Экономику госпредприятия «Укрспирт», единственным активом которого является эксклюзивное право на производство и сбыт этилового спирта, можно смело называть теневой. О том, что мимо государственной казны ежегодно проходят миллиарды гривен, не секрет ни для правоохранительных органов, ни для Министерства финансов, ни для Государственной финансовой инспекции, ни тем более для Государственной фискальной службы (ГФС).

В частности, заместитель председателя фискального ведомства Владимир Хоменко публично заявлял о том, что госбюджет не получил от спиртовой монополии порядка 3-5 млрд грн только за 2013 год. После того, как по факту уклонения от уплаты налогов (ст. 212 УК) было заведено уголовное дело, экс-глава госпредприятия «Укрспирт» Александр Харт был объявлен в розыск.

Прекрасная работа ГФС, но возникает логичный вопрос: почему наши правоохранители и контроллеры констатируют факты разворовывания, называют цифры украденных средств, пытаются ловить уже сбежавших расхитителей, типа Харта и прочих, но при этом не видят, что у них под носом, по таким же схемам ворует Лабутин? Почему государственная система контроля не предотвращает или хотя бы не пресекает по горячему воровство государственных средств?

В текущем году ситуация не изменилась. В июле уголовное дело по факту уклонения и минимизации налогообложения было возбуждено и в отношении действующего руководства монополии. Речь шла об уклонении от уплаты налогов на сумму почти 2 млн грн путем нелегальной продажи спирта. «Установлено, что должностные лица предприятия в 2014 году без соответствующего документального оформления отгрузили 2,7 тыс. декалитров этилового спирта в ГП «Укрспирт» в Черновицкой области для дальнейшей переработки», — сказано в официальном сообщении фискального ведомства.

Тем не менее, генерального директора «Укрспирта» Михаила Лабутина и его заместителя Виктора Панкова министр аграрной промышленности и продовольствия Игорь Швайка до сих пор не отстранил от выполнения своих обязанностей. Впрочем, пока «Укрспирт» борется с налоговой и пытается «отбелить» репутацию обращениями вГенеральную прокуратуру, а также митингами сотрудников «Укрспирта» под стенами налоговой службы — воз и ныне там. Теневые доходы монополии растут, а официальные показатели остаются низкими.

Официальная версия госпредприятия «Укрспирт» последние несколько лет звучит так: Украина значительно сократила потребление крепкого алкоголя, поэтому реализация спиртовой продукции в ликеро-водочном сегменте осложняется, и заводам приходится сокращать объемы реализации. А при этом, по словам Владимира Хоменко, около 40% украинского рынка алкоголя «ушла в тень». Из неучтенного спирта только за последний год было изготовлено около 300 млн бутылок «левой» водки, уверены в фискальной службе.

Нелегальный спирт дорогого стоит

В чьих карманах оседают средства от ее реализации — предстоит рано или поздно разобраться правоохранителям. Но примечательным является тот факт, каким образом формируется этот теневой объем, учитывая, что большинство спиртовых заводов отрасли остановили производство. Схема крайне простая и заключается в следующем.

Мощности работающих МПД в первом полугодии загружены полностью. При этом директорам мест производства из «Укрспирта», от Панкова или Лабутина, приходит распоряжение занижать показатели загрузки. «Например, завод производит 20 000 литров в сутки, нас заставляют показывать в отчетности 15 000 литров спирта в сутки, а отбирают все, что произведено. Это от 5 000 литров в сутки или 140 000 литров «левого» спирта в месяц. В дальнейшем Лабутин неучтенную разницу реализует на «черном» рынке», — жалуется один из директоров крупного спиртзавода, пожелавший остаться неназванным.

По словам собеседника, на «теневом» рынке спирт стоит порядка 26 грн/литр. При этом вся себестоимость «левого» спирта перекладывается на легально произведенный спирт. Так с одного завода Лабутин за «левый» спирт кладет себе в карман больше 3,5 млн. грн. в месяц. «Левый» спирт в стране производят минимум на 10 МПД «Укрспирта», с которых Лабутин присваивает более 40 млн. грн. в месяц. Вся эта «лево- спиртовая прибыль» оседает у Лабутина, в кабинетах «Укрспирта» и МинАПК, отмечает наш источник.

