В Европе явно не совсем понимают украинские реалии, и благие намерения европейцев добиться от украинской власти вывода из-под ее крыла огромного количества государственных и коммунальных СМИ может, наоборот, сыграть плохую шутку с украинской демократией. Неудивительно, что официальный Киев неожиданно быстро отреагировал на пожелания Европы и Президент Янукович поручил Кабмину до 5 апреля доработать проект закона «О разгосударствлении печатных СМИ». Поручение Президента дано «с целью выполнения обязательств Украины перед ПАСЕ относительно разгосударствления печатных СМИ, учрежденных органами госвласти, органами местного самоуправления, а также дальнейшего внедрения европейских стандартов в этой сфере».
Но, судя по всему, Европе рано рукоплескать Януковичу. Прежде всего, потому что подобный законопроект уже готовился Кабмином Азарова в 2010 году, но так и остался пылиться. Однако дело не в этом, потому что когда новый круг Кабмина Азарова по разгосударствлению печатных СМИ увенчается успехом, это вряд ли понравится Европе.
Итак, для начала немного арифметики. В предыдущем законопроекте было указано, что в 2009 году 672 газеты получили финансовую поддержку в сумме почти 86 млн. грн. Поскольку ситуация за три года в этой сфере вряд ли кардинально изменилась, то можно прикинуть, что в среднем одна коммунальная или государственная газета за год обходится в 127 тыс. бюджетных гривен. Конечно, есть большая разница в стоимости общегосударственных газет типа «Урядового курьер» или «Голоса Украины», областных, городских и районных печатных СМИ. Однако если не брать в расчет общегосударственных «монстров» с огромной сетью подписчиков, то местные СМИ должны обходиться намного дешевле. Тираж «районок» колеблется от 500 до 6000 тыс. экземпляров, областных СМИ - от 10 тыс. до 100 тыс. Вся эта печатная «армада» сейчас находится под тотальным контролем власти и является ее рупором. Вопрос – для чего отлучать эти газеты от власти? Вариантов ответов может быть несколько. Один из них: власть делает изящный реверанс в сторону Европы и, не теряя контроль над этими СМИ, снимает с себя бремя их финансирования.
По словам руководителя правовых проектов Института массовой информации Романа Головенко, разгосударствление не обязательно предусматривает приватизацию, выставление на аукцион. «В целом законопроекты по разгосударствлению предусматривают, что тот коллектив, который имеется в издании, и дальше будет заниматься выпуском газеты, только она уже будет частная, то есть коллектив будет создавать какое-то коммерческое предприятие и дальше работать», - говорит он. Однако, думается, в большинстве случаев, коллектив вряд ли потянет коммерческий проект и следует ожидать либо прихода инвестора, либо «смерти» СМИ. По мнению Головенко, интерес бизнеса к этим газетам будет зависеть от каждого издания отдельно, от силы бренда и его популярности. Последним вряд ли могут похвастаться многие местные СМИ. Но в качестве бонуса, например, могут быть предложены на льготных условиях помещения, где сейчас располагаются офисы редакций. Помимо этого, у многих газет неплохие тиражи благодаря «заботе» властей о социально незащищенных избирателях (не факт, правда, что они сохранятся после появления у СМИ новых хозяев). Так что теоретически бизнес может заинтересоваться такими приватизационными предложениями, но, скорее всего, они будут делаться исключительно «своим» бизнесменам с партбилетом ПР. Таким образом власть рассчитывает убить двух зайцев – и контроль над СМИ сохранить, и деньги сэкономить.
Такого поворота уже опасаются в оппозиции. Так, экс-глава Ивано-Франковского облсовета и нардеп от «Свободы» Александр Сыч сказал «Комментариям»: «Если будут приватизировать коммунальную прессу, то понятно, кто ее купит. Это еще один шаг для установления диктатуры в Украине… Когда Ивано-Франковский облсовет высказывался против неадекватных действий центральной власти, то его единым рупором были коммунальные СМИ… А теперь, если это все заберут, то, сколько бы областной совет ни делал положительных шагов и действий, с помощью подконтрольных власти СМИ его могут называть исключительно деструктивными».
Впрочем, и сейчас редакции государственных и коммунальных СМИ очень зависимы от реальных распорядителей бюджетных средств ОГА и РГА. Однако в контексте приближающейся президентской кампании есть и еще один важный нюанс – государственные и коммунальные СМИ обязаны предоставлять равные условия для публикации политической рекламы всем без исключения кандидатам. У частных же СМИ есть масса инструментов по недопущению на свои полосы конкурентов поддерживаемого их хозяевами кандидата или партии: завышение цены, срыв сроков, «проблемы» с версткой, нехватка газетной площади и т.д. Таким образом, в 2015 году «районки», если Азаров выполнит президентское поручение, будут писать только про одного кандидата в президенты.