции) монетарная политика приводит к распаду валютно-финансовой системы, особенно в условиях неконтролируемой эмиссии, что сейчас и происходит в Украине! Сначала на протяжении не менее года плавание курса должно быть управляемым, а затем — свободным. Валютные интервенции центрального банка должны быть непериодическими и объяснимыми, то есть должны решаться разовые, ситуативные проблемы, возникающие на валютном рынке.

Еще раз подчеркну, что в условиях политики плавающего курса необходимо взять под контроль инфляцию. Причем на первом этапе (один год) рекомендую ввести мягкое инфляционное таргетирование, которое соответствовало бы управляемому, свободному плаванию курса гривни в рамках курсового коридора от 20 до 28 грн/долл. на

2016-й. Мягкое инфляционное таргетирование допускает как высокие уровни инфляции (но не выше 10%), так и гибкие рамки такого таргетирования. На 2016 г. НБУ следует установить цель по инфляции 7–10%. Еще раз отмечу, что в рамках инфляционного таргетирования центральные банки не теряют полностью возможности влиять на валютный курс. Это влияние может быть как прямым (с помощью валютных интервенций), так и косвенным (через управление ставками денежного рынка), которые на 2016 г. оптимально установить на уровне 12% с возможностью отклонения до 2 п.п. по кредитным и депозитным операциям НБУ, а на 2017-й уменьшить этот уровень до 5% с отклонением 1 п.п., причем уменьшение ставок должно быть плавным по мере уменьшения инфляции и стабилизации курса.

Необходимо кадрово усилить НБУ и экономический блок правительства настоящими международно признанными профессионалами. Дело в том, что центральные банкиры и государственные финансисты должны не только знать, что и как делать, но и чувствовать денежные, валютные рынки и макроэкономические пропорции — это настоящее искусство. Нельзя научиться руководить даже автомобилем по инструкциям, а что уж говорить об управлении денежно-кредитными и валютно-курсовыми механизмами.

Уверен, что даже простое выполнение приведенных рекомендаций гарантированно остановит падение гривни, более того, курс откатится до 20–22 грн/долл., а ВВП в 2016 г. вырастет на 5–6% (даже без изменения налоговой системы).

Второй ошибкой НБУ является провальная политика в банковском надзоре за коммерческими банками, которая привела большое количество финучреждений к банкротству. Более того, не менее половины еще работающих банков находятся на грани неплатежеспособности, то есть они якобы существуют, но реально как банки не работают (своевременно не возвращают депозиты, не предоставляют кредиты и т.п.).

Следует отметить, что массовые банкротства украинских банков обусловлены не только плохим (непрофессиональным) менеджментом коммерческих банков и мошенничеством в сфере финансов (при содействии судов), но и непрофессиональной монетарной политикой НБУ и экономической — правительства. Нужно также понять, что банкротство даже небольшого банка приводит к потерям как украинцев, так и бизнесменов, особенно малых и средних предпринимателей, которые не получат никакой компенсации при его ликвидации. Но если кто-то теряет (а это государство, выплачивающее компенсацию вкладчикам до 200 тыс. грн, а также более богатые люди и бизнес, когда исчезают их депозиты и остатки на счетах), то кто-то — приобретает. В финансах всегда есть баланс: дебит — кредит, активы — пассивы, потери — прибыли. Активы банков при банкротстве не исчезают, они переходят в руки бюрократов и мошенников, а если сказать прямо — их разворовывают. Кстати, сейчас (2014–2015 гг.) наиболее коррумпированной сферой стала банковско-финансовая — речь о 240 млрд грн исчезнувших через институт банкротства, то есть украденных, банковских активов. Из этих 240 млрд, я уверен, мы уже не увидим минимум 200 млрд. А это больше, чем потери (кражи) на госпредприятиях — 140 млрд грн.

Мои предложения очень просты. Надо назначать команды временных администраций проблемных банков и их ликвидаторов не Фондом гарантирования вкладов (чиновниками-бюрократами), а крупнейшими кредиторами проблемного банка, желающими вернуть проблемные активы банка и спасти свои деньги, которые бюрократы и финансовые мошенники пытаются украсть! Итак, каждый банк, утративший капитал ниже нормативного уровня или ставший неплатежеспособным, должен получить новый наблюдательный совет из представителей обманутых людей и предприятий, а также государства пропорционально их портфелю депозитов, остатков средств и неоплаченных налогов и предоставленных государственных кредитов (включая кредиты рефинансирования НБУ и расходы на компенсацию вкладов населения). Этот наблюдательный совет и должен сформировать команду банкиров и юристов, которые будут либо спасать банк (с целью его дальнейшей продажи), либо возвращать проблемные активы. Только такие меры могут прекратить «банкопад» и разворовывание банковских активов.

Третьей ошибкой НБУ является полное игнорирование и даже содействие сокращению кредитования коммерческими банками населения и бизнеса, причем как в валюте (за десять месяцев 2015-го сокращение достигло 19,5%), так и в гривне (-5%). К сожалению, ни правительство, ни НБУ не понимают, что без увеличения кредитования наш ВВП не будет расти.

