Чем чаще в Киеве говорят о второй волне мирового экономического кризиса, тем острее встает вопрос, кто должен будет отвечать за очередную «перемогу» украинской власти? И пока малоимущие граждане со слезами пересчитывают спрятанные в подушки доллары, правящая верхушка, возможно, уже подбирает кандидатуру «стрелочника»...
Как уверял нас Христос, перед тем, как земля провалится в апокалипсис, мы все узрим знамения грядущей катастрофы. Хотя и не все обратим на них внимание, а если и обратим – то не поймем, что же они означают. Так же не обходится без предзнаменований и экономический конец света. Во всяком случае, пророки с дипломами докторов бухгалтерских наук уже тычут перстами в графики финансовой отчетности и вещают нам о новой, второй волне т. н. мирового экономического кризиса.
Честно говоря, этот «кризис», как и разруха, существует только в головах недалеких лохов, которых регулярно «выставляют на бабки» паразиты мировой экономики. Если вы еще не догадались, то под последними уже много столетий подразумевают всевозможные финансовые предприятия и системы, и, прежде всего, банки, которые, не производя никакого полезного продукта, кроме нарезанной бумаги, и живя исключительно за счет труда своих финансовых крепостных, умудрились взгромоздиться на самую верхушку пирамиды нынешней цивилизации. И давно уже диктуют свои условия государствам в отдельности и всему миру в целом.
Где-то в Арканзасе кряхтит на поле фермер – должник банка в третьем, а то и четвертом поколении, всё еще расплачиваясь по дедовскому кредиту за купленный в 20-х годах керосиновый трактор. В Лондоне бывший владелец паба со слезами проклинает тот день, когда пошел в банк за кредитом для ремонта стойки. А в Словакии молодая семья с ужасом понимает, что расплачиваться за ипотеку придется не только им, но и их сыну, пока еще безмятежно сопящему в колыбели. Но что там проблемы отдельных людей и даже целых предприятий, когда, к примеру, МВФ с азартом обвивает своими щупальцами Украину, диктуя ей свои правила существования!
Впрочем, если бы банки занимались лишь ростовщичеством, то это было бы лишь полбеды. Банк-мироед лишает людей заложенной собственности, делает их своими холопами, которые всю жизнь отрабатывают процентную барщину, но всё же при этом стимулирует людей к труду. Это понятно: не заплатишь по процентам – окажешься голый и босый на улице. Однако в погоне за миллиардными прибылями и беспредельным могуществом банки и финансовые фонды стали давать людям в долг даже не нарезанную бумагу, даже не виртуальные деньги, а... пустые обещания. То есть кредит, обеспеченный не деньгами банка, а лишь его собственными кредитными обязательствами, но за которые люди и предприятия должны были расплачиваться звонкой монетой или имуществом. Вот как раз с этой грандиозной аферой банки и фонды перестарались, что и вызвало т. н. «мировой экономический кризис» 2008 года.
Но кризис ли? По сути, это была проблема лишь финансовых аферистов, чьи пирамиды рухнули. Однако, уходя на дно, они начали тянуть за собой и других, потому что банки широко разбрасывают свою паутину. Что делали правительства стран мира? Вместо того, чтобы резать, рубить эту паутину (низя, грех, нарушения канонов капитализма!), они бросились спасать свои финансовые системы, вливая в широко разинутые рты банков миллиарды и миллиарды долларов, пытаясь компенсировать их «убытки».
Убытки ли? Какие убытки несет банк, дающий под проценты свои «платежные обязательства»? Что он потерял – несколько картонных коробок фискальных чеков? Однако созданная финансовыми аферистами система «развитого рынка» оценивает состояние экономики не по количеству выпускаемой продукции (миллионы тонн, миллиарды единиц), а по раздутому долларовому пузырю, по статистике «биржевых котировок». И вот на этой самой бирже афера типа «МММ» в финансовом плане может быть равна по стоимости, котировкам и росту прибыли такому трудолюбивому гиганту, как «Боинг» или «GM». И даже превосходить их, потому что для финансовых афер не нужно строить заводы и запускать производство, достаточно арендовать офис на Уолл-Стрит.
