С 1 февраля оператор мобильной связи «Киевстар» отменяет пять дешевых контрактных пакетов и переводит абонентов на более дорогие. Эксперты предупреждают, что это повышение цен на мобильные услуги станет далеко не единственным в этом году. По их словам, сегодня все операторы стеснены обстоятельствами и вынуждены повышать уровень дохода с одного абонента, иначе украинский телеком очень скоро отбросит в «каменный век» по сравнению с иностранцами, а сам бизнес перестанет приносить прибыль.
В 2016 году все мобильные операторы Украины отметились тем, что повышали стоимость тех или иных пакетов мобильной связи, а также вводили новые и, как правило, более дорогие. Так, в феврале и сентябре прошлого года Vodafone и «Киевстар» пересматривали условия по своим дешевым пакетам.
МТС со середины января 2016 года Vodafon отменил возможность перехода на контрактные пакеты под брендом МТС, предлагая желающим сменить тарифный план и новым клиентам — контрактные пакеты Vodafone с большей абонплатой (увеличение произошло в четыре раза — с 35 до 150 грн), но, в то же время, и со значительно большим объемом пакетного интернет-трафика.
Оператор lifcell также осенью прошлого года стимулировал переход клиентов на новые виды дешевых пакетов. Для этого на пакеты с низкой абонплатой и максимальным количеством бесплатных минут он резко повышал цену. Взамен абонентам, которых не устраивала новая цена, предлагали новый пакет, который дороже прежнего, но дешевле нового.
Начало 2017 года также ознаменовалось новыми ценовыми сюрпризами для абонентов мобильной связи. Так, «Киевстар» с февраля отменил пять дешевых контрактных пакетов, переведя абонентов на более дорогие. При этом повышение стоимости пакета составило от 4,2% до 62,5%.
Операторы осторожничают
В то же время, на вопрос, планируют ли операторы и далее повышать тарифы в 2017 году, в компаниях отвечают очень осторожно. Например, в пресс-службе lifcell сказали, что не планируют этого делать до конца года. Другие же операторы акцентировали внимание на том, что отмена старых и введение новых тарифных планов обусловлены меняющимися потребностями клиентов и рынка. При этом игроки рынка подчеркивают, что в новых тарифах абонент получает больший объем услуг, как-то интернет-трафик, количество пакетных минут и SМS.
В «Киевстаре» «Апострофу» также уточнили, что с февраля отменили лишь те тарифные планы, которыми пользовалось менее 2% абонентов сети, а новые пакеты дадут клиентам больше возможностей.
«Киевстар» делает все возможное, чтобы предоставлять абонентам простые и понятные тарифные предложения, с оптимальным объемом услуг. Для этого надо пересматривать старые, неактуальные тарифные планы. Мы надеемся, что предложенные клиентам тарифные планы полностью удовлетворят возросшие потребности в мобильном общении», — отметили в пресс-службе компании.
В пресс-службе Vodafone признают наличие негативных факторов на рынке, однако также акцентируют внимание, что компания при повышении тарифов расширяет пакеты услуг.
«Новые тарифы будут появляться по мере изменения модели потребления. Vodafone использует в Украине распространенную в Европе и в мире тарифную модель V&D — «дата + бесплатный голос». Голос, как и раньше, будем отдавать бесплатно (за исключением межсетевого трафика, который нам самим приходится покупать у других операторов), а пакеты мобильного интернета будем давать разные – на любой кошелек и любые объемы пользования», — говорят в компании.
Причины для подорожания
Эксперты телекомрынка подтверждают, что операторы мобильной связи заинтересованы в том, чтобы повышать средний доход с одного клиента. Именно этим и вызвана тенденция к появлению новых, более дорогих пакетов с расширенным наполнением.
Давать больше за большие деньги — способ, который сегодня выбрали для увеличения доходов украинские операторы мобильной связи. Он более выгоден и менее болезненный для клиента. Тем более, что число продвинутых пользователей телеком-услуг растет, а тех, которые после изменения тарифного плана вынуждены покупать не нужные услуги, уменьшается.
К тому, чтобы зарабатывать больше, операторов толкает несколько обстоятельств. Во-первых, резкий рост курса иностранных валют.
Как подчеркивает эксперт телеком-рынка Роман Химич, в Украине тарифы на мобильную связь до сих пор феноменально низкие, и не только по сравнению с Западной и Восточной Европой, но и многими странами «третьего мира». По словам партнера консалтинговой группы TIM: Telecom-IТ-Media Анатолия Фроленкова, «средний чек» украинских операторов мобильной связи не дотягивает до этих стран, даже несмотря на то, что наш рынок насыщен.
