О том, что главный город родной страны перегружен, загажен, неудобен и т.д. говорят жители столиц многих государств. Когда перегруженность и загаженность достигает пиковой точки, власти стараются проблему решить передачей части административных полномочий другим городам. Впрочем, есть и иные причины для того чтобы провести миграцию высоко стоящих чиновников – первая из них называется «распил», вторая «откат». 

В случае с Киевом о том, что город захлебывается от официальных учреждений, говорят давно. Например, в 2006 году популярной была идея создать «Правительственный квартал», куда бы переехали правительственные структуры, разбросанные по всему городу. С такой инициативой выступил Центр стратегических инициатив, а его руководитель Владимир Стус говорил тогда: «По всей столице разбросано много управлений и ведомств. Это неудобно, а к тому же создает проблемы с транспортом, экологией, недвижимостью. Освободившиеся в центре здания можно продавать, сдавать в аренду, использовать в культурно-туристических целях. А те, которые не представляют исторической ценности, – вовсе снести и построить на их месте детские сады и прогулочные парки». Правда, он же добавлял, что реализовать такой наполеоновский план будет непросто, ведь «наши чиновники тяжелы на подъем». Планировалось, что всю братию, носящую ежедневно галстуки и папки, переселят куда-то на конечную станцию метро. Была идея создания киевского Сити на юг в районе Голосеева, но со временем проблема «заболталась».

В июне текущего года в мэрии обсуждали «Стратегию развития Киева до 2025 г.», которая предполагает переселить на Левый берег офисные центры, оккупировавшие сейчас элитные районы столицы. Поверить в реальность подобного может лишь очень наивный человек.

А теперь об упомянутых «распилах» и «откатах». В контексте переездов столиц безусловным лидером является Москва. Не пугайтесь, Белокаменную еще не лишили статуса главного города России, но поползновения были. И стоимость таких проектов зашкаливала. В 2002 году тогдашний московский градоначальник Юрий Лужков оценил стоимость переноса столицы в $150 млрд. Хотя, если бы процессом эвакуации занялся лично Юрий Михайлович, то не исключено, что сумма выросла бы в разы. Как говаривал в таких случаях Сергей Михалков – «алчен». Сергей Владимирович так определял людей типа Лужкова, да и себя тоже.

На самом деле, «столичные переезды» не всегда сопровождаются уж столь высокими суммами. Например, существовал проект переноса столицы республики Корея Сеула (находится в зоне, которую может поразить артиллерия «дружественной» Корейской Народно-Демократической Республики) на 150 км  южнее, в город Тэджон, стоимость проекта оценивалась в $38,5 млрд. За 20-30 миллиардов евро иранское правительство готово было перенести столицу из перенаселенного Тегерана (доподлинно неизвестно, сколько там живет людей, но уж точно не менее 10-ти миллионов) в священный город Кум или в еще более южный Дилижан.

Конкурировать с Лужковым могли только японцы. В 1990 году местный парламент принял решение о переносе столицы из Токио. Премьера и всех его подчиненных планировали переселить либо в Токаи (возле Нагои), либо в Хокуто, либо в Мие-кио. Такое путешествие японцы оценивали довольно необычно – люфт составлял $150-350 млрд. 

 Напомним, что перенос столицы Казахстана в Астану стоил, по информации в СМИ, $12 млрд. Случилось это в 1997 году. Президента Казахстана Назарбаева, который обещал, что ни одной тенге из бюджета на переезд не уйдет, критиковали (деликатно, как это принято в Азии) за такую трату денег, и напоминали, что переселение немецкого руководства из Бонна обратно в Берлин стоило на миллиард дешевле. Но у немцев своя специфика. Федеральные судебные власти так и остались в Бонне, арбитражный суд «живет» в Гамбурге, а Конституционный в Карлсруэ. Берлин же – лицо страны. 

Раскидали столицу по разным городам и в ЮАР  - Претория является административной столицей страны (местонахождение правительства), Кейптаун - законодательная столица (там функционирует двухпалатный парламент), в Блюмфонтейне находится Верховный Суд.

В Украине традиционно существует собственная специфика, и особенно креативные головы предлагали сделать в нашей стране тоже сразу несколько столиц. Киев оставить административным центром, в Харьков перенести управление образовательными вещами, в Донецк, естественно, направить индустриальные министерства. Львов и Полтава получали бы статусы «культурной» и «духовной» столиц. Что под такими определениями подразумевали украинские «пикейные жилеты» осталось неизвестным. Но пережившей в 1934 году перенос столицы из Харькова в Киев Украине, стоит прислушаться к такому тезису российского философа и политолога Вадима Россмана, который писал: «Компромисс двух частей государства и двух систем ценностей, которое служит национальной консолидации. Примеры такого рода дают США и Канада. Вашингтон находится на границе исторического Севера и Юга и представляет собой своего рода законсервированный компромисс эпохи Гражданской войны. В Канаде Оттава стала компромиссом между англоязычным Торонто и франкофонами Квебека. Канберра – тоже своего рода пространственный компромисс между двумя крупнейшими городами – Мельбурном и Сиднеем.

В Румынии в качестве нейтрального города по отношению к старым столицам княжеств Валахии и Молдовы был выбран Бухарест, находящийся как бы на стыке двух княжеств. В Нигерии перенос столицы в Абуджу был попыткой найти политически нейтральный город, который бы устроил различные этнические и религиозные группы. Столица Евросоюза Брюссель расположен на границе галльского и германского миров, а внутри самой Бельгии – на границе франкофонов и фламандцев. По той же причине столицей Священной Римской Империи был избран Аахен, столица Карла Великого. Компромиссом между Нижним и Верхним Египтом стала древнеегипетская столица Мемфис».

Упомянутый переезд из Харькова в Киев не стоил той стране ничего. Как в свое время говорили острословы: «Партия сказала – есть контакт. Значит, будем есть контакт». Точно также ничего не стоило первое зафиксированное в летописях переселение столицы Норвегии из Бергена в Осло, состоявшееся в 1299 году. Король Магнус (его потом назвали Улучшителем) получил от своего отца корону без участия тинга (совета старейшин). Вроде бы недемократично, но этот король провел своеобразную правовую реформу, и не только усилил власть правящей верхушки, но и расширил права простолюдинов, которым даже смягчил наказания.

О миграциях органов власти можно писать еще много. Например, можно вспомнить о том, что сейчас президент Грузии Михаил Саакашвили хочет перенести парламент из Тбилиси в Кутаиси. А решение о переселении Конституционного суда в Батуми уже утверждено. Можно вспомнить, что еще осенью прошлого года губернатор Киевщины Анатолий Присяжнюк обещался подготовить перенос областной администрации в Белую Церковь, и говорил: «До сентября месяца (2010 года – Ред.) все документы и предложения будут собраны, я уже говорил с премьер-министром (Николаем Азаровым – Ред.), мне дано поручение обосновать все финансово». Но хочется вспомнить что-то более веселое.

Например, диалог, который приписывается последнему императору Российской империи Николаем II и его свитой, во время прогулки государя в Крыму. Растроганный красотами ЮБК государь предложил:

- А знаете, господа, я иногда подумываю, а не перенести ли столицу в Ялту.

Кто-то из придворных забеспокоился:

- А где же здесь разместить Государственную думу?

На что один из офицеров хмыкнул:

- На горе Ай-Петри.

- Позвольте, но зимой туда нет дороги.

- Тем лучше...