Поэтому в первую очередь правительства кормят бюджетными деньгами банки, дабы «спасти финансовую систему», затем (если что останется) основные производственные предприятия, составляющие костяк реальной экономики. Но как же средние и мелкие предприятия, которые, будучи узниками банковской каторги, несут убытки из-за кризиса системы финансовых афер? И как же миллионы простых наемных работников, которые вообще живут на одну зарплату минус налоги и выплаты по процентам? А вот их-то спасают в самую последнюю очередь! Да и то, если в бюджете на это останутся средства. То есть рассчитывать на это могут лишь граждане очень богатых стран, в число которых Украина не входит.
Логика тут очень проста: если от нищеты, голода и болезней умрет миллион (или более) граждан, то капиталистическое государство лишь почешет свой зад и выскажет озабоченность «некоторым ростом смертности». А вот если разорятся десяток банков, то его правительство будет носиться как угорелое с воплями «караул, кризис!». Это реалии либерализма, который является еще более бесчеловечной системой, чем фашизм. Добавим – и на порядок более лицемерной, потому что всегда обвиняет других, но никогда не признает своих ошибок и преступлений...
Поэтому когда в Киеве начали утверждать, что «вторая волна мирового кризиса» уже приближается к Украине, сразу возник вопрос: а что именно имеют в виду украинские правители и нанятые ими «экономические эксперты»? Ведь о «кризисе» нам рассказывают так, словно это нечто осязаемое, живое (как старуха-разруха), прилетевшее к нам с Марса, с чем героически сражаются наши министры и президентская администрация. Красивая сказка для того, чтобы снять себя ответственность за будущие события. Но какие?
Единственным объективным «знамением» чего-то нехорошего можно считать проблемы украинских металлургов, у которых вновь начались проблемы со сбытом продукции. Как известно, если в советское время украинская сталь превращалась в машины, рельсы, арматуры, трубы, использовалась для внутреннего потребления и укрепляла реальный сектор советской экономики, то сейчас она экспортируется за бугор в обмен на зеленые фантики. На которых, увы, и держится экономика Украины. И чем меньше у нас этих фантиков-долларов, тем меньше наша платежеспособность по счетам (в основном процентам по кредитам), а значит, увеличивается возможность того, что мировая финансовая система может поставить на нашем лбу клеймо дефолта.
Сам по себе «дефолт», которого в СССР и быть не могло, тоже ничего из себя не представляет. Не он является старухой с клюкой, которая гасит домны и закрывает супермаркеты, а банковская система в союзе с государственной налоговой службой. Первая не дает предприятиям денег: ни их собственных, со счетов, ни в долг (дабы новыми кредитами погашать старые). А вторая старательно выбивает из них дань за двенадцать лет, пока не вгоняет предприятие по шею в банкротство. Впрочем, сообразительные бизнесмены обычно закрывают лавочку еще в самом начале подобного кризиса, когда можно отделаться лишь малыми убытками.
Разумеется, что в этом случае наиболее пострадают, как всегда, наемные работники, которых просто выбросят на улицу. И это будет не единственная их проблема, потому что когда у банков начинается «кризис», то они, прежде всего, блокируют счета самых безобидных – физических лиц, простых рядовых вкладчиков. И это понятно: вкладчики будут лишь бессильно проливать на митингах слезы, а вот крупный бизнесмен может запросто создать владельцу банка немало проблем.
Поэтому, наученные горьким опытом, «маленькие украинцы» уже начинают забирать свои вклады, обналичивая их и пряча деньги в более надежное место – то есть в подушку. И это сокращение вкладов физических лиц называют вторым признаком надвигающейся «волны кризиса». Третьим является вытекающий отсюда повышенный спрос на доллары, евро и прочую крепкую валюту в ожидании возможного падения гривны, риск чего увеличивается пропорционально уменьшениям золотовалютных резервов Нацбанка (почти на 15 % за два месяца).
До сих пор все эти проблемы правительство решало с помощью протянутой кружки: просили кредиты у международных финансовых структур и отдельных государств. Это компенсировало дефицит валютных фантиков и тем самым поддерживало глиняного гомункула, называемого украинской экономикой, давно уже ставшей не производственно-промышленной, а финансово-потребительской. Ведь мы разучились выращивать свой хлеб и шить собственные рубашки. Разжились долларами, накупили импорта, проели – и радостно улыбаемся «успешной жизни».