«Вместе с этим, в расходах телекомоператоров велика валютная составляющая, — рассказывает Химич. — Они покупают оборудование за валюту, проводят в ней значительную часть операционных расходов, в частности, регулярные выплаты в пользу вендоров — производителей оборудования. Рассчитываются в валюте с зарубежными операторами. Таким образом, украинские операторы априори имеют стимул индексировать свои тарифы пропорционально девальвации гривны».
Вторая причина — необходимость инвестировать в обновление сетей. Чтобы операторы могли поддерживать качество своих услуг на приличном уровне, они вынуждены вкладываться в модернизацию.
Как отмечает Химич, из-за неадекватной государственной политики украинские операторы не смогли одновременно с соседними странами (Беларусью и Молдовой) перейти на сети третьего поколения (3G), поэтому вынуждены делать это сейчас, в общей неблагоприятной экономической обстановке.
«Более того, в ближайшее время государство навяжет операторам и строительство сетей четвертого поколения — 4G. Им предложат купить лицензии, для чего надо раскошелится на значительную сумму в гривне, а потом уже и в валюте — на закупки оборудования», — говорит Химич.
Фроленков также указывает, что кроме девальвации, выросли лицензионные сборы операторов, общий уровень, а также минимальная зарплата, что, естественно, тянет за собой увеличение отчислений в бюджет.
«Все это объективные факторы, которые обуславливают рост тарифов на мобильную связь», — говорит он.
Химич также указывает на еще одну причину, по которой операторы мобильной связи увеличивают свои тарифы. В пролом году Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) директивно уменьшила почти в двое (с €0,16-0,175 до €0,10) ставку терминации международного трафика.
«Это те деньги, которые зарубежные компании платят украинским операторам за входящие к нам звонки. В результате этого решения НКРСИ положительное сальдо платежного баланса операторов стало отрицательным. То есть, они потеряли часть валютного дохода», — пояснил Химич.
Все эти обстоятельства, по мнению экспертов, подстегивают украинских операторов мобильной связи любыми доступными методами увеличивать свои доходы. Тем более, что, как отмечает Фроленков, все они присутствуют в листинге международных финансовых бирж.
«Инвестпривлекательность телекомоператоров привязана к твердой валюте. Соответственно, чтобы привлекать деньги на международном рынке, им надо показывать хороший финансовый результат», — говорит он.
Чего ждать
Как утверждают эксперты, в 2017 году украинские операторы мобильной связи продолжат вводить новые, более дорогие тарифные пакеты с расширенным перечнем услуг. Все компании сейчас находятся приблизительно в одинаковых условиях и вынуждены увеличивать прибыль, чтобы поддерживать существование бизнеса.
При этом, по мнению Химича, операторы будут стремиться к тому, чтобы абоненты увеличивали свои расходы на мобильную связь не только в 2017, но и в последующие годы.
«Сейчас уже средние тарифы поднялись в среднем на 15-25% и, думаю, до конца года нас еще ждет новый рост, — говорит Фроленков. — Конечно, кто-то из операторов может занять выжидательную позицию, чтобы частично выиграть время и абонентскую базу. Но они получат лишь тех клиентов, которые любят дармовщину и автоматически реагируют на минимальный тариф. Они настроены платить как можно меньше, но при этом хотят получать высококачественную услугу, предоставление которой требует немалых затрат. Поэтому та часть абонентской базы, которую операторы потеряют из-за увеличения тарифных планов, не самая «вкусная». А качественных, надежных абонентов они сохранят».
По мнению Фроленкова, до конца 2017 года повышение среднего дохода с абонента мобильной связи в Украине может повыситься на 50%, но это будет происходить в несколько этапов.
«Здесь сложно оценивать и прогнозировать, говорит он. — Если резко повышать большинство тарифных планов, этим будет стимулироваться отток клиентов. Но это правило выведено в условиях стабильных экономик. В Украине же произошла беспрецедентная ситуация, когда за очень короткий срок курс национальной валюты упал в три раза, товары тоже подорожали втрое. Я склонен считать, что где-то к началу следующего бизнес-сезона, к осени, произойдет новая корректировка тарифов. Но они не должны увеличится более, чем на 25%. Следующий этап роста будет позже», — прогнозирует эксперт.
В то же время Химич считает, что операторам придется сегментировать свою абонентскую базу, выделяя группы клиентов, которые нуждаются в увеличении объема и качества услуг и готовы платить за это. Именно за их счет можно будет увеличить средний доход с одного клиента. Остальные же так и останутся малодоходными, поскольку финансовые возможности огромной части домохозяйств уже исчерпаны, из-за плачевного состояния экономики.
При этом Фроленков уверен, что новые, более дорогие тарифные планы мобильных операторов в Украине все равно останутся в разы ниже, чем в других странах.