Государственно-чиновничий аппарат не в состоянии соблюдать собственные акты. Логика скидки по оплате коммунальных услуг противоречит базовому законодательству

Недавно выходных Президент утвердил рекомендации Кабинету министров, выработанные в ходе последнего заседания Совета Регионов. Среди прочего, правительству предложено проанализировать причины увеличивающейся задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. А в качестве возможной контрмеры, рекомендовано изучить опыт Киевской городской администрации по введению скидки за своевременно оплаченные услуги.

Двухуровневая (в зависимости от срока оплаты) система тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающая 6-10%-ные скидки, целиком ложится на плечи исполнителей услуг – ЖЭКи. В результате, они теряют всякую возможность выходить по результатам своей хозяйственной деятельности на прибыльные показатели. С другой стороны, убыточная схема работы будет убивать в зародыше все предпосылки по улучшению качества услуг. А ведь основная причина недовольства населения – не постоянное удорожание платежей по «коммуналке», а удорожание без всякого намека на улучшение качества услуг.

Тем не менее, инициативу главы Киевской городской государственной администрации Александра Попова заметили в верхах и, похоже, решили спроецировать этот опыт на всю страну. Еще 16 марта Попов встречался с Януковичем и докладывал о начале применения в столице двухуровневых тарифов. Президент тогда выразил заинтересованность и предложил отследить выполнение киевского эксперимента по результатам первого квартала и внести предложения по применению такой системы на территории всей Украины. Учитывая, что за март льготы уже начислены (скидка применяется в случае оплаты до 20-го числа), первой реакции Кабмина можно ожидать уже на ближайших заседаниях.

На всем этом фоне никто из чиновников не вспоминает о том, что скидки предоставляются по тарифам, которые в основном не покрывают себестоимость услуги. Данные по основным региональным центрам на 1 апреля четко показывают эту ситуацию.

Данные: Минрегионстрой и ЖКХ

Такие показатели можно оценить двояко: либо в Минрегионстрое не имеют понятия о настоящей себестоимости производства коммунальных услуг, либо Киевская власть нарушает закон. Согласно ст. 31 закона «О жилищно-коммунальных услугах» органы местного самоуправления устанавливают тарифы в размере не ниже экономически обоснованных затрат на их производство. В противном случае, местная власть должна возместить производителям/исполнителям услуг из регионального бюджета разницу между установленными тарифами и экономически обоснованными затратами на производство услуг. А как видно со слов начальника Главного управления по вопросам ценовой политики Киева Василия Яструбинского, никто никакой разницы оплачивать не намерен – все убытки ложатся на ЖЭКи.

Не лишним будет вспомнить и то, что именно на необходимость справедливого расчета тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приведения их к единому уровню по всей стране Виктор Янукович как минимум трижды обращал внимание госслужащих только с начала этого года. «В ближайшее время нам надо выровнять тарифы на воду, газ, жилищно-коммунальные тарифы, чтобы они были едиными. И принять все необходимые акты, законы, подзаконные акты, постановления Кабмина. Даже если надо сейчас вводить какие-то временные правила – подумайте и предложите. Давайте мы вместе примем это решение. Дальше так жить нельзя», – сказал он 25 февраля.

Касательно профильного регулятора, который и должен сделать тарифы по стране едиными, глава государства также не раз высказывался. По закону Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг должна была быть создана еще до 1 января 2011 года. Позже, 24 января, Президент поручил правительству в срочном порядке проанализировать выполнение закона о создании комиссии и обеспечить ее работу. «Ситуация, которая сейчас существует – недопустима», – отметил тогда Янукович. Рекомендации по срочному решению вопроса с Национальным регулятором прозвучали и на заседании Совета Регионов 7 февраля. Кроме того, свое поручение Кабмину глава государства продублировал 14 февраля. Комиссии же нет и поныне.

Все это очень хорошо раскрывает степень понимания проблемы среди чиновников. Без комплексного подхода вытянуть отрасль из банкротства невозможно. Взявшись за повышение платежной дисциплины населения (которое по цепочке в конце концов приводит к сокращению убытков НАК «Нафтогаз Украины»), чиновники упустили из виду тот факт, что по мере дальнейшего обветшания инфраструктуры никакие скидки не помогут собрать с людей деньги за холодные батареи или воду со ржавчиной. Зато пока киевская власть имеет возможность вдоволь попиариться на своей инициативе.

Однако в перспективе эти скидки все равно будут нивелированы распоряжением Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Ведь независимо от того, когда именно начнет свою работу профильный регулятор, – через неделю или через полгода, – он сразу же столкнется с необходимостью приведения тарифов по всей стране к «единому знаменателю». Тогда-то проблема тарифообразования и ударит по власти с новой силой. В одночасье население будет поставлено перед фактом дальнейшего повышения «коммуналки» до окончательного экономически обоснованного уровня. И местным властям придется по-тихому свернуть благородную практику применения скидки – иными словами, ликвидировать несоответствие тарифной политики базовому отраслевому закону.