«С легально произведенного спирта мы всегда сами распоряжались заработанными деньгами, а теперь Лабутин все забирает, — рассказал директор Великолюбинского спиртзавода Владимир Михайляк в мае, когда на предприятие зачастили т.н. контролеры ГП «Укрспирт». — За апрель произвели продукции на 7 млн грн, а не можем купить и веника. Каждую копейку выпрашиваем. На месяц нам нужно хотя бы 150 тысяч на одежду, моющие средства, канцтовары. А еще хоть что-то на возобновление оборудования. Потому что если не менять, то в один день производство станет».

Но это лишь один аспект воровства. Ведь, несмотря на существенное падение объемов реализации, «Укрспирт» в финансовой отчетности все же не демонстрирует убытки. В профильном Министерстве уверяют, что операционные показатели ГП «Укрспирт» удалось поддержать за счет увеличения экспорта этанола. В результате доходы госпредприятия в 2013 году возросли на 2,4 млн грн по сравнению с прошлым годом.

В МинАПК также сообщают, что спиртовая отрасль за первое полугодие нарастила объемы продаж этанола на внешних рынках более, чем в 2 раза, — почти до 540 тыс. дал. При этом, в ведомстве отмечают, что рекордный уровень поставок связан с подписанием Украиной Соглашения об ассоциированном членстве с ЕС. Это дало возможность заключить контракты на продажу спирта с чешскими и прибалтийскими компаниями.

Однако эти заявления также вызывают сомнения, поскольку украинский, преимущественно, зерновой спирт неконкурентоспособен на внешних рынках по сравнению с более дешевым бразильским тростниковым этанолом, стоимость которого в 1,5 раза дешевле украинского спирта. И такая неконкурентоспособность Украинского спирта объясняется просто — в «Укрспирте» производят неучтенный спирт, а затраты на его производство перекладывают на себестоимость легального спирта, отчего себестоимость последнего зашкаливает!

Ценовые игры

Наиболее эффективным механизмом обогащения для Михаила Лабутина на должности руководителя ГП «Укрспирт» был и остается регулярный процесс завышения стоимости пищевого этанола. Отпускная цена на отечественную продукцию — одна из самых высоких в мире, и руководство ГП продолжает развивать эту тенденцию.

Ценовой вопрос имеет еще одну нелицеприятную сторону. При нередких для Украины урожайных годах стоимость зерновых падает. В частности, рекордный урожай прошлого года — 63,1 млн т зерновых и зернобобовых культур — обеспечил спиртзаводы качественным и недорогим сырьем. К тому жн, это существенно понизило стоимость кукурузы, которая является основным сырьем для производства этанола — до 1,5-1,6 тыс./т., однако «Укрспирт» закупает зерновые по цене 2,6 тыс.грн./тн.

Кроме того, представители спиртовых предприятий отмечают, что это не всегда качественное зерно — а лежалое, оставшееся на элеваторах с прошлогодних урожаев. Соответственно, это создает существенные проблемы при переработке такого сырья, а отходы с тонны на 20-25% больше нормы. Следовательно, качество ректифицированного этанола класса «Люкс» не соответствует ГОСТам на это наименование спиртовой продукции.

Завышение стоимости зерна составляет 1 тыс. грн./тн. Среднемесячный объем закупок зерновых на нужды «Укрспирта» равен 33 тыс.тн. Результат — «Укрспирт» потерял, Лабутин положил себе в карман 33 млн.грн. в месяц.

К тому же монопольное положение «Укрспирта» позволяет госпредприятию устанавливать такие цены на пищевой спирт, что ведомство всегда остается в наваре.

Так эксперты называют экономически обоснованной стоимость декалитра украинского этанола на внутреннем рынке в 100-110 грн. Однако цена на спирт в маркетинговом году не опускалась ниже150-160 грн.

