Каждого похищенного заложника, прежде чем начать подвергать пыткам, выдавливать глаза и резать животы, террористы с георгиевскими лентами спрашивают: не хочет ли он послужить великому российскому народу? Если захочет, ему бросят подачку, дадут в руки АКМ и заставят стрелять в своих земляков. А тот, кто откажется, становится ненужным. Вообще. На этой земле и в этой жизни.
Когда "продвинутые" интеллектуалы из Москвы стараются поучать: дескать, то, что происходит на Востоке - отражение Майдана, - с этим невозможно согласиться. На Майдане не резали животы, не выбивали глаза, не стреляли в спину. В них - стреляли. Их - убивали. На Майдан люди вышли против банды, которая грабила страну, и свято верили: делают это для общего блага, не деля народ на запад и восток, россиян и украинцев. Слепо ли, или разумно ли, но верили!
Они и сейчас еще верят. Сколько уже мирных митингов патриоты собрали в Харькове и Донецке - и каждый раз один и тот же результат. Им раскраивают черепа арматурами, их захватывают в заложники и подвергают пыткам, их кровью обильно поливают асфальт центральных площадей. Киевляне уже на второй день после побоища возле стелы на Майдане наделы каски и самодельные броники, а кое-кто взял в руки и палки. А у этих – изо всего оружия - государственные флаги. Они все еще не могут смириться с мыслью, что их земляки, с которыми вместе ходили на матчи "Шахтера" и "Металлиста", способны схватиться за биту или автомат и без малейших раскаяний совести убить. Лишь за одну маленькую сине-желтую ленточку на лацкане.
Что произошло с этими людьми? Самопровозглашенный мэр Славянска Пономарев, рассказывают, был до всех этих событий человеком малозаметным, помощником какого-то "мыловаренного" бизнесмена. Торговал шашлыками на трассе какой-то Самвел, который решил вторгнуться на юго-восток Украины двумя батальонами крымского "ополчение". Это его узнали в сюжете на Youtube, что направляет боевиков: "Наша задача - не брать в плен никого, идем на уничтожение".
В поисках мотивов таких людей, как Гиркин, Пономарев, "Абвер" и т.п., кто-то из политиков старается найти след человеческих эмоций. Другие их девиантность оправдывают деньгами, наркотиками, криминальным прошлым...
Но, возможно, все намного проще? И вещь в том, что эти люди вдруг ощутили себя "великороссами"? Но в одном, очень узком смысле - что "большому народу все разрешено". Ведь за спиной огромная страна, которая возьмет на себя моральную ответственность за беззакония, и церковь, которая отпустит грехи, и Путин - с государственными наградами. И разве не он лично благословил крестовый поход, заявив на весь мир, что на территории Украины испокон веков жили только россияне? Так почему бы не восстановить справедливость?
У историка Джарреда Даймонда есть поучительный сюжет о двух народах, которые населяли острова Новой Зеландии - мориори и маори. Они говорили на одном языке, у них были общие предки. Но одного дня маори собрались и вторглись на земле мориори, перебив побратимов буквально за несколько дней. Как животных. Стариков, женщин, грудных детей. Когда европейцы, которые пришли в ужас, допытывались о причинах геноцида, то узнали: завоеватели совсем не считали то, что произошло, войной. А лишь - освоением новых земель. Как не считали народ мориори полноценными людьми. По одной простой причине - те никогда не направляли оружие против человека. Их вера не позволяла. Вот такая аналогия.
Скажут: это же было не в Европе!
В Европе было хуже. Бруно Беттельгейм, австрийский профессор психологии, который прошел лагеря Дахау и Бухенвальд, назвал когда-то одну из причин того, почему во времена фашизма евреи так послушно шли на смерть. Они, писал ученый, до конца не могли поверить, что воспитанные и культурные немцы, с которыми их предки мирно жили на одной земле сотни лет, способные на такие зверства. Это не вписывалось в их картину вселенной.
Вот так и нам тяжело поверить.
У многих только сейчас все начинает составляться в пазл. Участник митингов в Донецке, известный блогер Денис Казанский, в сердцах пишет: "После того, что я увидел в эти несколько дней, я больше не сомневаюсь, что Россия всегда хотела нас уничтожить. Морила голодом, истребляла, ассимилировала абсолютно осознанно - именно за украинское происхождение. Теперь у меня нет в этом никаких сомнений, поскольку я своими глазами видел, как старались убить за украинские флаги в Украине".
Невозможно смириться с мыслью, что тебя хотят "зачистить". Как досадное препятствие. Но ожидать, что в убийцах заговорит совесть? Подставлять головы под железные пруты, а сердца - под снайперские пули? О чем вы! Апрельские результаты соцопросов ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественной мысли) многое поставили на свои места. Россияне, оказывается, никогда не чувствовали себя такими счастливыми, как в текущем году. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров объясняет: "Отсутствие плохих новостей само по себе хорошая новость". У нас каждый день убивают людей, а у них это - не является плохими новостями...
А какими тогда?
Тяжело прозревать, когда прозрение не приносит радости. Но чтобы не бояться войны, надо понять, что она уже идет. С ежедневными сведениями о погибших. С сопутствующим падением уровня жизни. С неминуемыми страданиями гражданского населения. И то, что кто-то от этой войны чувствует себя счастливым, означает, что она нескоро закончится.
Человеческая натура такова, что, лишь осознав всю тяжесть того, что произошло, человек становится спокойным и уверенным в себе. Пусть вас подвигнут строки Бруно Беттельгейма о борьбе узников Дахау с фашизмом: "И тогда приходит понимание: все равно всех гестапо не убьет! Страх исчезает. Люди становятся равнодушные к пытке, всех охватывает невероятное чувство счастья и свободы. Потеряв надежду на личное выживание, человек с легкостью и героизмом помогает ближним. Такая помощь одухотворяет".
На улицах сегодня мало смеха. Но кажется, что и страха - меньше. Украинцы устали бояться. Многие уже все решили для себя. И отважились.