Кабинет министров и Государственная служба по вопросам труда предлагают убрать существующие сейчас ограничения в отношении проверок украинских предприятий. В частности, планируется возобновить внезапные проверки бизнеса. Что из этого выйдет, есть ли угроза для предпринимателей и почему в итоге в Украине могут вырасти цены?
Кабинет министров под председательством Владимира Гройсмана, еще недавно заявлявшего о важности поддержки украинского бизнеса и обещавшего «не дать спуску паразитам, мешающим отечественным предпринимателям», зарегистрировал 15 февраля законопроект №8045 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания надлежащих, безопасных и здоровых условий труда». В пояснительной записке к документу предлагается возобновить проверки предприятий без заблаговременного предупреждения, как это происходит, начиная с ноября 2016 года в результате внесения изменений в закон «Об основных принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности», когда соответствующие органы потеряли право беспрепятственно инспектировать бизнес. Принятый тогда закон о либерализации контроля определил, что проверяющие органы обязаны уведомлять предприятие о своем визите не позже, чем за 10 дней, кроме тех случаев, когда служба по вопросам труда идет на инспекционные рейды по выявлению незадекларированных работников. Закон также определял, что проверку можно проводить только в присутствии руководства предприятия.
Теперь же в Государственной службе труда, которая и стала основным автором упомянутого документа, уверены, что «эффективность проверки может быть обеспечена ее внезапностью, возможностью, в случае угрозы жизни или здоровью человека, остановить выполнение работ, а также эксплуатацию оборудования повышенной опасности». Апеллировали авторы законопроекта к несчастному случаю, произошедшему на шахте «Степная» ГП «Львовуголь» в марте 2017 года, когда погибло восемь шахтеров и еще 36 было травмировано. В ведомстве считают, что такие ограничения, как предупреждение заранее, обязательное присутствие руководства и проверка только в рабочее время, не позволяют «соответственно и своевременно придерживаться соблюдения прав человека», а значит, уследить за тем, насколько защищены жизнь и здоровье работника.
Законопроект также предусматривает снятие моратория на проверку предприятий в контексте соблюдения трудового законодательства, охраны и гигиены труда и горного надзора и требований ряда международных договоров.
Право проводить проверки, в случае принятия документа, предоставляется Государственной службе Украины по вопросам труда. Порядок проведения проверок, согласно тексту сравнительной таблицы, определит Кабмин.
Однако, как отмечается в пояснительной записке, текст законопроекта утвердили без согласования с Министерством экономического развития и торговли, Государственной регуляторной службой Украины. При этом были учтены замечания к документу со стороны Министерства юстиции.
Глава Госслужбы по вопросам труда Роман Чернега рассказал «Апострофу», что не усматривает коррупционных рисков в отношении бизнеса в данном документе. «Мы выписываем четкие основания, по которым можем идти на проверку. Во-первых, мы устанавливаем перечень предприятий, которые могут быть в зоне риска нарушения трудового законодательства. Например, мы получаем данные фискальной службы и видим, что предприятие вырабатывает какое-то количество продукции, и на предприятии работает 10 человек. А в 2017 году работает уже два человека, а количество продукции остается на том же уровне. Таким образом, предприятие попадает в зону риска: там или уволили людей и перевели на незадекларированный труд, или модернизировали производство. Вот мы пойдем и посмотрим. Установление таких рискоориентированных подходов и будет одним из предохранителей от получения коррупционных выгод инспекторами», - рассказал чиновник.
Не усматривает Чернега и возможного давления на бизнес. «Мы хотим, во-первых, иметь информацию о том, где нарушается трудовое законодательство, а, во-вторых, своевременно реагировать, разъяснять и только в последнюю очередь привлекать к ответственности ту часть бизнеса, которая нарушает законодательство. Ведь результатом таких нарушений может быть не просто невыплаченная зарплата, но и такие трагические случаи, когда, например, в Киеве несовершеннолетний парень погиб на стройке, а он вообще не должен был там работать. Мы исходим только из этих побуждений», - пояснил он.
Вместе с тем, представители украинского бизнеса не столь оптимистичны относительно инициатив власти. Учредитель и совладелец одной из сетей супермаркетов Борис Музалев считает, что вследствие таких проверок пострадают, прежде всего, украинские потребители. «А вот просто подорожают продукты питания. На наш бизнес уже так давят, что у нас самые низкие показатели экономики. Может быть, в Конго только давят на бизнес больше, чем у нас. Но я считаю, что надо давить еще сильнее, а мы же в себе уверены и будем держаться. Слабые умрут и конкурентов будет меньше», - с иронией описал «Апострофу» ситуацию бизнесмен.
Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский поясняет изданию такой скепсис: «Во многих развитых странах Европы очень высокие и жесткие штрафы касательно любых нарушений в сфере труда. Но дело в том, что там предприятия просто не знают, что такое административное давление, неправомерные проверки и так далее. Скепсис же украинского бизнеса понятен: такое нововведение может быть использовано не для борьбы с нарушениями на предприятиях, а для давления на бизнес. Ключевая проблема – отсутствие доверия к контролирующим органам».
Предохранителем от коррупции в случае проверок на предприятиях могла бы стать диджитализация системы, полагает Забловский. По его словам, это свело бы к минимуму присутствие чиновника в системе.
Осторожно комментируют инициативу и в офисе украинского бизнес-омбудсмена.
«Я не знаю, насколько аспект внезапности идеологически совпадает с тем подходом, чтобы у нас был электронный реестр мер регуляторного уровня. Хотя в некоторых случаях какая-то внезапность не должна исключаться, но в качестве базового подхода она должна очень аккуратно быть применена», - прокомментировал «Апострофу» заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак.
Решать судьбу законопроекта предстоит народным депутатам.
«Последнее слово, конечно, за парламентариями, поэтому сейчас говорить, что нас отпустили в свободное плавание, еще рано», - резюмировал Роман Чернега.