Коррупция бывает явной, а бывает политической. Пример такого поведения показал бюджетный комитет, когда давал добро правительству Азарова на перераспределение средств.

Быть членом бюджетного комитета Верховной Рады - это цель многих депутатов. Это - наиболее многочисленный из всех комитетов парламента. Туда входит 36 депутатов, а руководство насчитывает семь человек. Больше, чем в любом министерстве! Глава комитета, близкий соратник Ахметова Евгений Геллер имеет двух первых заместителей и трех обычных, плюс - секретарь комитета.

Абсурд, но столько же депутатов, сколько входит в руководящие органы бюджетного комитета, составляет полный (!) состав комитета по делам пенсионеров - туда записалось только 7 человек. В комитет по правам человека попало 9 депутатов, в четыре раза меньше, чем в бюджетный.

Почему депутаты так хотят быть членами бюджетного комитета? Не потому, что они хорошо разбираются в государственных финансах. Кое-кто из них не имеет даже экономического образования.

Депутаты массово записываются в бюджетный комитет, потому что это - шанс выбить на свой округ государственное финансирование, которое можно потом "продать" избирателю как чудо большой любви.

Фактически, член бюджетного комитета имеет уникальную возможность проводить предвыборную кампанию за деньги налогоплательщиков. Как это, например, в предыдущем созыве делал регионал Владислав Лукьянов. Будучи первым заместителем главы комитета, он выбил неслыханные субвенции в свой округ - 155 миллионов гривен! - а потом объявил это личным достижением.

26 марта бюджетный комитет должен был выполнить очень важную задачу. Он должен был дать свое согласование на акты правительства о распределении бюджетных средств.

По закону, Кабмин может осуществить передачу средств от одного распорядителя к другому при наличии согласия бюджетного комитета. 11 февраля правительство одобрило распределение 1,4 миллиарда гривен по минфиновской программе "Государственные капитальные расходы, которые распределяются Кабинетом Министров Украины", но без согласия бюджетного комитета средства не могли быть потрачены.

В марте Кабмин увеличил размер этих расходов до 1,7 миллиарда и повторно попросил бюджетный комитет предоставить свое согласие. И вот в среду вопрос попал на бюджетный комитет.

Прессу на это заседание не пропустили, и теперь понятно - почему. Потому что произошло то, ради чего депутаты так массово записывались в бюджетный комитет. Без лишних глаз они выписали деньги на свои округа, чтобы дальше презентовать профинансированное за счет государства "улучшение" как свое достижение.

Дав согласие Кабмина на распределение 1,7 миллиарда, бюджетный комитет по собственной инициативе постановил специальное приложение к своему решению. Там детально расписано, на какие объекты в регионах должны быть израсходованные 90 миллионов гривен. Фактически же, речь идет о политической взятке в размере 90 миллионов гривен. Эту сумму правительство должно заплатить в конкретные округа, определенным членам бюджетного комитета, в обмен на положительное решение для Азарова о распределении 1,7 миллиарда гривен.

"Сначала даже члены Партии регионов в бюджетном комитете отказывались голосовать за постановление правительства об 1,7 миллиарда гривен. Постановление висело нерассмотренным полтора месяца - с 11 февраля по 26 марта. Поэтому глава комитета Геллер пошел торговаться. И тем, кто проголосовал за постановление правительства, выделили от 3 до 6 миллионов на округ", - рассказал кухню бюджетного комитета Олег Медуница из фракции "Батькивщина".

На первый взгляд, ничего плохого здесь нет. Потому что эти миллионы пойдут на строительство поликлиник, ремонт детских садов, реконструкцию спортивных комплексов.

Но это решение ставит часть депутатов - членов бюджетного комитета в неравные условия с остальными более 400 депутатами. Ведь основная масса депутатов не имели такой возможности - выделить средства своим округам.

В распоряжении "Украинской правды" есть приложение к решению бюджетного комитета от 26 марта, где изложены принятые "хотелки" членов бюджетного комитета в размере 90 миллионов гривен.

Фактически, этим решением депутаты Верховной Рады распределены на две касты.