Теперь, судя по всему, с внешними кредитами у нашего правительства возникли большие проблемы – Украине их уже не дают. И как только казенные запасы долларов для поддержания «платежного баланса» закончатся, произойдет коллапс, крах финансовой аферы в отдельно взятом государстве. А система, которая поставила во главу угла уже даже не бумажные, а виртуальные деньги, своим обрушением погубит и реальный сектор экономики – предприятия и их работников.
Таким образом, мы приходим к выводу, что за сказками о «второй волне кризиса» кроются две реальные проблемы, грозящие нам бедой. Первая – это неспособность Украины самой зарабатывать себе на хлеб (на всех, а не только на кучку олигархов), что и делает нас уязвимыми перед малейшими чихами и пуками банковско-финансовой системы, из рук которой мы кормимся кредитами.
Вторая – нас перестали кормить кредитами, более того, международные банки даже якобы собираются уйти из страны. Это странное поведение называют пятым признаком скорого «кризиса», однако трактуют его неверно: уход иностранных банков объясняют «неуверенностью в украинской экономике», хотя на самом деле это сами банки своим уходом делают финансовую систему Украины нестабильной. Ведь эти банки являются для нас одним из источников зеленых фантиков! Почему они уходят, сказать трудно: может быть, решают свои собственные проблемы, а может быть, специально подставляют нэньку, замыслив нанести ей экономический удар.
Понятно лишь то, что теперь мы ожидаем либо милости международных финансовых аферистов, либо краха украинской экономики. Точнее, краха её бюджетной и потребительской сфер, что самым прямым образом ударит по миллионам граждан. Ведь, повторимся, бизнесмены просто закроют или «заморозят» свои предприятия и уедут пережидать лихое время в Лондон или на острова Карибского моря. Для них «кризис» – это мелкий жемчуг, для 95 % украинцев – жидкий постный борщ.
Разумеется, что подобные события не только нежелательны в канун парламентских выборов 2012 года. Сейчас речь идет уже о том, чтобы команда регионалов не потеряла власть раньше времени в ходе очередной «революции». Поэтому логичным действием власти стал бы поиск не только варианта решения проблемы, но и того, кто будет за всё это отвечать перед избирателями. Возможно, об этом уже судачат на Банковой, поскольку там знамения скорого краха видят лучше всех.
Кто же станет «стрелочником»? Ясно, что не Президент, на плечах которых держится вся власть «донецких». Напротив, как раз Виктора Федоровича будут изо всех сил отмазывать от причастности к «кризису». Значит, виноватым, традиционно, объявят правительство и конкретно премьера. Вот только вряд ли им будет такой человек, как Николай Азаров, ставший слишком своим для «донецких», чтобы они принесли его в жертву политическим интересам. Нет, для Николая Яновича совершенно иная ипостась: не губителя, а мудрого спасителя украинской экономики, который исцеляет её от «кризиса» под мудрым руководством Президента Януковича.
Поэтому Азарову будет целесообразно покинуть пост премьера перед самым «кризисом» – точнее, перед тем, как этот «кризис» начнет уже бить кувалдой по головам рядовых граждан. Возможно, напоследок сделав необходимые шаги по обеспечению безопасности бизнеса, имущества и вкладов команды регионалов, чтобы не пострадала наша правящая элита от этого самого «кризиса»! А вот когда волна пройдет и ситуация начнет стабилизироваться (без особого вмешательства правительства), то тут придет время для триумфального возвращения Николая Яновича, который уже очень скоро сможет бодро рапортовать о росте ВВП и прочих показаний под мудрым руководством его правительства.