Как начать политику роста кредитования в условиях, когда банковская система едва выживает, а внутренних ресурсов нет ни у людей, ни у предприятий? Сегодня есть только один источник — внешние инвестиции и заимствования, их надо конвертировать в рост ВВП. Правительство и НБУ должны принять за правило направлять на межбанковский рынок не менее 30% валюты, привлеченной правительством от всех доноров и прежде всего от Всемирного банка. Следование этому правилу увеличит предложение долларов на рынке, что будет содействовать усилению гривни. Сейчас правительство и НБУ, как и бизнес, обходят легальный, организованный валютный рынок. Они фактически работают в «тени».

Две трети валютного спроса во время валютной паники (которая почему-то всегда возникает после любых публичных заявлений руководства НБУ) формируют спекулятивные настроения и только одну треть — импортеры. Такой вывод я сделал после анализа заявок на покупку валюты во время кризиса 2008 г. Уверен, что и сейчас спекулянты правят бал... Их надо отсечь от рынка прозрачными регуляторными методами, а не запретом и торможением легальных импортных и инвестиционных операций.

В 1993–1996 гг., во время моей работы в ЕБРР на должности исполнительного директора по моей инициативе удалось открыть первую кредитную линию на 300 млн евро для малого и среднего бизнеса Украины. По сути, это была первая валюта, зашедшая на наш рынок через украинскую банковскую систему для МСБ. К сожалению, сейчас мы фактически вернулись в 90-е годы прошлого века. Поэтому задача для правительства — открыть под госгарантии несколько таких кредитных линий для украинской банковской системы, которая сейчас на грани выживания. Начать можно с 1 млрд долл. кредитных гарантий, которые нам обещают США. Поэтому мое предложение американцам: не давать этих денег правительству, а под его гарантию направить их через украинскую банковскую систему на поддержку малого и среднего бизнеса с квотой на проблемные (по сути, прифронтовые) регионы. Это увеличит предложение валюты и поможет банкам и бизнесу, особенно малому.

Перечисленные выше шесть ошибок правительства и НБУ убивают украинскую экономику эффективнее пуль…

«Фантастические» советы

К сожалению, я не верю в реализацию более глобальной (а в условиях Украины — почти фантастической) рекомендации: НБУ анонсирует адекватную монетарную и валютно-курсовую политику и будет ее придерживаться. Аналогично правительство предоставляет общественности свою доктрину современной экономической политики с конкретным планом экономических реформ и украинскими фамилиями исполнителей. Почему не верю? Потому что наше политическое устройство — не европейское, в Украине до сих пор доминируют не четкие правила и прозрачные решения, а подковерные договоренности и теневые коррупционные расчеты. Причем главной проблемой политического устройства Украины является существование одновременно двух ветвей исполнительной власти, одна из которых концентрируется вокруг президента, вторая — премьер-министра. Таким образом, каждый из них большинство своей энергии направляет не на борьбу с экономическими проблемами или внешними врагами, а на междоусобицы. Да и структура парламента делится не на большинство и оппозицию, а на тех, кто поддерживает президента, и тех, кто поддерживает премьер-министра, за исключением нескольких малых групп вокруг олигархов и 40–50 новых относительно честных депутатов. Это касается даже министров и правительственных чиновников.

Решение проблемы очевидно: украинцы должны на референдуме решить, какая альтернатива для страны наиболее приемлема. Одной является европейская модель, где глава исполнительной власти и государства — премьер-министр, а президента избирает парламент (последний в таком статусе олицетворяет совесть нации, является ее моральным авторитетом, ему запрещено находиться в какой-либо партии или быть вовлеченным в бизнес). Другой — американская модель, где президента избирает народ, и он возглавляет правительство, а должности премьер-министра вообще не существует.

Если перейти от стратегических рекомендаций к тактическим, то я настаивал бы на техническом правительстве опытных профессионалов, а при условии невозможности отставки премьера без развала коалиции посоветовал бы президенту и премьер-министру назначить техническое правительство во главе с техническим вице-премьером по экономическим реформам, делегировав ему (правительству) необходимые полномочия с согласия ВР.

Проблема в том, что экономические реформы требуют десятков крайне непопулярных решений в первый год реформ, а именно: сокращение количества госчиновников не в два, а в 3–4 раза и прежде всего — администрации президента, Верховной Рады (даже количество депутатов следует сократить с 450 до 350) и аппарата Кабмина (экономия составит 20–30 млрд грн). Но это только цветочки. Реформам необходимы также сокращение количества студентов и госуниверситетов приблизительно вдвое (конечно, речь идет о плохих заведениях); ликвидация аппарата управления многочисленных академий наук (экономия 10–15 млрд грн). Более того, закрытие большого количества плохих школ и больниц, особенно в сельской местности, слияние сел, маленьких городков в пропорции три к одному в среднем по Украине и т.п. (экономия 15–20 млрд грн).

Вследствие этого уже через год — рост ВВП и доходов людей на 10–12%, усиление гривни, дешевые кредиты, приток инвестиций. Я в это верю, а вот президент и премьер-министр — очевидно, нет. Поэтому они не хотят рисковать, но парадокс в том, что именно им выгодно назначить техническое правительство с техническим вице-премьером! Если через год все будет хорошо, лавры реформаторов они заберут себе, если нет — это правительство будет козлом отпущения, но они, как минимум, еще несколько лет будут править.