Например, Днепропетровска область. Этот регион делегировал 17 мажоритарщиков в Верховную Раду. Но решением бюджетного комитета 6,3 миллиона гривен пойдут только в два округа - депутатами от которых избраны члены бюджетного комитета Артур Мартовицкий и Константин Павлов.

Так, 2,9 миллиона пойдет в округ регионала Артура Мартовицкого на строительство водоснабжения в село Привовчанское, реконструкцию теплоснабжения микрорайонов в Павлограде и реконструкцию спортивно-оздоровительного комплекса в городе Терновка.

3,4 миллиона гривен направят в Кривой Рог - в округ регионала Константина Павлова - на ремонт внешнего освещения улиц и капитальный ремонт лифтов.

Другой пример - Донецкая область. В решении комитета записано выделить 4,8 миллиона гривен. Их распределят на два округа, мажоритарщиками от которых являются два члена бюджетного комитета - брат экс-генпрокурора регионал Александр Васильев и владелец "Норда" также регионал Валентин Ландык. При том, что область имеет 21 мажоритарщика.

Кировоградская область представлена в парламенте пятью мажоритарщиками. Но выделенные на область 1 миллион 875 тысяч пойдут в округ члена бюджетного комитета "тушки" Андрея Табалова - на ремонт общежития и центра внешкольного воспитания.

В Одесской области расположено 11 мажоритарных округов. На область выделены 3,4 миллиона. Вся сумма идет на округ одного депутата - регионала Александра Пресмана, который также является членом бюджетного комитета.

Сумская область - шесть округов. На область выделены 11,3 миллиона гривен. Их получат округа трех депутатов- регионалов от бюджетного комитета - Игоря Молотка (3 миллиона гривен), Андрея Деркача (3 миллиона 84 тысяч) и Александра Волкова (5 миллионов 204 тысячи).

Бывший "директор парламента", а ныне заместитель председателя бюджетного комитета, регионал Волков вообще является рекордсменом распределения, осуществленного на заседании 26 марта - он выбил самое большое финансирование на свой округ, по сравнению с остальными членами бюджетного комитета.

Тогда как, например, другой мажоритарщик от Сумской области, член бюджетного комитета Олег Медуница из "Батькивщины" на свой округ не получил ни копейки.

Теперь все, что остается Волкову - это приехать в округ и объявить, что деньги - его заслуга, и потому нужно голосовать за него и в дальнейшем. Хотя ресурс-то в действительности - бюджетный.

И в самом деле, Волков уже разместил в местной печати сообщения своей пресс-службы с заголовком "Народный депутат Украины Александр Волков отстоял для Сумщины 11 миллионов гривен".

"Я видел собственными глазами, в какой именно помощи нуждаются в жители этих населенных пунктов. Я выслушал каждого своего избирателя, знаю, что ему болит, и куда именно нужно направлять бюджетные деньги. Средства государства должны работать на людей, а кто, как не депутат- мажоритарщик лучше других знает потребности своих избирателей?" - написано в рекламном объявлении Волкова.

При этом Волков не забыл пнуть своего оппонента: "Заслуживает  внимания тот факт, что депутат-мажоритарщик от города Сумы Олег Медуница участия в обсуждении дополнительного финансирования Сумщины не принимал, так как на заседание бюджетного комитета он вообще не появился и никаких предложений относительно финансирования объектов, расположенных в городе Сумы, не предоставил"

В Херсонской области все 2,5 миллиона пойдут на округ Андрея Путилова, члена бюджетного комитета, партия "Удар".

Хмельницкая область имеет в нынешнем парламенте семерых мажоритарщиков. Но вся сумма, которая предусмотрена на область в решении комитета - 3 миллиона гривен - попадет в округ первого заместителя бюджетного комитета регионала Сергея Буряка. За эти деньги должны строить школу в селе Корчик.

На Черкасская область выделено 2,5 миллиона гривен - они пойдут на округ члена бюджетного комитета регионала Владимира Зубика. Остальным округам также ничего не предусмотрено.

