Попытка убедить граждан в том, что у государства нет денег, а потому незащищенные слои населения должны затянуть пояса, не выдерживает критики. Даже не беря во внимание масштабы разворовывания госказны, возмущает циничная дискриминация рядовых граждан.
К примеру, ограничивая пенсии и повышая пенсионный возраст для простых граждан, депутаты наотрез отказались ограничить пенсии себе. То ли дело. В парламенте сегодня работают около ста пенсионеров. Аналогичная ситуация и с законопроектом № 9127. В нем ни одной строчки о внесении изменений в Закон «О статусе народного депутата», предусматривающий немалое количество льгот народным избранникам. Не говоря уже о Конституции, которая гарантирует полную их неприкосновенность.
Сирые и убогие
Основные привилегии народных избранников закреплены в Законе «О статусе народного депутата Украины». Из 38 статей документа 36 посвящены правам, привилегиям и льготам депутатов и лишь две — их обязанностям. Одна из последних обязывает ежегодно подавать декларацию о доходах. А вторая систематически нарушается, поскольку обязывает депутатов соблюдать Конституцию, лично участвовать в заседаниях ВР, придерживаться требований трудовой дисциплины, поддерживать связь с избирателями и пр.
Сегодня минимальный заработок народного депутата Украины составляет около 17 500 грн в месяц (средняя зарплата в Украине — 2694 грн, минимальная зарплата — 985 грн, минимальная пенсия — 784 грн). Кроме того, депутаты ежегодно получают материальную помощь в размере 35 тыс. грн, несмотря на то что практически вся жизнедеятельность парламентария обеспечивается за счет казны. За государственные деньги депутат обеспечен жильем, транспортом, о его здоровье бесплатно заботятся лучшие врачи, за казенный счет он отдыхает в VIP-санаториях. Немало льгот сохраняется и после сложения депутатских полномочий. При отставке депутату выплачивается сразу 12 зарплат. Дальше на протяжении двух лет ему платят 100% зарплаты. А после того и до пенсии — 50% зарплаты. Пенсии у депутатов тоже достаточные.
Впрочем, депутатская зарплата далеко не единственный доход парламентариев. К примеру, Ринат Ахметов, согласно декларации, в 2010-м заработал 34,2 млн грн. При этом зарплата этого народного депутата (который, к слову, ни разу не посетил в прошлом году парламент) составила 211 тыс. грн. Правда, в пресс-службе миллиардера заверили, что все выплаты ВР за 2010 год, как и за предыдущие, олигарх передавал на благотворительные цели. У спикера Владимира Литвина бизнеса нет. Но кроме зарплаты в парламенте в размере 242,8 тыс. грн, в прошлом году он заработал 424,8 тыс. грн научной и преподавательской деятельностью. Вице-спикер Николай Томенко получил зарплату в 264,4 тыс. грн и еще 70 тыс. грн заработал научной и творческой деятельностью.
Народные избранники не брезгуют материальной помощью. Так, в 2010-м от нее не отказался депутат Александр Третьяков, доход которого за год составил почти 65 млн грн (из них депутатская зарплата — 158,2 тыс. грн). В нынешнем году от материальной помощи отказались лишь 12 народных избранников из 450 (в частности, Ринат Ахметов, Анатолий Гриценко, Арсений Яценюк, Наталья Королевская и др.).
При этом здание под куполом не самое популярное для ежедневного посещения место — далеко не все депутаты ходят на работу. Да и зачем, ведь достаточно наличия карточки (к примеру, за пенсионную реформу проголосовало 248 карточек, в то время как в сессионном зале лично присутствовали 143 депутата). И смысла в таком присутствии практически нет. Законы принимаются по взмаху руки. Так же плодотворно работают и в комитетах. Например, за неделю с 12 по 16 сентября, по словам спикера Владимира Литвина, в заседаниях парламентских комитетов участвовали 44 народных избранника, а 400 депутатов вообще не ходили на работу. Впрочем, снова-таки, зачем посещать комитеты, если все документы готовят Администрация президента или Кабмин?
Защищенные Конституцией
Тема отмены депутатских льгот активно используется политсилами для заигрывания с электоратом. Только нынешним созывом ВР были подготовлены более полутора десятка соответствующих законопроектов. Но дальше деклараций дело не идет. Как правило, такие изменения инициируют оппозиционные политсилы, но, придя к власти, забывают о своих обещаниях.
Между тем еще 15 апреля 2000 года на Всеукраинском референдуме 87% населения проголосовали за отмену депутатской неприкосновенности. Но узаконить волеизъявление народа ни один состав парламента так и не удосужился.
Протестуя против ограничения VIP-пенсий, депутаты ссылались на то, что это ущемит их права, предусмотренные ст. 22 Конституции. Она запрещает сужать права граждан при принятии новых законов. Но в украинских реалиях вышло так, что данная норма распространяется исключительно на депутатов и никак не касается простого населения. Ведь и пенсионная реформа, и законопроект № 9127 значительно ограничивают права украинцев по избирательному принципу. В целом же законопроект об отмене льгот противоречит как минимум 12 статьям Конституции и ряду действующих законов (в частности, Закону «О государственных социальных стандартах и гарантиях», согласно которому социальные гарантии устанавливаются только законами).
Но кроме такой дорогой для депутатов 22-й статьи, Конституция содержит и 24-ю, которая гласит, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. При этом не может быть привилегий или ограничений по признакам политических убеждений, происхождения, имущественного положения… или иным признакам. То есть все привилегии и льготы народных депутатов, членов КМУ, судей, прокуроров и т. д. по сути нарушают данное положение Конституции. Потому, по логике, вначале депутатам следовало бы отменить все льготы и привести законодательство в соответствие со ст. 24 Конституции (либо же дискриминацию должен ликвидировать Конституционный Суд). А уже потом, согласно ст. 22 Конституции, не допускать сужения содержания и объема существующих прав и свобод во время принятия новых законов.