Вскоре после видеодопроса президента Петра Порошенко по делу о государственной измене Виктора Януковича слово взял сам беглый экс-президент Украины. На пресс-конференции в РФ он отвечал на вопросы журналистов и говорил не только о следствии, но и о Донбассе, аннексии Крыма и так далее. Российский политолог Дмитрий Орешкин рассказал «Апострофу», зачем, по его мнению, понадобилось это выступление, какую роль Кремль сейчас отводит Януковичу и в чем ужас ситуации с Украиной для Владимира Путина.
Тема Украины в России каким-то странным образом не вызывает горячего отклика. Такое ощущение, что ее выводят из информационного мейнстрима, потому что люди перестали воспринимать крымский и донбасский сюжеты как победу и как тему, которая объединяет. Поэтому и на пресс-конференцию Януковича нет активной реакции, насколько я могу судить. И если это и делалось по инициативе Кремля, то лишь для того, чтобы оживить ситуацию перед выборами, потому что никаких новых подвигов у Кремля за последние месяцы не было. А были, наоборот, довольно явные поражения: будь то Сирия, будь то Олимпийские игры, будь то [Настя] Рыбка или аргентинские наркотики…
Как-то везде плохо. А надо, чтобы было хорошо. Может быть, напомнить, что мы «победили Украину», отобрали у нее Крым, что-то в этом стиле? Если это придумали в Кремле. Но проблема в том, что людей это все равно не радует. Какая разница, что там Янукович говорил?! Это для него важно. В восприятии общественного мнения это важно для Украины. Но с ней мы уже как бы расстались, и это вообще уже не наша проблема. Взгляд примерно такой. Ужас для Путина в том, что эта тема уже отработана и, скорее, вызывает раздражение.
Если Янукович и политический игрок, то это не игрок Кремля и федерального центра. И Путин, и Медведев о нем в свое время высказывались весьма пренебрежительно. Нет ощущения, что он в их глазах дорого стоит: сбежал, бросил «вверенный ему участок работы», не оправдал доверия. Так что если это и какая-то игра с целью ввести нового человека, то игра какого-то силового лобби, которое хочет убрать [куратора оккупированного Донбасса и помощника президента РФ Владислава] Суркова после его неприятностей с [бывшим главарем так называемой ЛНР Игорем] Плотницким.
Мы так и не знаем судьбы Плотницкого: сидит он под следствием или где-то в Средиземном море купается. Об этом не говорят, что, в общем, плохой знак для Плотницкого: более вероятно, что он все-таки сидит, чем купается в Средиземном море. А чего разговаривать с Сурковым, если человека, который как бы от его имени подписал Минские соглашения в качестве «руководителя ЛНР», взяли за шиворот и вышвырнули из игры? А, соответственно, вроде как и Суркова вышибли из игры.
Может быть, это попытка ввести новую фигуру как лидера переговорного процесса. Я могу себе такое представить. Но не думаю, что это делается на самом верху, потому что и Путин, и Медведев не в восторге от Януковича. Можно спекулировать много, но проблема в том, что никто в России пока, насколько я могу судить, в том числе по тем СМИ, которые читаю, не видит никаких признаков, что кто-то всерьез этим озаботился.