«Ненужная» альтернатива

Вместе с тем, о поиске альтернативы зерновому сырью речи не идет. Наоборот, в этом году в Украине остановился последний спиртовой завод, который производил этанол с использованием мелассы или черной патоки (побочный продукт сахарного производства). Мелассный спирт используется в винодельческой промышленности для крепления вина, а также при производстве коньяков.

Стоимость мелассы значительно ниже цен на зерно — тонну патоки можно приобрести за 1 тыс. грн, соответственно, себестоимость мелассного декалитра в 1-1,5 раза ниже. Однако сейчас виноделы, парфюмеры, химики, медики вынуждены закупать зерновой дорогой спирт, что, естественно, играет на руку «Укрспирту» в лице Лабутина.

Результаты этих «ценовых игр» выражаются в немалых теневых оборотах «Укрспирта», которые, по мнению экспертов, оцениваются в 2-2,5 млрд грн ежегодно. И оседают карманах Лабутина и его покровителей. Судите сами: по данным источников в «Укрспирт», среднемесячный объем и реализация спирта за первое полугодие этого года составляют 1,5-2 млн дал./месяц.

При себестоимости в почти 120 грн/дал и цене реализации почти 180 грн/дал, на счетах государственного предприятия должна формироваться прибыль в размере не менее 90 млн грн./месяц, а не 12-13 млн грн./месяц, как об этом сообщают в МинАПК.

Простая арифметика указывает, что ежемесячно в «Укрспирте» происходит хищение денежных средств на сумму 78 млн.грн., что за период нахождения Лабутина на дожности руководителя «Укрспирта», с марта по сентябрь 2014 года, составляет около 550 млн.грн.

Из анонимных источников, журналистам удалось получить подтверждение масштабных хищений в »Укрспирте», а именно детальную схему хищения денежных средств «Укрспирта», которая позволила Лабутину за апрель — июнь 2014 года, присвоить более 300 млн. грн. «Укрспирта».

Суть схемы заключается в завышении закупочных цен на сырье для производства спирта, закупке его через цепочки «фиктивных» фирм, осуществлении безтоварных операций через те же «налоговые ямы», перечисление денежных средств на счета «фиктивных» предприятий — «псевдопоставщикам» зерна, наращивание таким способом дебиторской задолженности «Укрспирта» без возможности взыскания.

Так, 30 апреля 2014 года «Укрспирт» перечислил за поставку некондиционного зерна по завышенным ценам на предприятия, которые не подают налоговой отчетности и находятся в розыске налоговой милиции — по сути, являются так называемыми «конвертами»:

— 7,5 млн. грн. на расчетный счет ООО «Бизнес Оушен» (ЕГРПОУ 38830759, г.Винница);

— 147,3 млн.грн. на расчетный счет КСП «Старосельское» (ЕГРПОУ 5418649, Житомирская обл.);

— 7,1 млн. грн. на расчетный счет ООО «Гай-Винница» (ЕГРПОУ 38896872, г.Винница);

— 5,4 млн.грн. на расчетный счет ООО «Лиакон» (ЕГРПОУ 39066912, г.Винница);

Далее с «Гай-Винница» и »Лиакон» были отправлены на счет ООО «Побережье» (ЕГРПОУ 31675648, АР Крым!!!), которое согласно данных налоговых органов, деятельности не ведет.

31 мая 2014 года, «Укрспирт» перечислил 33,8 млн.грн. на расчетный счет ООО «Карраген» (ЕГРПОУ 38750930, г.Киев) — так называемый «транзит», из которых далее 1 млн.грн. ушел конвертатору — поставщику зерна СФГ «Ланагросервис» (ЕГРПОУ 31295709, Киевская область), а остальные 32,8 млн.грн. были отправлены на другие «налоговые ямы — конверты» ООО «Примсанком» (ЕГРОПУ 38947345, г.Киев) и ООО «Евроинфоскрин» (ЕГРПОУ 36148060, г.Киев).

