Уникальность нашей страны состоит в том, что самые передовые начинания или благие намерения у нас с высокой долей вероятности выворачивают так, что вместо ожидаемых улучшений, собирают урожай проблем.
Казалось бы, уж насколько позитивно воспринимаются обществом призывы к защите отечественного товаропроизводителя или к импортозамещению, но и тут, оказывается, защищают не так, не тех и за чей-то счет…
Мы о защите отечественных химиков, которые традиционно продают продукцию на внутреннем, как известно, очень небогатом рынке куда дороже, чем при экспорте. Т.е. вносят свой посильный вклад в стремительное повышение цен на продукты в Украине, а еще снижают конкурентоспособность сельского хозяйства – последнего драйвера украинской экономики. Чем же им еще помочь и от кого защитить?
Глухая защита
Так, 1 июля 2014 г. Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение об увеличении размера антидемпинговой пошлины на аммиачную селитру российского происхождения. Пошлина выросла для экспортеров из РФ более чем в три раза (с 11,91 до 36,03%). Казалось бы, справедливость торжествует -- страна агрессор выброшена с рынка, аграриев обеспечивают удобрениями отечественные производители.
Все в выигрыше: аграрии получат снижение цен на удобрения (ведь от отечественного производителя), химики, избавившись от конкуренции, нарастят свой внутренний сбыт и таким образом компенсируют свои экспортные потери, связанные с ухудшением мировой конъюнктуры. Но опять все не так.
Аграрные объединения и ассоциации подтверждают, что после введения антидемпинговой пошлины на аммиачную селитру, внутренние цены наоборот выросли, причем на все без исключения основные виды азотных удобрений (селитру, карбамид и КАС), превысив экспортные на 14—17%. Рост стоимости произошел даже несмотря на затоваривание складов, в частности карбамидом.
Т.е. защитили производителей удобрений, в том числе принадлежащих холдингу OstChem Дмитрия Фирташа, а, по сути, взрастили монополию.
Тут уместно вспомнить преамбулу к исследованию данной ситуации на рынке удобрений консалтингового агентства ААА (исследование):
«Опыт Украины показывает, что антидемпинговая импортная пошлина на любую группу товаров не всегда помогает национальному производителю стать более конкурентоспособным, но всегда приводит к росту внутренних цен для потребителей. В результате снижается или покупательская способность населения, или конкурентоспособность потребителя «защищенного» товара».
А вот что говорят, собственно, исследования:
«Украинский внутренний рынок азотных удобрений имеет все признаки монопольного сговора с целью завышения цен. Так, после увеличения антидемпинговых пошлин на аммиачную селитру из РФ в июле 2014 г. на внутреннем рынке Украины цены на селитру, карбамид и КАС к началу 2015 г. синхронно выросли, достигнув к середине марта 2015 г. отметки 400 долл. Мировые цены на тот момент были в диапазоне 239--282 долл./тонна в зависимости от вида удобрения. Увеличение внутренних цен на аммиачную селитру и КАС составило 54% и 63% соответственно. Рост цен на карбамид зафиксирован на уровне 25%, несмотря на его переизбыток на внутреннем рынке, который, напротив, должен был привести к падению цен. За аналогичный период экспортные цены на КАС выросли всего на 4%, а на карбамид и аммиачную селитру не изменились. Таким образом, за счет постоянно высокой разницы между экспортными и внутренними ценами на азотные удобрения только за 2015 г. аграрии Украины переплатили поставщикам удобрений около 187 млн долл. или 4,089 млрд грн».
Вот и выходит, что предприятия-лоббисты пошлины, вместо того чтобы снизить цены и осваивать внутренний рынок, почувствовав силу своего монопольного положения, наоборот взвинтили цены. Да так, что полностью нивелировали антидемпинговую пошлину. Высокие цены внутреннего рынка вновь привлекли импортеров, в том числе из России. Только за первое полугодие 2015-го (по сравнению с 2014 г.) импорт карбамида вырос на 49%, а КАС – на 152%.
При этом украинские производители удобрений по-прежнему реализуют свою продукцию отечественным аграриям значительно дороже, чем на экспорт (на 36--44% по состоянию на июль 2016 г.).
Мало - «защитите» еще
В июне 2015 г. начались телодвижения по дальнейшей защите монополистов – когда Международная комиссия по вопросам международной торговли Украины (МКМТ) начала антидемпинговое расследование относительно импорта карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС) происхождением из РФ по жалобе предприятий-производителей удобрений, принадлежащих холдингу OstChem Дмитрия Фирташа. Иными словами, представители монополиста начали лоббировать введение антидемпинговых пошлин еще и на российские карбамид и КАС.
Проблема в том, что на долю РФ приходится около 90% всего импорта карбамида и КАС. Практически других импортеров нет. Т.е. дальше разыгрывая русофобскую карту, лоббисты по сути превращают свою монополию в абсолютную. Вот какой прогноз дают специалисты агентства ААА:
«В случае введения Украиной антидемпинговых импортных пошлин на российские карбамид и КАС рост внутренних цен к началу 2017 г. может составить в среднем 35% от уровня июля 2016 г. При этом, к началу весенней посевной кампании 2017 г. мы ожидаем рост внутренних цен на карбамид на 25%, на аммиачную селитру и КАС на 40%. По аналогии с введением антидемпинговых пошлин на аммиачную селитру в 2014 г., суммарные потери аграриев в 2017-м из-за завышения внутренних цен на аммиачную селитру, карбамид и КАС в сравнении с экспортными ценами могут достичь 250 млн. долларов США или 6,5 млрд грн. В свою очередь, совокупные накопленные потери аграриев от монополизации рынка азотных удобрений с момента введения антидемпинговых пошлин в 2014 г. и до конца 2016 г. составят около 310 млн. долл. или 7,2 млрд грн. Каждый последующий год суммарные потери будут сопоставимы с потерями в 2017 г.».
