Сейчас, говорят эксперты, существует глубокий конфликт в воровском сообществе в мировом масштабе. Между собой не смогли договориться лидеры ряда воровских кланов (речь идет о сферах влияния как в криминальном мире, так и в области легального бизнеса). Среди таких лидеров — Дед Хасан, Лаша Ш., Тариэл, Шакро… Говорят, именно на фоне упомянутого конфликта и был убит знаменитый вор Япончик (в причастности к его гибели до сих пор подозревают Хасана). Этот конфликт за годы стоил жизни и здоровья уже немалому количеству криминальных авторитетов, некоторых подставили под арест, а кое-кого даже «тормознули» (так на нынешнем сленге называют процесс лишения воровского звания, синоним — «дать по ушам»). Правда, для этого необходимо решение серьезной воровской сходки.
Большая сходка нужна ныне и для обратного процесса, то есть коронации. Если раньше было достаточно решения троих авторитетных воров, то теперь обязательна сходка, чтобы присутствовали не менее 15 авторитетов. Впрочем, из-за конфликта собирают сходку обычно из «своих» (то есть из одного клана), что далеко не всегда признается всем воровским сообществом. Так, в последнее время в Москве Хасан короновал на такой сходке четверых: уже упомянутого Армена, живущего в Украине, а также белоруса, дагестанца и русского. Последние трое ныне отбывают сроки за разные преступления (белорус — на родине, остальные в РФ). По слухам, дагестанца и русского уже «тормознули», лишили воровского звания.
Делается это так: к ним «подходят» (тоже специфичный термин криминального мира, означающий личное общение) уважаемые воры и объясняют, что, мол, тебя короновали неправильно, воры тебя таковым не считают, потому не именуй себя так, иначе нарвешься на неприятности за самозванство (а это может быть и смерть). Армен и белорус пока остаются ворами.
А вообще-то есть информация, что во избежание подобных эксцессов процесс коронации во всем воровском сообществе приостановлен на неопределенное время. Если кого и коронуют вопреки такому решению, его, скорее всего, «тормознут». В Украине же, по сведениям нашего источника, уже много лет коронаций не было (одним из последних короновали из украинских воров Васю Ушатого, свой голос за него подал тогда и авторитет Антимос).
В последние годы ворами становятся не только те, кто имеет за плечами множество «ходок к хозяину» (то есть судимостей). Из этой старой когорты, пожалуй, самый яркий представитель — Лера Сумской (около 8 «ходок»). Причем он, как представитель старой школы и ревнитель «понятий», досиживал каждый срок «до звонка». Но есть и другие воры, кто в тюрьме был мало (а то и вовсе не был). Говорят, когда арестовали российского вора Т. (в свое время он был депортирован из Украины), то он… не знал, как правильно войти в камеру! (А это непростая процедура, надо все сделать «по-понятиям»). Причина — это был его первый арест, несмотря на уже имевшееся воровское звание… Зато вор в законе Бадри был коронован еще в 16 лет и потом не раз побывал за решеткой. К Украине этот вор тоже имеет интерес, его задерживали в Крыму (говорят, у Бадри с Хасаном, мягко говоря, напряженные отношения).
Воровские сходки: в украине крупных нет
Последняя по-настоящему крупная сходка воров в Украине была еще в 1995 году в Одессе. Потом много раз воры пытались проводить сходки, но по 10—15 человек, да и то, как правило, их разгонял УБОП. Последний раз воры пытались провести сходку в одном из ресторанов Киева в начале июня с.г. (собирались обсудить криминальную ситуацию в стране, финансовые проблемы, положение в тюрьмах и пр.). Присутствовали воры Лера Сумской, Печуга, еще некоторые, а также новый «смотрящий» по Киеву Артур Львовский (он не вор, а «положенец», то есть возможный кандидат в воры). УБОП Киева их «накрыл», почти всех задержал (лишь двое сумели убежать). Впрочем, предъявить им был нечего, так что вскоре всех отпустили, дав лишь понять: сходок не допустим!
ОБЩАК. Единой воровской «кассы» в Украине, утверждают эксперты, нет. В этом плане страна разделена на три региона. Центр первого — Киев, в этот «общак» стекаются средства из северной и центральной частей Украины. Второй центр — Донецк, он «обслуживает» восточную часть страны. Третий — Одесса, сюда «отстегивают» денежки с преступных промыслов южной и западной части государства. В принципе, в «общак» обязаны платить «долю малую» все, кто получает криминальные доходы (кражи, угоны, разбой, рэкет, мошенничество и многое другое).
Используются средства в Украине традиционно для «общака», то есть на «грев зон» (финансовая и материальная поддержка тех, кто отбывает срок), помощь их близким на свободе, подкуп правоохранителей, гонорар адвокатам и пр. Примерный размер каждого из трех «общаков» в Украине — около 1 млн. долларов (в разное время может быть чуть больше или меньше). За каждый из «общаков» есть ответственный в регионе, но общее руководство, по слухам, осуществляет «смотрящий по Украине», то есть Лера Сумской.
Размер украинских денег не позволяет, по мнению экспертов, использовать их на внедрение в крупный легальный бизнес. А вот в Москве «общак» используется на покупку акций, целых предприятий, вкладывается в банки и пр.