В последние месяцы после нескольких громких историй я всерьез задумался над проблемой двойного гражданства в Украине. Особенно зацепила история известного реформатора, экс-министра финансов Словакии Ивана Миклоша, которого я имею честь знать лично. Он не может работать в нашем правительстве, поскольку не является гражданином Украины. А если гражданство получит, то будет вынужден отказаться от родного словацкого, на что он, разумеется, не пойдет.

Существует целый ряд похожих случаев. Например, вспомним футболистов-легионеров, не имеющих возможности выступать за украинскую сборную. Вот я и задумался: почему в Украине запрещено двойное гражданство? Мы долгое время перестраховывались, чтобы гражданство не превратилось в инструмент политической борьбы. Но почему бы не ввести двойное или мультигражданство с определенными странами?

Механизм прост: принимается закон, позволяющий в рамках двустороннего соглашения с другими государствами получать их гражданство. Если соответствующего договора нет, то и второе гражданство запрещено. При этом исключить подобные соглашения с теми, с кем у нас есть территориальные споры или политико-правовые конфликты.

Нам нужно прекратить думать о национальности как о кровной категории

Талантливые люди из других стран, в том числе и выходцы из Украины, желающие работать на родине, могли бы приезжать сюда и трудиться, не меняя паспорта. Ведь просто смешно, когда кто‑то, занимая государственную должность, якобы получает украинское гражданство. Двойная игра.

А что касается стран, с которыми таких договоров не будет, я предложил бы усилить ответственность за получение их гражданства. Для рядовых граждан можно предусмотреть серьезные штрафы или административные наказания, для чиновников — уголовную ответственность. Таким образом, думаю, мы сможем все урегулировать.

В свою очередь специальные договоры позволят таким людям, как Иван Миклош, полноценно и официально трудиться на благо Украины. И это касается миллионов желающих жить именно здесь. Я знаю многих, кто не прочь получить украинский паспорт, оставаясь при этом гражданами Великобритании, Ирландии или Канады.

Полагаю, сегодня призрачный страх перед двойным гражданством для украинцев неактуален. И пора ввести систему двухсторонних ратификаций, которая работала бы по тому же принципу, что и избегание двойного налогообложения. Полтора года назад я говорил об этом лично президенту, но не знаю, насколько серьезно он воспринял мои слова.

Не стоит бояться, будто украинцы, получив такую возможность, массово эмигрируют. Во-первых, при желании они сделают это и без двойных паспортов, включая все незаконные способы. Во-вторых, не так и просто украинцу, уехавшему куда‑то на работу или учебу, получить в этой стране гражданство. Поэтому уверен: разрешение на получение второго гражданства ситуацию не ухудшит, зато поможет решить вопрос со специалистами из других стран, которые смогут работать у нас.

Правильная миграционная политика — один из столпов успеха США и стран Латинской Америки. Соединенные Штаты стали такими, какими они есть, благодаря тому, что разумно распоряжались возможностью предоставлять свое гражданство. Вряд ли американцы интересовались паспортами украинских мигрантов ХХ века: им просто выдавали американские, если эти люди могли быть полезны для страны. Мы должны двигаться тем же путем.

Нам нужно прекратить думать о национальности как о кровной категории. Это конституционная категория: любой, вне зависимости от места рождения или происхождения, если он хочет жить здесь и работать на благо страны, должен получить доступ к гражданству, не отказываясь при этом от своих корней.

То же касается и интеллектуальной миграции. Представьте: украинский программист отправляется в США искать лучшей доли, поскольку здесь у него нет возможности проявить себя. И вот что может произойти дальше: через 5–10 лет он получит американское гражданство и будет вынужден отказаться от украинского. А еще через 10 лет у него появятся амбиции помочь своей стране. И этот умный, образованный человек 40–50 лет, желающий продолжить карьеру на родине, не сможет там возглавить министерство или государственную компанию, хотя мог бы, учитывая таланты, опыт и любовь к стране, где он родился и вырос.

Напоследок подчеркну: конечно, вопрос о двойном гражданстве следует поднимать лишь в том случае, если со страной, о которой идет речь, демаркированы все границы и нет политических рисков, связанных с таким решением. В особенности это касается соседей.