Но кто же тогда возглавит правительство в кризисный период, кто станет премьером для битья, проклинаемым избирателями? Может быть, Сергей Тигипко? Навряд ли! Конечно, когда-то Тигипко был серьезным политическим конкурентом ПР, однако сейчас он предпочитает состоять с регионалами в союзе и даже собрался влить в их ряды свою партию «Сильная Украина». Соответственно, регионалам выгодно использовать оставшийся электорат самого Тигипко для укрепления собственного рейтинга. Но самое главное то, что Тигипко – профессиональный украинский банкир, который занимается этим с 1991 года, как только он вышел из дверей Днепропетровского горкома ЛКСМУ. Поэтому о «кризисе» Тигипко осведомлен лучше всех: он знает, в чем тот заключается, когда начнется, когда закончится и в каком виде обрушится на украинцев. Может быть, он даже мог бы его предотвратить, но не видит в этом необходимости хотя бы потому, что подобные «кризисы» выгодны банкам, скупающим затем по дешевке лакомые куски. Но как бы там ни было, в любом случае понятно, что Тигипко не дурак, чтобы соглашаться возглавить правительство в кризисный период и глупейшим образом загубить свою политическую карьеру.
И вот тут регионалы могут сделать неожиданный ход, предложив пост премьера... Арсению Яценюку. Бред? Ничуть! Конечно, формально Арсений Петрович находится в оппозиции. Но в очень уж мягкой, интеллигентной, просто какой-то кукольной оппозиции к власти. Даже его нелепая акция «Украина без Януковича» напоминает спектакль и вызывает лишь улыбку. Вся оппозиционность Яценюка заключается только в том, что время от времени он подходит к Банковой, важно поправляет очки и говорит: «Знаете, а я с вами не согласен!». Неудивительно, что некоторые считают его «карманным оппозиционером», которого держал рядом сначала Ющенко, а теперь Янукович.
Как известно, регионалы никогда не отличались политической принципиальностью и всегда были готовы заключить политические союза с кем угодно – хоть с левыми, хоть с правыми, лишь бы это давало ПР больше власти. Почему бы им не взять и не заключить подобный союз с Яценюком и его «Фронтом перемен»? И не просто принять в коалицию, а предоставить ему пост премьера в новом составе Кабинета министров! Так сказать, в «правительстве реформаторов», которое через пару месяцев «дореформируется» до дефолта.
А ведь однажды так уже было – в Российской Федерации, где незадолго до дефолта 1998 года было создано «правительство молодых экономистов» во главе с Сергеем Кириенко (кстати, чем-то похожего на Яценюка). Делали это явно с целью вывести из-под удара Виктора Черномырдина, которым очень дорожил Борис Ельцин, а также несколько остудить пыл рвавшихся к власти «либералов». В то же время была надежда, что «правительству прозападников» этот самый Запад пойдет навстречу, и дефолта удастся избежать.
Но план команды Ельцина был успешным лишь наполовину. Дефолт таки состоялся, а «либералов» российский народ действительно невзлюбил, и с той поры их политическая звезда стремительно покатилась за горизонт. Но вот триумфального возвращения Черномырдина в роли укротителя дефолта не получилось. Госдума принципиально пошла против Ельцина, дважды «прокатив» утверждение Черномырдина, не испугавшись даже угрозы своего роспуска. В итоге в российский Кабмин пришли люди другой команды, из других влиятельных кругов: сначала Евгений Примаков, потом Сергей Степашин, а потом и Владимир Путин, которого Ельцин был вынужден объявить своим преемником.
Что же, возможно, Украина просто традиционно решит повторить российский сценарий. И спектакль с утверждением Яценюка на посту временного премьера действительно состоится. С надеждой – а вдруг под него Запад даст еще кредитов? А если и нет, то за всё ответит вежливый интеллигент Арсений, который войдет в историю как «премьер первого украинского дефолта».
Однако не случится ли так, что Николая Азарова затем постигнет судьба Черномырдина? Что Верховная Рада, в которой может вновь переформатироваться коалиция большинства, взбунтуется так же, как в 98-м против Ельцина пошла Госдума? И в итоге в Украине правительство возглавят совершенно новые политические фигуры, которые затем вынудят Банковую назначить себя преемниками Януковича, а сам он неожиданно обратится к нам со словами «я устал, я ухожу...»?
Пока что об этом можно только гадать. Но вот запасаться на «черный день» долларами, пожалуй, действительно стоит – если, конечно, они у вас есть!