2016-й обещает стать в Украине годом реформ. По крайней мере, так заявляют отечественные власти. Изменить планируют много чего, но с особым трепетом все ожидают проведения реформ в налоговой системе и особенно – реформирования Государственной фискальной службы. Сами госчиновники объясняют, что изменения нужны для того, чтобы упростить администрирование, уменьшить возможность манипуляций в ГФС и, соответственно, ослабить давление на бизнес. По крайней мере, такие цели озвучило Министерство финансов, которое в начале сентября представило на рассмотрение Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады рабочую версию пакета изменений к Налоговому кодексу.

Юлия Лец, юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры», предлагает рассмотреть ключевые нормы предложенного Минфином законопроекта более детально. И проанализировать, действительно ли они будут иметь то влияние, которого от них ожидают кабминовские чиновники.

Ключевые изменения включают, среди прочего, введение налоговых каникул на пять лет для новосозданного малого бизнеса, внедрение прозрачного возмещения НДС посредством единого реестра и передачу баз данных от ГФС к Минфину. Что касается ликвидации налоговой милиции, то это будет прописано в отдельном законопроекте, который сейчас согласовывается с заинтересованными органами.

Администрирование

Итак, во-первых, дабы избежать злоупотреблений со стороны органов доходов и сборов, Минфин предполагает передать ряд ключевых функций и полномочий от ГФС себе, любимому. А именно: перевести на себя всю методологию (порядок администрирования налогов, бюджетное возмещение НДС, порядок учета налогоплательщиков и пр.), администрирование всех баз данных и внедрение электронного кабинета плательщика налогов. Последнее, отмечу, позволит Министерству финансов получить доступ ко всей налоговой информации о плательщике.

Кроме того, Минфин предлагает передать возможность предоставления письменных и электронных налоговых консультаций исключительно органу, формирующему налоговую политику. Контролирующие же органы оставят за собой право предоставлять только устные консультации. Взамен им дадут возможность погашать налоговый долг плательщика путем взыскания средств за счет его наличности и/или средств с банковских счетов. Сделать это можно будет по решению руководителя (или заместителя) контролирующего органа даже без обращения в суд.

Также Министерство финансов хочет получить право формирования финансовой полиции, контроль за деятельностью которой будет принадлежать, опять таки, ему. Иными словами, Минфин в этом случае выступит также исполнительной и контролирующей стороной, что, вероятно, вряд ли поспособствует формированию более прозрачной налоговой системы.

Налог на прибыль

Для физических лиц основным нововведением является новая система налогообложения доходов от осуществления мелкой индивидуальная деятельности. Как объясняется в презентации Минфина, субъектами такой деятельности могут быть физические лица, не зарегистрированные как предприниматели и без права найма других лиц.

«Мелкая индивидуальная деятельность» включает розничную торговлю, предоставление бытовых услуг населению и традиционные народные промыслы (перечень устанавливается местным советом) при объеме годового дохода до 250 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года (в 2016 году это 344 500 гривен). Формой регистрации для таких «деятелей» будет исключительно заявление, поданное в орган местного самоуправления (сельсовет, горсовет и пр.). Размер налога – фиксированный размер НДФЛ в месяц в размере 10% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в 2016 году – 137,8 гривен в расчете на месяц).

Отмечу, что такую форму налогообложения уже не раз предлагали ввести киевские чиновники. По их мнению, это позволило бы упорядочить уличную торговлю в городе, а также решить вопрос с передвижными кофейнями, передвижными МАФами с едой и прочими мелкими торговцами, не желающими регистрировать ФОП.

Еще одна новая категория налоговой системы, по которой предлагают работать предпринимателям чиновники, – «смягченная» общая система. Она напоминает систему единого налога, но с некоторыми ограничениями видов деятельности.

Объем годового дохода у предпринимателей, работающих по такой системе, может быть до 4 000 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в 2016 году – это 5,512 млн гривен). Объект налогообложения – разница между доходами и расходами, то есть прибыль. Ставка налога – 18%.

Важно отметить, что чиновники предлагают предоставить физлицам-предпринимателям (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) право на амортизацию основных средств, используемых в хозяйственной деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей). Для расчета амортизации в соответствии с изменениями определяется стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их уценки или дооценки, проведенной в соответствии с положениями бухучета. Амортизация начисляется в течение срока эксплуатации объекта, самостоятельно установленного физическим лицом.

Наверное, основным изменением в этой части является введение на период до 31 декабря 2021 года налоговых каникул (применение нулевой ставки налога на прибыль предприятий) для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 млн гривен и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников не ниже, чем две минимальные заработные платы. Правда, предприятия должны соответствовать ряду условий, которые также выписаны в законопроекте.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Интересно, что, отмечая необходимость внесения изменений в нормы об НДС, чиновники в первую очередь апеллировали к тому, что сейчас существует возможность применения схем уклонения от уплаты НДС по операциям по поставке лома черных и цветных металлов, орехов, грибов и ягод. По этому поводу даже предложили специальные изменения, например, продолжить до 1 января 2019 года действие временного освобождения от налогообложения НДС операций по импорту и экспорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации. Кроме того, Минфин предложил освободить до 1 января 2019 года от налогообложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и вывоза в таможенном режиме экспорта орехов грецких, грибов и ягод товарных категорий согласно УКТ ВЭД.

Кроме того, госчиновники предлагают новшества, которые якобы помогут усовершенствовать систему электронного администрирования НДС, а именно возврат переплат плательщика налога исключительно на счет в СЕА, зачисленных в бюджет с такого счета; увеличение срока регистрации налоговых накладных и расчета корректировки с 180 до 365 календарных дней, с одновременным установлением штрафа при отсутствии такой регистрации в размере 50% от суммы НДС; введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС и пр.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Госчиновники предлагают внести в этот раздел достаточно большое количество мелких, но тем не менее важных изменений. Например, увеличить размер суточных при командировках за границу с 0,75 размера минимальной заработной платы до 40 евро в день (не включаются в доходы физического лица). Учитывая, что происходит сегодня с валютным курсом, такие изменения, очевидно, более чем логичны.

Также авторы законопроекта предлагают предоставить право физлицу на обращение в контролирующий орган за получением консультативной помощи при заполнении годовой налоговой декларации без ограничения сроков. Сейчас это право действует до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, законопроект предусматривает расширение обязанностей по заполнению и представлению налоговой декларации от имени плательщика налога на родителей – по доходам, полученным малолетним/несовершеннолетним лицом или лицом, признанным судом недееспособным.

Следует напомнить, что реформирование налоговой системы – довольно частое явление в Украине. И в большинстве случаев необходимость реформирования преподносят как желание улучшить инвестиционный климат в стране. Мол, для инвесторов очень важно наличие упрощенной налоговой системы, повышение прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидация распространенных схем уклонения от налогообложения и пр.

Но, декларируя очередные изменения, законодателям следует помнить, что тенденция принятия новых норм в Налоговом кодексе взамен уже действующих может трактоваться и инвесторами, и украинскими предпринимателями как признак нестабильности ведения бизнеса в Украине. И при этом наша налоговая система действительно несовершенна и требует изменений. Вот и получается палка о двух концах.

Что касается непосредственно законопроекта, предложенного Минфином, то он имеет как позитивные, так и негативные стороны. В любом случае, многое будет зависеть от реализации предлагаемых изменений на практике. Можно также предположить, что данный законопроект вряд ли останется неизмененным, так как на данном этапе все заинтересованные лица могут подать к нему свои комментарии и предложения. Это необходимо для избежания несогласованности и учета интересов всех сторон правоотношений.