30 июня 2014 года «Укрспирт» перечислил 22 млн.грн. на расчетный счет ООО «Белдинг-Индастри» (ЕГРПОУ 39025703, г.Киев) — эта компания не подает налоговой отчетности и находятся в розыске налоговой милиции.

Всего в описываемой схеме хищения государственных средств «Укрспирта», организованной Лабутиным, задействованы 54 предприятия, которые по различными цепям поставок получили и перевели на счета конвертационных центров более 300 млн.грн.

И этот способ хищений бюджетных средств в особо крупном размере — не единственный.

Например, для потребностей МПД Тернопольской области в апреле 2014 года от ЧП «Агро-Дружба» («налоговая яма») ГП »Укрспирт» получил 1 956,6 тн. кукурузы по цене 2 364 грн./тн. на сумму 4,625 млн. грн. При этом фактическая цена поставщика составила 1500 грн./тн. Хищение денежных средств составило 1,7 млн. грн.

В мае 2014 года ЧП «Агро-Дружба» («налоговая яма») поставила в адрес ГП »Укрспирт» для Тернопольских МПД 10 138,98 тн. кукурузы по цене 2 500 грн./тн. на сумму 25,347 млн. грн. Фактическая цена кукурузы составила 1500 грн./тн. Хищение денежных средств составило 10,138 млн.грн.

По аналогичной схеме, в мае 2014 года осуществлялись поставки пшеницы.

Фактическая загрузка сырья происходила на Богдановском ГП ГАК «Хлеб Украины» в адрес ООО «Фортуна Сильвер» по цене 1300 грн./тн. А в адрес ГП «Укрспирт» пшеница уже поступила по документам от конвертационной фирмы «Ланагросервис» (ЕГРПОУ 31295709, Киевская область), по цене 2 350 грн./тн. Количество сырья, поставленного по такой схеме, составило 2 698,47 тн. Хищение государственных средств — 2,833 млн.грн.

Это лишь малая часть того, что сегодня происходит в «Укрспирте».

Работа журналиста — осветить проблему, донести ее до общественности. А работа таких структур как Государственная фискальная служба, Государственная финансовая инспекция, МВД, СБУ, Генеральная прокуратура — эту информацию проверить, принять законные меры реагирования, прекратить хищение государственных средств.

Хочется верить, что до нашей публикации в Государственной фискальной службе, Государственной финансовой инспекции, МВД, СБУ, Генеральной прокуратуре ничего не знали о хищениях в »Укрспирте» и организаторе этих схем — Михаиле Лабутине.

Продолжим.

В итоге можно сделать вывод, что Михаил Лабутин ежемесячно, системно совершает хищение государственных средств из «Укрспирта» на сумму, превышающую 150 млн. грн./месяц, что примерно составляет $11,5 млн./месяц.

По оценкам экспертов оружейного рынка, модернизированный боевой танк ВС Украины Т-64Б1М стоит около $300 тыс.

Танков в войсках не хватает, денег в бюджете — нет, правительство изымает средства на оборону у бюджетников — педагогов, врачей, пенсионеров. А Михаил Лабутин, по сути, ежемесячно ворует у государства Украина стоимость 38 танков Т-64Б1М. А это — штат целого танкового батальона.

Если принять во внимание, что Лабутин руководит «Укрспиртом» с марта 2014 года, то на 1 октября 2014 года в его кармане осело тяжелое вооружение 8-ми танковых бригад или $81 млн.

Удивительно и другое. Почему страна уже не первый месяц наблюдает публичное противостояние фискальной службы и руководства «Укрспирта» в лице Лабутина, заведены уголовные дела, публично заявлено о масштабах коррупции в госпредприятии — но дальше этого дело не идет. Не шло дело и в начале года, когда проверки работы ведомства инициировал Минфин. Ничего не происходило и год назад, когда «Укрспирт» проверяли силовые ведомства.

Кто же помогает Лабутину увеличивать собственные доходы за счет разворовывания «Укрспирта», уничтожения и остановки отечественной отрасли?

Кто делит с Лабутиным деньги, украденные из «Укрспирта»?

Ответ на эти вопрос мы дадим в следующих публикациях.