Но и это оказывается еще не все. Помимо ожидаемого со дня на день решения МКМТ, которое сможет открыть путь введению дополнительных антидемпинговых пошлин на азотные удобрения, по инициативе представителей химпрома был разработан проект Меморандума, текст которого попал в распоряжение редакции и который тоже призван «спасти» химиков. На роли спасателей назначены (документ готовился химиками) «богатое» государство Украина (т.е. мы с вами) и украинские аграрии.
А «для преодоления последствий уменьшения объемов производства основной химической продукции из-за уменьшения конкурентоспособности минеральных удобрений отечественного производства на ведущих мировых рынках» предлагается.
Аграриям:
– обеспечить гарантированный выкуп минеральных удобрений у химических предприятий согласно с заявкой по обеспечению аграрного сектора минеральными удобрениями и в соответствии с утвержденным графиком». (Это уже не монополия, а обязаловка в лучших советских традициях.)
Государству:
– определить исходя из предложений предприятий перечень минеральных удобрений, импортные поставки которых представляют угрозу для национального товаропроизводителя и инициировать спецрасследования с целью введения антидемпинговой пошлины и/или специальных мер в отношении импорта удобрений (т.е. речь уже не только о поставках из РФ);
– обеспечить отрасль импортными и отечественными ресурсами, в частности поиск дешевых альтернативных источников природного газа или решение вопроса обеспечения азотных предприятий природным газом украинского происхождения по ценам ниже импортных…
Прямо советская плановая экономика в условиях частной собственности на предприятия. Им все должны, а они за это будут зарабатывать себе и платить зарплату рабочим. Иначе страна «рискует остаться без собственных производителей удобрений и получить десятки тысяч уволенных».
Поразительно, но отечественные химики, неконкурентоспособные на мировых рынках, добившись антидемпинговых пошлин, вместо того чтобы стимулировать внутренне потребление и не пустить импорт за счет снижения цен, взвинчивают цены. А затем снова просят повысить пошлины (слово антиденмпинговые тут как-то уже не к месту), потому что рост цен снова стимулирует импорт. Чтобы снова повысить цены? И так до бесконечности?
Т.е. химики пытаются взвалить всю ношу своей экспортной неконкурентоспособности на внутреннего потребителя. У них и по экспортным ценам продукцию не хотят покупать. Что уже говорить о внутренней фактически монопольной цене, которую они навязывают аграриям, предварительно закрыв дорогу импорту.
Пикантности ситуации придает тот факт, что заместителем председателя Комиссии по Международной Торговле, которая будет принимать решение о введении дополнительных антидемпинговых пошлин, является Наталия Микольская. Она ранее была советником и руководителем практики международного торгового права известной юридической фирмы «Саенко-Харенко», обслуживавшей холдинг OstChem. На сайте «Саенко-Харенко» есть новость, в которой руководитель юридической службы OstChem Игорь Гольченко благодарит Н. Микольскую за успешное лоббирование интересов отечественного производителя в 2014 г.
Спасение «утопающего»
Такая «защита» отечественного производителя и принудительное импортозамещение категорически не устраивает агропроизводителей. Аграрии в своем письме-обращении к премьер-министру и членам правительства выразили свое отношение к происходящему и потребовали антимонопольного расследования ценового сговора на рынке удобрений и привлечение к ответственности его участников, вследствие которого аграрии только за 2014--2016 гг. потеряют более 7 млрд. грн.
Но лоббистам все неймется, в конце августа, с критикой доклада аналитиков ААА выступил сначала президент «Союза химиков Украины», Алексей Голубов, а затем и группа компаний OstChem, а также Сергей Рубан – бывший директор направления маркетинга ЧАО «Азот» (холдинг OstChem). Суть их заявлений сводилась к тому, что цены на удобрения на внутреннем рынке экономически обоснованы, и они должны быть выше цен FOB Черное море.
В ответ на заверения химиков, что цена FOB Черное море является заниженной, поскольку ее формируют игроки из РФ, а значит, ее использование как индикатива справедливых рыночных цен – неуместно, аналитическое агентство ААА заметило, что по данной цене продает не только РФ, но и другие страны, например, Болгария и Румыния. При этом цены Черного моря соответствуют ценам Балтийского, и по ним также торгуют не только россияне, но и, например, Литва. А Иран продает свою продукцию еще дешевле, чем страны Восточной Европы и РФ.
Вот и получается, когда химики предлагают еще повысить пошлины, то речь идет на самом деле не о восстановлении прежних объемов производства, когда львиная доля продукции экспортировалась. Для этого необходимо вернуть утраченные экспортные позиции, чему пошлины на импорт в Украину никак не помогут. Речь о том, чтобы заставить украинского агрария покупать у них удобрения еще дороже и, таким образом, компенсировать себе потери от сокращения экспорта.
Если же серьезно говорить о восстановлении конкурентоспособности отрасли на мировых рынках, то тут лучше разобраться с закупочными ценами на газ. О чудесах газовых закупок, приводящих к минимальной или даже отрицательной рентабельности и работе «себе в убыток»рассказывала »Экономическая Правда» в публикации «Зачем «Газпром» давал Фирташу газ по 249 долл.».
Секрет - в разнице закупочных (у «Газпрома») и отпускных (собственным предприятиям) цен, которые в 2013 г. у OstChem составляли, соответственно 249 и 430 долл. за 1 тыс. куб м.Не сложно понять, что при цене газа для предприятий в 430 долл. и резком снижении экспорта, предприятия одними даже заоблачными импортными пошлинами не спасти, А настоящий спасательный круг давно находится в руках самого «утопающего».