Черновицкая область - 2,7 миллионов гривен получит вокруг члена бюджетного комитета Александра Фищука из "Батькивщины". На три других округа денег не предусмотрено.

В Луганской области 3,1 миллиона пошли на округ регионала Владимира Струка. Остальные десять округов - ноль.

Топ-10 депутатов, которые получили деньги на свои округа

Депутат

Фракция

Сума, миллионов

Волков Александр

Партия регионов

5,2

Павлов Константин

Партия регионов

3,4

Пресман Александр

Партия регионов

3,4

Васильев Александр

Партия регионов

3,1

Струк Владимир

Партия регионов

3,1

Деркач Андрей

Партия регионов

3,1

Молоток Игорь

Партия регионов

3

Дубневич Ярослав

УДАР

3

Буряк Сергей

Партия регионов

3

Мартовицкий Артур

Партия регионов

2,9

В значительно меньших масштабах денег перепало и оппозиционным членам бюджетного комитета. Так, Юрий Михальчишин из "Свободы" сможет привезти в округ 450 тысяч на ремонт крыш в двух школах Пустомытовского района. А тушка Олег Канивец, который 4 апреля вышел из фракции "Батькивщина", неделей раньше получил от контролируемого регионалами бюджетного комитета 2 миллиона 300 тысяч на свой округ.

Вообще таким кулуарным образом среди членов бюджетного комитета было распределено 90 миллионов гривен. 80 миллионов пошли на округа, а 10 миллионов - на программу строительства ледовых стадионов, за которой стоит Борис Колесников, близкий товарищ главы бюджетного комитета Евгения Геллера.

По словам источников, "дерибан" денег длился до самого началу бюджетного комитета 26 марта - документ с росписью, какие округа получили средства, принесли через час после открытия заседания. Голосование происходило без обсуждения.

Решение поддержали все присутствующие на заседании члены комитета, за исключением коммунисток Оксаны Калетник и Ларисы Байдюк, Павла Ризаненка из УДАРА и Александра Чорноволенко из "Батькивщины".

Первый заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Буряк, который получил 3 миллиона на свой округ, не видит в таком распределении ничего плохого. "Речь не шла о требовании денег у Кабмина со стороны комитета, "ты мне - я тебе". Не было такого", - утверждает Буряк.

"Просто мажоритарщики - более требовательные люди. При Кучме мажоритарщики могли рассчитывать на 10-15 миллионов капитальных вложений в округа. Была попытка и сейчас сделать такую модель. Заявки собирались от всех. Я подавал заявку на 150 миллионов гривен, мне дали 3 миллиона на достройку школы. Не думаю, что это можно расценивать как преференцию. Эти деньги - капля в море", - считает Буряк.

Другой первый заместитель председателя бюджетного комитета Оксана Калетник за приложение с "хотелками" не получила ни копейки: "Со мной лично никто не проговаривал вопроса - если ты мажоритарщик, то давай задобрим. Мне непонятен такой подход. Что это за законодательная норма - депутат подает заявку на выделение средств на округ? Каким законом она предусмотрена?"

"Мы разбираем бюджет как лоскутное одеяло. Исполнительная власть что-то планирует на год. Но уже в начале года деньги, которые правительство планировало на одни программы, хочет выделить на другие. Почему так происходит? Или некачественно планируют, или это кому-то выгодно. Это можно считать политической взяткой. Но чтобы со 100-процентной уверенностью это так назвать, надо присутствовать на договоренностях. А я не была", - говорит Калетник.

В итоге, ушлые члены бюджетного комитета оставили в дураках всех депутатов. Пока одни безуспешно стараются протолкнуть свои законы, вторые блокируют трибуну, третьи ложатся в больницу с сотрясением мозга, несколько депутатов-регионалов привезут в свои округа деньги, где на них будут смотреть как на богов.

Так закладываются предпосылки для их переизбрания на следующий срок. Удовлетворить все 225 округов не выйдет физически, и выигрывают те, кто стоял ближе всех в кассу. Рано или поздно, бюджетные деньги закончатся. Зато никогда не закончатся люди, которые голосуют желудком - и не понимают, что депутат покупает их голоса за их же деньги.