Имплементация Минских договоренностей, среди которых – широкие права на автономию Донбасса в обмен на отвод российских войск и вооружения, проведение региональных выборов под международным наблюдением, контроль Украины над границей с Россией, остановилась. Обмена пленными пока не происходит. Постоянно нарушается режим прекращения огня. Украинская армия ежедневно сообщает о новых раненых и убитых.
Донбасс постоянно получает подкрепление в виде российских военных и вооружения. Сепаратисты регулярно препятствуют деятельности мониторинговой миссии наблюдателей ОБСЕ. Количество беженцев с оккупированных территорий составляет около 1,5 млн человек.
По полученным из Донецка и Луганска данным там происходит полный беспредел. Руководители наемников набивают себе карманы. А за фасадом «потемкинских деревень « в виде «народных республик» всем руководят российские офицеры и консультанты.
До сих пор федеральное руководство и Евросоюз избегали попыток называть вещи своими именами.
Не от незнания, а потому, что стремились оставить дверь для Путина открытой и дать ему возможность выйти из ситуации, сохранив лицо. Стремились к посредничеству без перехода на ту или иную сторону.
Эта нерешительность оставляет большое пространство для российской пропаганды и создает затруднения при попытке Украины получить поддержку европейского общества. Голландский референдум стал сигналом предупреждения.
При этом на глазах у всех идет необъявленная война России против Украины. Первым ее актом была аннексия Крыма, инсценированная как «добровольное присоединение», вторым стала война на востоке Украины, которой руководит Кремль.
Как и в начале «операции «Крым», российское руководство отрицает свою роль как активного участника боевых действий на Донбассе.
Ярким примером служит заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая в ответ на требование освободить украинскую летчицю Надежду Савченко, которая была приговорена к 22 годам лишения свободы в показательном процессе, устроенном Москвой, безапелляционно заявила, что Россия не является субъектом Минских договоренностей. Потому что якобы обязательства, налагаемые в соответствии с этим соглашением, касаются только двух конфликтующих сторон, то есть Киева и сепаратистских республик.
Почему же Запад принимает участие в этой игре, вместо того, чтобы указать российскому руководству на сферу его ответственности?
Двойной игрой характеризуется деятельность миссии ОБСЕ, которая ведет мониторинг соблюдения режима прекращения огня. Среди ее наблюдателей представители из России составляют один из крупнейших, второй по величине контингент, что позволяет им значительно влиять на планирование выездов и составление отчетов относительно ситуации на местах.
Агрессор выступает в роли арбитра. В то же время Кремль умывает руки, когда группам ОБСЕ постоянно блокируют доступ к важнейшим военным точкам на оккупированных территориях.
Надо вдумчиво взвесить предложение о расширении мандата ОБСЕ, которое предоставило бы ему функции сильной полицейской миссии.
Но до тех пор, когда Кремль одновременно выступает в роли агрессора и арбитра, роль ОБСЕ сведется к фиговому листку.
Тем временем усиливается давление на Украину в вопросах предоставления полной автономии оккупированным территориям, а Россия все увеличивает свой контроль.
В Москве действует правительственная комиссия по Донбассу, в состав которой входят пять министерств и секретные службы, к ней и ведут все политические, финансовые, административные нити. СМИ полностью находятся под российским контролем, любое проукраинское высказывание крайне опасно.
Неизвестно, как при таких условиях возможно свободное и честное волеизъявление на выборах. Даже не вспоминая об осуществлении избирательного права беженцев.
Требовать от Украины реализации обязательств по Минским договоренностям в то время, как российская сторона фактическим занимается присоединением Донбасса, означает создать российскую марионеточную республику на востоке Украины с благословения Запада. Неужели это и есть цена «нормализации» отношений с Россией?
Про аннексию Крыма уже никто не вспоминает. Очередное угнетение и изгнание крымских татар не является предметом обсуждения.
Замалчиваются также вопросы российских обязательств в реализации Минских договоренностей. Почему делается вид, что неопровержимых данных о российском присутствии на востоке Украины не существует? Почему Запад единогласно не требует от Москвы прекращения военного снабжения отрядов наемников?
В то время как участие российских граждан в боевых действиях за рубежом грозит большими сроками заключения в случае «Исламского государства», донбасские ополченцы вербуются и проходят подготовку в России, а их финансирование осуществляет правительство. По всем признакам Украина для Москвы не подпадает под категорию «другое государство».
Президента Порошенко заставили пойти на Минские договоренности, когда он был в сложной ситуации – украинская армия терпела угрозы уничтожения в ситуации постепенного наступления регулярных российских войск.
Эти договоренности были призваны остановить военные действия и начать политический процесс, который до сих пор актуален. Но неприемлемо требовать от Украины выполнения обязательств без встречных шагов с российской стороны.
Вот почему нужны новые дипломатические подходы и новый формат для политического решения конфликта.
США и Великобритания не могут оставаться в стороне. Они вместе с Россией были государствами-гарантами Будапештского меморандума 1994 года. Тогда Украина отказалась от ядерного оружия и в качестве компенсации получила гарантию политического суверенитета и территориальной целостности.
Вашингтон и Лондон не могут избежать выполнения своих обязанностей по данным договоренностям. В противном случае это станет тревожным сигналом в политике разоружения: поскольку тот, кто отказывается от собственного ядерного оружия в обмен на международные гарантии, стоит на песке.
Только при условии решительных действий Запада в этом вопросе Путин, возможно, даст себя убедить в том, что для России сотрудничество с Европой и Америкой важнее, чем раздробление украинской территории.
Большую ошибку совершают те, кто дает ему понять, что он способен иметь и то, и другое. Пока Кремль будет продолжать свою политику интервенции, санкции должны действовать.
Уступка российским силовым играм будет не только предательством по отношению к украинскому демократическому движению, но и предательством по отношению к Европе.
Европейский Союз, если он серьезно рассматривает собственную состоятельность, должен настаивать на принципах европейского мирового порядка. Его основой является отказ от насилия в международных отношениях и равенство суверенитета всех европейских стран. Предметом переговоров с Кремлем может стать что угодно, но только не это.
Евросоюз должен отбросить сомнения по поводу поддержки демократического пути в Украине.
Но это не карт-бланш для олигархов и коррумпированных политиков. Наоборот, успешному развитию реформаторского движения в Украине угрожают как извне, так и изнутри.
Ей нужна европейская солидарность, ясность и твердость, чтобы преодолеть все угрозы.